В самом деле этот пожар. Как вы понимаете смысл в самом деле этот пожар как бы разделил их

Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя И. А. Гончарова:

«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных» Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами И. А.Гончарова.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала

текста:« В самом деле, этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым.»

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3 Как Вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему:

«Что такое человечность», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй - из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.


(1)Толик по­смот­рел на небо. (2)Низко над го­ро­дом пла­ва­ли чёрные тучи. (3)Толик вгля­дел­ся по­луч­ше. (4)Это был дым, ко­то­рый под­ни­мал­ся всё выше и выше.

- (5)Что это? - спро­сил Толик, и серд­це его дрог­ну­ло.

- (6)Горит, - рас­се­ян­но от­ве­тил отец, думая о своём.

- (7)Что горит?

- (8)Как будто вы­се­лен­ная де­рев­ня за го­ро­дом.

- (9)Что? - вски­нул­ся Толик. - (10)Тёмка! (11)Там Тёмка!

(12)Толик ри­нул­ся вперёд, вы­ско­чил на мо­сто­вую и по­бе­жал изо всех сил. (13)Он нёсся сломя го­ло­ву так, как не бегал ни­ко­гда в жизни. (14)Он мчал­ся как бе­ше­ный, не думая ни о чём, кроме Тёмки. (15)Рядом по­ка­за­лась чья-то тень, ко­то­рая вы­рва­лась вперёд. (16)Он узнал отца.

(17)Го­ре­ло с той сто­ро­ны, где ещё утром были дома. (18)Там гу­де­ло бе­ше­ное пламя, вы­ры­ва­лись ог­нен­ные плащи с чёрной дым­ной кай­мой, гул­ки­ми зал­па­ми взле­та­ли ввысь ог­нен­ные угли. (19)Пламя стре­ми­лось ввысь, и кру­ти­лось крас­ны­ми смер­ча­ми, и пе­ре­бе­га­ло с крыши на крышу, а де­ре­вян­ные до­миш­ки, про­сох­шие на­сквозь за много лет жизни, вспы­хи­ва­ли, как спи­чеч­ные ко­роб­ки, один за дру­гим.

(20)По­жар­ные впу­стую ме­та­ли в огонь ост­рые во­дя­ные стре­лы: вода ис­па­ря­лась, не до­ле­тая до крыш.

- (21)Там маль­чик! - кри­чал отец. - (22)Там маль­чик!

(23)Толик раз­гля­дел, как в дыму, оку­тав­шем окрест­но­сти, к дому ри­ну­лись, рас­кру­чи­вая на ходу шлан­ги, двое по­жар­ных в кас­ках и подъ­е­ха­ла ещё одна ма­ши­на. (24)Но по­жар­ные бе­жа­ли мед­лен­нее, по­то­му что их за­дер­жи­вал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обо­гна­ли их.

(25)Рядом с Тёмки­ным домом стоял сухой то­поль. (26)Он уже горел вовсю, слов­но факел. (27)Сго­рев­шие ветки крас­ны­ми чер­вяч­ка­ми па­да­ли на крышу, и крыша вспых­ну­ла на гла­зах у То­ли­ка, за­ня­лась в одно мгно­ве­нье.

- (28)Назад! - крик­нул отец. - (29)Не­мед­лен­но назад!

(30)Но Толик мот­нул го­ло­вой. (31)Со­брав силы, он ки­нул­ся вперёд и, обо­гнав отца, вско­чил в дом. (32)Ды­шать стало нечем, и горло разъ­едал едкий дым. (33)Толик на ощупь про­брал­ся к кро­ва­ти, по­тро­гал мат­рас. (34)Тёмки не было.

(35)Каш­ляя, маль­чик вы­ско­чил из из­буш­ки и тут же уви­дел Тёмку.

(36)На­ки­нув на го­ло­ву курт­ку, тот пол­зал по земле, хва­тал что-то и пря­тал за па­зу­ху - он ловил цып­лят, спа­сая их от огня.

(37)В это время на нём вспых­ну­ла курт­ка. (38)Тёмка сбро­сил её, но тут же крас­ный уголёк - сго­рев­шая то­по­ли­ная ветка - упал ему на ру­баш­ку, и ру­баш­ка за­го­ре­лась.

(39)Отец стре­ми­тель­но ки­нул­ся на Тёмку и при­да­вил его к земле. (40)Потом отец под­нял­ся, схва­тил Тёмку на руки и по­бе­жал к ма­ши­не ско­рой по­мо­щи.

(41)То­ли­ку стало страш­но. (42)Он уви­дел ма­ши­ну с крас­ным кре­стом, со­гну­тую, мок­рую спину отца и но­сил­ки. (43)На но­сил­ках лежал Тёмка. (44)Он лежал как-то стран­но, будто хотел от­жать­ся от но­си­лок.

- (45)Ло­жись! (46)Ло­жись! - го­во­рил ему отец, но Тёмка не­по­слуш­но тряс го­ло­вой, и Толик понял его. (47)Он под­бе­жал к Тёмке и стал вы­тас­ки­вать у него из-за па­зу­хи жёлтых пе­ре­пу­ган­ных цып­лят. (48)Он пря­тал их к себе за ру­баш­ку, раз­гля­ды­вая рану на Тёмки­ной спине, и плача ру­гал­ся:

- (49)Что же ты на­де­лал, юный на­ту­ра­лист!

(50)Толик вгля­ды­вал­ся в Тёмкино осу­нув­ше­е­ся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на сло­вах по­жа­леть, как это часто бы­ва­ет, а на самом деле?

(51)Толик за­ви­до­вал Тёме, сво­е­му ге­рой­ско­му то­ва­ри­щу, и гля­дел на него ува­жи­тель­но, будто на взрос­ло­го.

(52)В самом деле, этот пожар как бы раз­де­лил их. (53)Толик остал­ся таким же маль­чиш­кой, как был, а Тёмка сразу стал взрос­лым.

(По А. А. Ли­ха­но­ву)

* Ли­ха­нов Аль­берт Ана­то­лье­вич (1935 г. р.) - пи­са­тель, жур­на­лист, пред­се­да­тель Рос­сий­ско­го дет­ско­го фонда. Осо­бое вни­ма­ние в своих про­из­ве­де­ни­ях пи­са­тель уде­ля­ет роли семьи и школы в вос­пи­та­нии ребёнка, в фор­ми­ро­ва­нии его ха­рак­те­ра.

Пояснение.

15.1 От того, как человек говорит, зависит его восприятие окружающими: какое впечатление он произведет, как будут восприниматься его слова, добьется ли он преследуемых целей. Наша речь – это показатель нашей культуры или бескультурья, нашей духовности или бездуховности, нашего внутреннего богатства или нищеты. Именно об этом и говорит высказывание И.А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».

Попробуем подтвердить высказывание Гончарова примерами из текста Альберта Лиханова. Так, например, в предложениях 28-29 ((28)Назад! - крикнул отец. - (29)Немедленно назад!) представлена речь отца, который в критической ситуации пытается остановить мальчика, рвущегося на пожар. Отец понимает всю опасность ситуации, ему некогда объяснять, почему нельзя идти к горящему дому, он кричит, чтобы его услышали. Вот почему автором используются безличные восклицательные предложения.

В предложении 49 (Что же ты наделал, юный натуралист!) Толик обращается к Тёмке, называя его несколько иронично, но очень тепло, по-дружески, юным натуралистом. Толик очень переживал за друга, отсюда такие интонации в предложении.

Таким образом, нам удалось доказать, что речь человека – показатель его ума, души, его сути. Следовательно, прав был И.А. Гончаров, утверждая, что наша речь многое может сказать о человеке.

15.2 Предложенные для анализа строки я могу растолковать так: во время экстремальной ситуации - пожара - Тёмка совершил поступок взрослого человека, который противопоставил его Толику. Своё суждение я могу подтвердить примерами из прочитанного текста.

Толик и Тёмка - друзья. Во время вспыхнувшего пожара Толик стал свидетелем того, как Тёмка, рискуя собственной жизнью, пытался спасти от огня беззащитных цыплят (предложение 36). Мальчик до последнего боролся за их жизнь. Мужественный поступок друга вызвал у Толика восхищение и уважение (предложение 51). Толику показалось, что после случившегося Тёмка стал взрослее его.

Таким образом, человек становится взрослым тогда, когда он берёт на себя ответственность за другого.

15.3 Человечность – это качество, которым принято характеризовать людей, умеющих переживать чужую боль как свою собственную, способных к состраданию, готовых прийти на помощь, искреннее посочувствовать, пожалеть, не осудить. Стремясь лишь к удовлетворению собственных потребностей, многие из нас становятся чёрствыми, эгоистичными, равнодушными к чужому горю. А ведь без человечности немыслима внутренняя красота, утрата которой ведёт к духовному убожеству.

В рассказе Альберта Лиханова рассказывается о двух друзьях. Во время вспыхнувшего пожара Толик стал свидетелем того, как Тёмка, рискуя собственной жизнью, пытался спасти от огня беззащитных цыплят. Мальчик до последнего боролся за их жизнь. Мужественный поступок вызывает восхищение. Только человек с большим сердцем мог так поступить.

Настоящим Человеком можно назвать доктора Лизу, которая, рискуя своей жизнью, всегда стремилась быть рядом с теми, кто нуждался в заботе, милосердии, помощи. Елизавета Глинка погибла в том самолёте, над Сочи, когда везла лекарства сирийским детям, но она до конца осталась верной себе и великому предназначению Быть Человеком. Человеку должно быть свойственно сострадание и желание прийти на помощь – важные проявления человечности. Когда мы творим добро, жизнь вокруг становится ярче, вот почему приумножение добра всегда воздаётся сторицей.

На фоне страшной трагедии в Кемерово люди опять очень эмоционально сопереживают, рассуждают о причинах и следствиях катастрофы, о пожарной безопасности в том злополучном торгово-развлекательном центре, об организации путей эвакуации, о системах пожаротушения и прочем… Это всё правильно, об этом нужно думать, но я хочу рассказать о другом.

Вы знаете, что огромное количество людей по всей стране, проживающие в обычных многоэтажных домах, в том числе и я сам, все мы почти никак не защищены от пожара? Вы ведь видели видео из Кемерово и то, с какой скоростью распространяются огонь и дым - секунды. Через 5 минут после начала пожара, если вы только что почувствовали запах дыма, но обнаружили, что уже отрезаны огнём от стандартных путей эвакуации (лестницы), ваши шансы выжить снижаются многократно.

А что такое 5 минут?

Если пожар начался на 1-ом этаже, а вы живёте на 5-ом или на 9-ом, то разве вы успеете настолько быстро почувствовать дым и среагировать? И ладно, если это лето и окна открыты, а если на улице холодно и всё закупорено? А если дома только пожилые люди или только дети - они просто не успеют быстро понять, что в доме пожар, и адекватно среагировать. Да более того: а если всё происходит ночью, и вы все попросту спите?! Вы представляете себе, что пока вы проснётесь и сообразите, что воняет гарью, огонь может уже вовсю где-то полыхать. При этом, если огонь распространяется очень быстро, то смертельно опасный дым распространяется ещё быстрее. Через 10-15 минут после начала пожара, если вы ещё не нашли пути спасения, то можно уже начинать вспоминать прожитую жизнь или делать прощальные звонки… Без шуток.

Но хуже всего, конечно, дела обстоят с теми, кто живёт в многоэтажках, хотя и жителям верхних этажей «хрущёвок» тоже нужно заранее побеспокоится о своей безопасности и предусмотреть альтернативные пути спасения. Мы все стараемся не думать об этом, чтобы не переживать «напрасно», но, как показывает практика, очень часто: спасение утопающих горящих - дело рук самих утопающих горящих.

Для понимания того, с какой скоростью распространяется огонь и дым видео из Кемерово (куда и почему пропали 3 с лишним минуты записи самого начала пожара (время в верхней части экрана) не спрашивайте - не знаю):


UPD Вот нашлись вырезанные кадры начала пожара в Кемерово:

Что происходит при пожаре на самом деле?

Во-первых, надо понимать, что пока в пожарную службу поступит сигнал, пока экипажи погрузятся и стартуют, пока подъедут к дому, пока растащат припаркованные возле дома автомобили чтобы поставить пожарные машины на «позиции» (а «пожарки» - они габаритные), пока найдут работающие гидранты и выдвинут упоры (если это машина с лестницей)… Вы понимаете, сколько пройдёт времени? А счёт, как вы помните, идёт на секунды.

Во-вторых, по поводу спасения людей, отрезанных огнём на верхних этажах:

У наших пожарных машин стандартные лестницы достают только до 5 этажа. При этом, ещё не каждая лестница разложится до подобной высоты - влияют расстояние между пож.машиной и домом, а также техническое состояние самой лестницы. Лестниц, которые реально достали бы до 9 этажа, даже в крупном городе - раз-два и обчёлся. Надо понимать, что время подъезда машины с такой высокой лестницей может быть весьма значительным (прим.: а если пожар происходит в «час пик»?!). Про более высокие лестницы я даже и не говорю - их единицы и далеко не в каждом крупном городе они в принципе есть. А вот многоэтажек в 10-20 этажей сейчас понастроили много где (прим.: мне вот интересно, а наличие подобной пожарной техники, способной достать до высоких этажей, как-то увязывается с выдачей разрешений на строительство настолько высоких домов? кто-нибудь в курсе? и как вообще это выглядит - спускаться по шатающейся от порывов ветра лестнице, например, с 15-го этажа?!)

Пожарных тентов, на которые люди могли бы прыгать, почти нет (прим.: по крайней мере почти на всех видео про спасения людей с верхних этажей, которые я просмотрел, такие тенты у пожарных отсутствовали) . Почему? Потому что эти тенты, во-первых, небезопасны: потому что трудно удерживать такой тент, когда человек прыгает с высокого этажа; потому что есть высокий риск травм для тех людей, которые этот тент удерживают (прим.: как я понимаю, именно последний фактор является главным мотивом, почему такие тенты у нас очень редко применяют пожарные) . Во-вторых, для удержания такого тента требуется очень много людей, а пожарных, когда они только приехали, всегда мало и их явно не хватает для растяжки такого тента (прим.: там по правилам требуется от 10 до 40 человек для удержания тента, в зависимости от его размера) . А ведь им требуется ещё и шланги раскатывать, и гидранты искать, и т.д. и т.п. (прим.: с другой стороны, что может быть важнее немедленной помощи тем людям, которые в любой момент на глазах у всех могут заживо сгореть?!)

Надувных кубов у нас тоже нет. По крайней мере, я не видел ни одной видеозаписи крупного пожара, где такой девайс был бы применён для спасения людей. Такое впечатление, что они хранятся только для показательных выступлений на соревнованиях МЧСников и пожарников.

Раньше в 9-этажках на лоджиях/балконах были предусмотрены пожарные лестницы выше 5-го этажа, но многие их срезали, люки заложили.

В новых домах сейчас предусмотрены «незадымляемые» лестницы, которые обособлены от квартир и лифтов, но этот путь спасения всё равно только для тех, кто быстро среагирует, потому как в случае значительного пожара в дыму будет всё - дышать и там будет нечем (прим.: в том числе потому, что могут начать гореть вент.фасады и/или внешний утеплитель - это распространённые сейчас технологии строительства, и достаточно часто строители используют дешёвые горючие материалы вместо дорогих пожароустойчивых, в этом случае пожар распространяется не только внутри дома, но и снаружи).

В новых домах везде стоит пожарная сигнализация, но как показывает опыт всех крупных пожаров последних лет, эти сигнализации повсеместно отключены.

Таким образом, мы все стараемся не думать о плохом, грустном и в том числе о возможности пожара, но фактически очень многие из нас находятся в группе риска, и у большинства в случае пожара нет даже никаких надежд на спасение... Это ведь какой-то пиздец, если честно.

Мне кажется, здесь нужно что-то менять. И если от государства что-то требовать можно довольно долго, то хотя бы самим о себе надо немного позаботиться.




Какие у вас есть альтернативные варианты спасения? (если вы живёте выше 3 этажа)

Через чердак перебраться в соседний подъезд, при условии, что люк на чердак открыт и в коридоре есть чем дышать

14 (10.5 % )

По пожарным лестницам на лоджии/балконе

10 (7.5 % )

Я живу в новом доме и у нас есть «незадымляемая» лестница (лестничная клетка расположена отдельно от квартир и лифта)

27 (20.3 % )

У меня есть индивидуальные средства спасения (спец.противогаз, Самоспас и так далее)

18 (13.5 % )

У меня нет никаких альтернативных вариантов

64 (48.1 % )


P.S. И ещё для понимания экстремальности ситуации с пожаром:


Пожар во Владивостоке:

P.S.2 По поводу пожара в Кемерово, кстати, почти все погибшие, как я понял, - это посетители кинотеатров, которые были расположены возле детской площадки, где и началось возгорание, и которые быстро не вышли из залов. Пожарная сигнализация в торгово-развлекательном центре не сработала, как и система пожаротушения, киносеанс не прервался, свет в кинозалах не включился, а через пару минут после начала пожара наоборот - электричество коротнуло и погасло (не везде). Некоторые зрители, видимо, не услышали сразу предупреждения о пожаре (в залы забегал кто-то предупредить) или люди слишком долго собирались, или вообще не придали значения одиночному крику (киносеанс ведь продолжался, напомню, и был, как я понял, самый финал фильма, развязка - возможно, кто-то решил досмотреть до конца, если не будет повторных сигналов каких-то). Через несколько минут, когда люди попытались выйти в коридор, там уже был только дым - ничего не видно, дышать почти нечем. Взрослые с детьми приняли решение укрыться в помещении и ждать спасателей, пытались открыть аварийный выход - тот был закрыт, замок сломали, но там также всё было в дыму. Прождав примерно 15 минут (потеряв драгоценное время) один единственный человек решил попробовать пробиться за помощью (они рассчитывали на быструю профессиональную помощь). При этом, своих детей мужчина оставил в кинозале, где, как он предполагал, им будет безопаснее... Человек потерял сознание через несколько метров, но именно его спасатели нашли и спасли. До людей в кинозалах спасатели не дошли:

Не обращайте внимание на спокойствие и невозмутимость Михаила Трусова на видео выше, когда он рассказывает свою страшную историю - это включаются защитные механизмы психики, которые заставляют человека как бы абстрагироваться от эмоций и ситуации. Кроме того, он наверняка напичкан успокоительным.

По информационным каналам проходило много сообщений про то, что люди якобы не могли выйти из кинозалов, звонили близким и прощались... Большинство почему-то сразу решили, что эти люди оказались каким-то образом закрыты/заблокированы в залах, что их там чуть ли не специально закрыли, что двери заело и прочее и прочее. Мне сразу все эти версии показались невероятными: как можно себе представить ситуацию, что билетёрша кого-то закроет во время просмотра кино?! А если захочется в туалет? Или с чего вдруг именно в момент начала пожара (без взрыва, который мог бы вызвать деформацию конструкций) дверь заклинит настолько, что её наадреналиненные взрослые люди не смогут сломать?! Такой бред вроде бы нормальные и даже, казалось, умные люди транслировали, не стесняясь... Так и вышло в итоге: нашлось видео - все двери были открыты. Таким образом, сами взрослые, находящиеся внутри кинозалов, неадекватно медленно реагировали на предупреждение (которое было невнятным, надо ещё раз упомянуть, а один из залов, весьма вероятно, вообще никто не известил о начале пожара) и потом ещё приняли роковое решение остаться...

Страшно всё это...

Сочинение рассуждение по тексту

(1)Толик посмотрел на небо. (2)Низко над городом плавали чёрные тучи. (З)Толик вгляделся получше. (4)Это был дым, который поднимался всё выше и выше.
(5)- Что это? - спросил Толик, и сердце его дрогнуло.
(6)- Горит, - рассеянно ответил отец, думая о своём.
(7)- Что горит?
(8)- Как будто выселенная деревня за городом.
(9)- Что? - вскинулся Толик. (10)- Тёмка! (11)Там Тёмка!
(12)Толик ринулся вперёд, выскочил на мостовую и побежал изо всех сил. (13)Он нёсся сломя голову так, как не бегал никогда в жизни. (14)Он мчался как бешеный, не думая ни о чём, кроме Тёмки. (15)Рядом показалась чья-то тень, которая вырвалась вперёд. (16)Он узнал отца.
(17)Горело с той стороны, где ещё утром были дома. (18)Там гудело бешеное пламя, вырывались огненные плащи с чёрной дымной каймой, гулкими залпами взлетали ввысь огненные угли. (19)Пламя стремилось ввысь, и крутилось красными смерчами, и перебегало с крыши на крышу, а деревянные домишки, просохшие насквозь за много лет жизни, вспыхивали, как спичечные коробки, один за другим.
(20)Пожарные впустую метали в огонь острые водяные стрелы: вода испарялась, не долетая до крыш.
(21)- Там мальчик! - кричал отец. (22)- Там мальчик!
(23)Толик разглядел, как в дыму, окутавшем окрестности, к дому ринулись, раскручивая на ходу шланги, двое пожарных в касках и подъехала ещё одна машина. (24)Но пожарные бежали медленнее, потому что их задерживал тяжёлый шланг, и Толик с отцом обогнали их.
(25)Рядом с Тёмкиным домом стоял сухой тополь. (26)Он уже горел вовсю, словно факел. (27)Сгоревшие ветки красными червячками падали на крышу, и крыша вспыхнула на глазах у Толика, занялась в одно мгновенье.
(28)- Назад! - крикнул отец. (29)- Немедленно назад!
(ЗО)Но Толик мотнул головой. (ЗІ)Собрав силы, он кинулся вперёд и, обогнав отца, вскочил в дом. (32)Дышать стало нечем, и горло разъедал едкий дым.
(ЗЗ)Толик на ощупь пробрался к кровати, потрогал матрас. (34)Тёмки не было.
(Зб)Кашляя, мальчик выскочил из избушки и тут же увидел Тёмку.
(36)Накинув на голову куртку, тот ползал по земле, хватал что-то и прятал за пазуху - он ловил цыплят, спасая их от огня.
(37)В это время на нём вспыхнула куртка. (38)Тёмка сбросил её, но тут же красный уголёк - сгоревшая тополиная ветка - упал ему на рубашку, и рубашка загорелась.
(39)Отец стремительно кинулся на Тёмку и придавил его к земле. (40)Потом отец поднялся, схватил Тёмку на руки и побежал к машине скорой помощи.
(41)Толику стало страшно. (42)Он увидел машину с красным крестом, согнутую, мокрую спину отца и носилки. (43)На носилках лежал Тёмка. (44)Он лежал как-то странно, будто хотел отжаться от носилок.
(45)- Ложись! (46)Ложись! - говорил ему отец, но Тёмка непослушно тряс головой, и Толик понял его. (47)Он подбежал к Тёмке и стал вытаскивать у него из-за пазухи жёлтых перепуганных цыплят. (48)Он прятал их к себе за рубашку, разглядывая рану на Тёмкиной спине, и плача ругался:
(49)- Что же ты наделал, юный натуралист!
(50)Толик вглядывался в Тёмкино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле?
(51)Толик завидовал Тёме, своему геройскому товарищу, и глядел на него уважительно, будто на взрослого.
(52)В самом деле, этот пожар как бы разделил их. (53)Толик остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым.
(По А. Лиханову)

Вариант 1
Жалость - это чувство, которое испытываешь к кому-то, кто попал в сложную ситуацию, чем-то обижен или ущемлён. Жалеть - значит сострадать, испытывать желание помочь тому, кто в беде.
Жалость, которая не подкрепляется никакими действиями, больше свойственна детям. Взрослые в большинстве случаев предпринимают активные действия.
Это различие между жалостью ребёнка и жалостью взрослого показано в рассказе о Толике и Тёмке. Толик признаётся, что после пожара он «остался таким же мальчишкой, как был, а Тёмка сразу стал взрослым» (предл. 53).
Тёмкино взросление произошло потому, что он пожалел цыплят не на словах, «как это часто бывает, а на самом деле».
Я считаю, что и мой младший брат стал взрослее, когда в канун прошлого Нового года решил отдать в детский дом свою любимую игрушку - железную дорогу. Так он пожалел и поддержал детей, оставшихся без родителей: «Я уже успел в неё поиграть, а им эта игра принесёт много радости».
Жалость - хорошее чувство, но лучше всего, если в паре с ней идут и поступки! Такой вывод я могу сделать из прочитанного.

Вариант 2
Я думаю, что жалость - это то же самое, что сострадание, сопереживание. Жалость может побуждать человека к оказанию поддержки или помощи пострадавшему.
Именно так и происходит в рассказе о мальчике по имени Тёмка. Жалость к цыплятам, которые могли пострадать от пожара, пробудила в нём смелость. Он не убежал из избушки подальше от пожара, а спасал птенцов и «прятал их за пазуху» (предл. 36). Когда Тёмку положили на носилки, он старался лечь так, чтобы не задавить цыплят (предл. 44).
Французскому писателю Пьеру Корнелю принадлежит фраза: «Ранимы жалостью высокие сердца». Это значит, что данное чувство чаще всего знакомо людям великодушным, сильным, добрым.
И ещё, я думаю, жалость, особенно подкреплённая действиями, - это проявление душевной силы и сострадания.

Вариант 3
Жалость - это умение отнестись к другому человеку или к любому живому существу с пониманием, способность выразить ему сочувствие и заботу. Это чувство лучше всего проявляется в поступках.
Так, в тексте А. Лиханова Тёмка из жалости бросился в пожар спасать цыплят (предл. 36), хотя сам сильно рисковал жизнью.
Это же чувство стало началом дружбы собаки и клоуна Мистера Жоржа в рассказе А.П. Чехова «Каштанка». Клоун пожалел Каштанку, когда та, выбившись из сил, заснула у дверей подъезда, и забрал к себе.
Я считаю, что жалость - это хорошее качество, оно отличает добрых, милосердных людей, которые всегда готовы прийти на помощь.

Сочинения к варианту 10

Задание 15.1

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания И.А. Гончарова: "Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных". Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.

Рассмотрим ключевые слова в этом высказывании.

Речь - слово многозначное. Здесь оно употреблено рядом со словом говор (разговор). Автор имеет в виду именно звучащий язык, говорение. Значит, мы должны в первую очередь обратить внимание на реплики героев.

Речь человека есть образ (то есть отражение) "внутреннего человека"(то есть духовного мира), сил умственных (интеллекта) и нравственных (душевных качеств, определяющих его поведение).

Пишем вместе!

И.А. Гончаров писал: "Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных". Я полностью согласна (согласен) с утверждением писателя. Когда человек говорит, он выражает словом то, что составляет мир его чувств, мыслей, убеждений и что заставляет его поступать так, а не иначе. В этом можно убедиться на примерах из текста А. Лиханова.

Узнав от отца, что горит деревня, Толик восклицает... (см. предложения 9,10. Объясните, почему герой говорит короткими, отрывистыми фразами - неполными восклицательными предложениями ).

А когда всё самое страшное было позади, Толик, плача, выговаривал Тёмке: " ... (Предложение 49. Какие чувства Толика по отношению к другу проявляются в его словах? Почему он называет Тёмку "юным натуралистом"? Чтобы понять и объяснить чувства Толика, нужно внимательно прочесть предложения 50-53 )

Итак, примеры из текста А. Лиханова убедительно доказывают мысль И.А. Гончарова о том, что речь человека раскрывает его внутренний мир. Все "нравственные силы" Толика направлены на спасение друга, и это ярко выражает его взволнованная речь.

Задание 15.2

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста:

"В самом деле, этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким мальчишкой, как был, а Темка сразу стал взрослым".

Сочинение по данной цитате лучше построить так.

1) Сформулируем риторический вопрос и таким образом зададим направление нашим размышлениям.

2) Найдем в тексте два примера, которые помогут ответить на вопрос.

3) Дадим прямой ответ на вопрос, который мы задали вначале.

4) Напишем короткое заключение.

NB! Я по - прежнему считаю, что первое предложение вашего сочинения по заданию 15.2 должно содержать общую информацию о прочитанном тексте.

Пишем вместе!

В тексте А. Лиханова рассказывается о том, как Толик спасал своего "геройского товарища" Тёмку во время пожара. В финале текста сказано: "В самом деле, этот пожар как бы разделил их. Толик остался таким мальчишкой, как был, а Темка сразу стал взрослым". Так воспринимает ситуацию Толик. Почему же ему кажется, что его товарищ стал взрослым, в то время как он сам, Толик, так и остался мальчишкой?Попробуем ответить на этот вопрос, обратившись к тексту А. Лиханова.

"Толику стало страшно", когда он увидел скорую помощь и рану от ожога на Тёмкиной спине. (Далее приведите цитату из предложения 50 и прокомментируйте ее, помня о вопросе, на который мы ищем ответ).

(Теперь приводим второй пример из текста и комментируем его. Я думаю, это должно быть предложение 51)

Итак, пожар разделил друзей: Темка сумел перейти ту черту, что отделяет взрослых от детей: (он не побоялся..., он не плакал и не жаловался, когда...). А Толику оставалось завидовать "геройскому товарищу".

Но А. Лиханов знает и мы, читатели, видим, что Толик тоже стал взрослым в этот день: (закончите предложение сами).

Задание 15.3

Как вы понимаете значение слова ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих ваши суждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, второй - из вашего жизненного опыта.

Задание то же, что в варианте 9 . Выбирайте то определение, которое можно аргументировать примерами из текста А. Лиханова.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «В самом деле, этот пожар как бы разделил их» .

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

В тексте по А. Лиханову мальчик Толик бежит в соседнюю деревню, чтобы спасти своего младшего товарища, узнав, что там случился пожар. Его товарища звали Темка, и хотя он был младше Толика, но во время пожара проявил настоящую смелость и человечность, спасая от огня маленьких беспомощных цыплят. Когда Толик увидел Темку, прячущего цыплят за свою рубаху, он был поражен его геройским поступком. Темка рисковал собственной жизнью, спасая этих цыплят. Когда Толик кричал ему: «Ложись!», Темка не мог этого сделать, потому что у него за пазухой были цыплята (45, 46,47).

Финал текста дает понять читателям, что именно в сложных жизненных ситуациях открывается истинное лицо человека. Темка мог не на словах, а на деле доказать то, что он Человек с большой буквы, способный спасти других ценой собственной жизни. Несмотря на свою юный возраст, он повел себя как взрослый и смелый человек, смог победить свой страх. Этот пожар заставил Толика задуматься, смог бы он поступить также, как Толик: «Толик вглядывался в Тёмкино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле?». Таким образом, финал текста показывает читателям, что Толик изменил свое отношение к Темке после пожара, он понял, что этот маленький мальчик способен на взрослые и геройские поступки. А вот сам Толик сомневался, смог ли бы он поступить так же, поэтому этот пожар и разделил их на взрослого и мальчишку (52, 53).

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: