Учреждение верховной распорядительной комиссии дата. Что значит "верховная распорядительная комиссия"

ВЕРХОВНАЯ РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ, учреждена Высочайшим указом от 12 февр. 1880, «чтобы положить предел беспрерывно повторяющимся покушениям дерзких злоумышленников поколебать в России государственный и общественный порядок». Целый ряд террористических покушений, которыми сопровождалось революционное движение к. 1870-х, вызвал в правительстве убеждение, что меры, предпринимавшиеся до сих пор, оказались недостаточными и не достигающими цели. В совещании высших сановников, происходившем под председательством императора 8 февр., цесаревич выступил с предложением учредить следственную комиссию с обширными полномочиями, действия которой распространялись бы на все части Империи. Это предложение и получило осуществление в учреждении Верховной распорядительной комиссии. Для борьбы с революционным движением комиссии предоставлено было принять всякого рода меры, и все ведомства должны были беспрекословно исполнять соответствующие ее распоряжения; комиссии было поручено непосредственное ведение всех политических дел, возникших в Петербургском военном округе, и верховное направление таких дел во всей Империи. Главный начальник комиссии получил право главноначальствующего в С.-Петербурге, причем ему подчинен был градоначальник, имевший право непосредственно испрашивать Высочайшие повеления и присутствовать при всех докладах министров, если они имели связь с задачами комиссии. Во главе Верховной распорядительной комиссии был поставлен генерал-адъютант М. Т. Лорис-Меликов, членами ее назначены были: член Государственного Совета К. П. Победоносцев, князь Имеретинский, статс-секретарь М. С. Каханов, сенаторы Ковалевский и Шамшин, товарищ начальника Третьего отделения Его Императорского Величества канцелярии генерал Черевин, генерал Батьянов и правитель канцелярии Министерства внутренних дел Перфильев. Свою программу Лорис-Меликов изложил на первом же заседании комиссии; она сводилась к двум главным задачам: подавлению террористов и изысканию средств для уврачевания тех болезней общества, которые породили революционное движение и поддерживали его.

Предложенные Лорис-Меликовым меры были таковы:

1) твердо преследовать преступные действия революционеров, но не смешивать со злоумышленниками людей, не участвующих в преступной партии и в революционных проявлениях ее;

2) установить единство действий полиции, прокуратуры и суда в деле преследования политических преступлений;

3) при достижении указанных целей стремиться к возвращению от чрезвычайных мер к нормальному порядку;

4) побудить органы правительства внимательно относиться к потребностям общества, благожелательно выслушивать заявления дворянства, земств и городов, для чего привлекать эти общественные элементы к участию в таких вопросах, которые близко касаются их местных нужд;

5) восстановить доверие к учебному ведомству, не касаясь основ системы. Перемена в личном составе управления учебным ведомством, по мнению Лорис-Меликова, «будет встречена с величайшим сочувствием всей Россией».

Было декларировано объединение всех действий властей в деле борьбы с революционерами, ускорение производства по политическим делам (были преданы военному суду несколько лиц, участвовавших в покушениях террористов); вместе с тем Лорис-Меликов принял целый ряд мер по облегчению участи лиц, сосланных и арестованных по одним подозрениям в неблагонадежности, и поставил на очередь вопрос о пересмотре правил об административной высылке и надзоре. Множество лиц, подвергнутых административным карам в предыдущие годы, было освобождено по личным представлениям Лорис-Меликова; генерал-губернаторы получили инструкции, в которых им рекомендовалось усвоить новые начала, принятые правительством в борьбе с революционным движением при применении ими административных мер взыскания.

События показали, что деятельность комиссии была неэффективна. Некоторые ее мероприятия стимулировали рост политического бандитизма. Добрая воля царя расценивалась революционерами как слабость. Убедившись в бесплодности работы комиссии, Александр II упразднил ее.

Спецслужбы Российской Империи [Уникальная энциклопедия] Колпакиди Александр Иванович

Глава 11 Верховная распорядительная комиссия

Верховная распорядительная комиссия

К 1880 г. в России вновь складывается революционная ситуация. С 1875 по 1879 г. в стране было зафиксировано 152 крестьянских выступления; 16 из них пришлось усмирять с помощью войск. География волнений постоянно расширялась: в 1878 г. они наблюдались в 14 губерниях, в 1880 г. ими были охвачены уже 34 губернии центра, юга и востока европейской части России. Одновременно нарастало рабочее движение: в 1875–1879 гг. происходят 165 выступлений пролетариата, причем больше половины их пришлось на последние два года. Венчала этот процесс революционная организация «Народная воля», возникшая в августе 1879 г. и объединившая в своих рядах около 500 членов. Народовольцы подготовили семь покушений на Александра II, и Третье отделение, несмотря на все свои усилия, так и не смогло пресечь революционный террор. Как уже говорилось, окончательно убедившийся в неэффективности ведомства, Александр II создает новую структуру государственной безопасности – Верховную распорядительную комиссию по охранению государственного порядка и общественного спокойствия.

Она была учреждена царским указом от 12 февраля 1880 г. для «положения предела беспрерывно повторяющимся в последнее время покушениям дерзких злоумышленников». В состав комиссии первоначально вошли 9 человек (генерал-майор свиты М.И. Батьянов, начальник штаба гвардии и Петербургского военного округа генерал-адъютант князь А.К. Имеретинский, управляющий делами Комитета министров М.С. Каханов, сенатор М.Е. Ковалевский, обер-прокурор Сената П.А. Макаров, правитель канцелярии МВД С.С. Перфильев, член Государственного совета К.П. Победоносцев, исполняющий обязанности шефа жандармов П.А. Черевин, сенатор И.И. Шамшин, с мая 1880 г. начальник Главного управления печати Н.С. Абаза), но поскольку она собиралась на свои заседания только три раза, то уже современники высказали достаточно обоснованное предположение, что эта структура представляла собой не более чем ширму, скрывающую фактически диктаторскую власть ее главного начальника графа М.Т. Лорис-Меликова. Ему были предоставлены все права петербургского градоначальника и ведение политического следствия в столице и Петербургском военном округе, а также верховный надзор за политическими расследованиями по всей стране. Все требования Лорис-Меликова по делам об охранении государственного порядка и общественной безопасности подлежали немедленному исполнению органами власти всех уровней, а распоряжения главного начальника Верховной распорядительной комиссии могли быть отменены только самим императором. Особым указом от 3 марта 1880 г. Александр II передал Лорис-Меликову управление Третьим отделением, прежде подчинявшимcя непосредственно императору, а 4 марта и Отдельным корпусом жандармов.

Одним из существенных факторов, препятствовавших эффективной борьбе правительства с революционным движением, являлось соперничество между органами политического сыска, привыкшими действовать бесконтрольно, и новыми судебными органами, появившимися в результате либеральных реформ Александра II и ревниво защищавшими свои ведомственные права. В своем отчете за март 1880 г. член Верховной распорядительной комиссии, управляющий делами Комитета министров М.С. Каханов писал Лорис-Меликову, что соперничество между жандармами и прокуратурой крайне отрицательно сказывается на борьбе с государственными преступниками. Юридические рамки по каждой процедуре были настолько строгими, что малейшее отступление от них со стороны следователя или прокурора почти автоматически приводило к оправданию в суде самого злостного террориста. Кроме того, «неподлежащие воззрения» реформаторов в прокуратуре часто приводили к поражению правительственной стороны в судебных политических процессах и вызывали ответную резко негативную реакцию жандармов. В целях преодоления этих недостатков Верховная распорядительная комиссия пыталась объединить усилия всех административных и судебных органов, ранее созданных для борьбы с революционным движением, и ускорить следствие по делам о государственных преступлениях, равно как и упорядочить вопрос об административной ссылке и о полицейском надзоре. Стремясь ликвидировать крайне непопулярное в народе Третье отделение, Лорис-Меликов направил туда для ревизии члена комиссии сенатора И.И. Шамшина. Последний представил отчет, свидетельствовавший о чрезвычайно неудовлетворительном состоянии дел в этом ведомстве. Воспользовавшись временным затишьем революционного террора, глава Верховной распорядительной комиссии решил сделать эффектный жест в сторону либеральной общественности, добровольно «отказавшись» от своих диктаторских полномочий, и 26 июля 1880 г. подал императору доклад, в котором предложил одновременно ликвидировать как саму комиссию, так и Третье отделение, а их функции передать Министерству внутренних дел, на пост руководителя которого Лорис-Меликов прочил самого себя. Идея была одобрена Александром II, и 6 августа 1880 г. на свет появился царский указ «О закрытии Верховной Распорядительной Комиссии, упразднении III отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии и об учреждении Министерства почт и телеграфа». Просуществовавший всего семь месяцев чрезвычайный орган прекратил свое существование, а его главный начальник, почти ничего не потерявший из своих властных полномочий, пересел в кресло министра внутренних дел.

«III отделение Собственной нашей Канцелярии упразднить, с передачей дел оного в ведение министра внутренних дел, образовав особый для заведывания ими в составе Министерства внутренних дел Департамент государственной полиции...»

Так одновременно с упразднением старой структуры был создан последний в истории Российской империи орган государственной безопасности. У многих современников, привыкших к лицемерию царского правительства, возникло убеждение, что на деле произошла не ликвидация, а простое переименование органа политического сыска и вся реформа в очередной раз свелась к простому изменению вывески с сохранением прежнего кадрового состава. Либеральный журналист Г. Градовский, например, писал:

«При старом режиме были и хорошие, показные стороны в обособленном и независимом существовании III отделения, этой полиция над полицией или сверхполиции. На деле вышла пересадка, а не упразднение. Корпус жандармов с его шефством даже не умирал, а «отделение» превратилось в департамент государственной полиции. Все функции остались в неприкосновенности, а исчезла лишь прежняя возможность контроля над Министерством внутренних дел. При хорошем министре, в благополучные времена, такое совместительство было безвредно; но имели ли мы благожелательных министров внутренних дел после Лорис-Меликова?»

Подобную точку зрения разделяют и некоторые современные историки. Однако факты заставляют внести серьезную корректировку в подобную схему.

Из книги XX век танков автора

Из книги Катастрофы под водой автора Мормуль Николай Григорьевич

Причины ищет комиссия Комиссия по расследованию причин катастрофы была создана на следующий день после гибели «Трешера», 11 апреля. В состав этой комиссии вошли видные подводники, специалисты кораблестроители и бывший командующий подводными силами Атлантического флота

Из книги Германская армия на Западном фронте. Воспоминания начальника Генерального штаба. 1939-1945 автора Вестфаль Зигфрид

Комиссия по перемирию 22 июня 1940 года в Компьенском лесу Кейтель и генерал французской армии Хюнцигер подписали договор о мире. Через два дня в Риме было заключено перемирие между Францией и Италией. Французы чувствовали, что подписание последнего особенно унизительно.

Из книги «Спасите наши души!» [Неизвестные страницы истории советского ВМФ] автора Шигин Владимир Виленович

Государственная комиссия приступает к работе

Из книги Броня русской армии [Бронеавтомобили и бронепоезда в Первой мировой войне] автора Коломиец Максим Викторович

Закупочная комиссия С началом Первой мировой войны перед военным ведомством России встала острая проблема - снабжение армии автотранспортом. Дело в том, что к августу 1914 года в Русской Армии имелось всего 711 автомобилей (418 грузовых, 239 легковых и 34 специальных -

Из книги Неизвестные страницы истории советского флота автора Шигин Владимир Виленович

Государственная комиссия приступает к работе Уже на следующий день после гибели К-8 в Вашингтоне представитель Пентагона провел пресс-конференцию с представителями американских средств массовой информации. Ошарашив собравшихся, он заявил: «В конце прошлой недели в

Из книги Призыв на военную службу [Пособие для призывника и его представителя] автора Чаплыгин Аркадий Алексеевич

Из книги Устройство вооруженных сил Республики автора Самуйлов В. И.

Особая Центральная Комиссия В составе Председателя, членов по одному: от Всеросс. Главного Штаба, от Управления по ремонтированию армии от Военно-Ветеринарного Управления, от Народных Комиссариатов- Продовольствия, Внутренних дел и Земледелия.На названную Комиссию

Из книги Переписка И. Сталина с У. Черчиллем и К. Эттли (июль 1941 г. – ноябрь 1945 г.) автора Власова Е.

Комиссия по изданию дипломатических документов при МИД СССР: д-р эконом. наук А. А. ГРОМЫКО (Председатель Комиссии), чл. – корр. Ак. наук СССР В. М. ХВОСТОВ (Заместитель Председателя), канд. истор. наук И. Н. ЗЕМСКОВ (Ученый Секретарь), доц. Г. А. БЕЛОВ, чл. – корр. Ак. наук СССР Е. М.

Из книги ОГПУ против РОВС. Тайная война в Париже. 1924-1939 гг. автора Гаспарян Армен Сумбатович

ГЛАВА 2. Следствие по делу похищения генерала Миллера. НТС и Туркул против РОВС. «Внут. линия» защищается. Расследование журналистов. Генерал Абрамов и следственная комиссия РОВС. Допросы Плевицко В 5 часов 15 минут утра 23 сентября два полицейских инспектора произвели

Из книги Атомный проект. История сверхоружия автора Первушин Антон Иванович

Атомная комиссия В декабре 1919 года в Петроградском университете состоялось открытие годичного собрания научных работников недавно созданного Государственного оптического института. После сообщения ученого секретаря о проделанной работе на кафедру поднялся директор

Из книги Танковые войны XX века автора Больных Александр Геннадьевич

Урановая комиссия Научный обозреватель газеты «Нью-Йорк таймс» Уильям Лоуренс внимательно следил за достижениями в области ядерных исследований. В конце апреля 1940 года он узнал от Петера Дебая, который тогда посетил США, что большая часть сотрудников Физического

Из книги Воспоминания (1915–1917). Том 3 автора Джунковский Владимир Фёдорович

Глава 14. МАЛЕНЬКАЯ, НО НЕОБХОДИМАЯ ГЛАВА Завершилась Вторая мировая война, и теперь генералы (и маршалы тоже) могли спокойно перевести дух, оглядеться и решить, что следует делать дальше. Собственно, такой вопрос перед ними не стоял, они умели и любили только одно и,

Из книги У истоков русской контрразведки. Сборник документов и материалов автора Батюшин Николай Степанович

Харьковский генерал-губернатор

Его возвращение в Петербург совпало с учреждением особых временных генерал-губернаторов (Европейская Россия была разделена на шесть генерал-губернаторств), снабженных почти безграничными полномочиями, для искоренения в государстве крамолы (терроризма), проявившейся во многих частях Империи целым рядом преступных действий.

7 апреля 1879 года был назначен временным генерал-губернатором Харьковской губернии, где незадолго перед этим был убит губернатор князь Д. Н. Кропоткин; с 17 апреля того же года - командующий войсками Харьковского военного округа. Исполняя обязанности харьковского генерал-губернатора, Лорис-Меликов заслужил уважение харьковчан тем, что не прибегал к огульным репрессиям. Учитывая подобное отношение населения, народовольцы даже не включили его в список генерал-губернаторов, которым они вынесли смертные приговоры.

Главный начальник Верховной распорядительной комиссии

В начале 1880 года, вскоре после взрыва в Зимнем дворце 5 февраля 1880 года, был вызван в Петербург для обсуждения вопроса о мерах для борьбы с революционным движением. 14 февраля 1880 года был назначен Главным начальником учреждённой 12 февраля того же года Верховной распорядительной комиссии, которая была наделена обширными полномочиями; с 3 марта - временным начальником III Отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии.

Вскоре после назначения Лорис-Меликова в различные концы европейской части империи были снаряжены сенатские ревизии. Итогом их деятельности стало резкое уменьшение количества политических дел на местах. Материалы ревизий позволили Лорис-Меликову сделать вывод о том, что главной причиной общественного недовольства стала незавершенность Великих реформ. Это касалось и крестьянского малоземелья, и разорительных для их хозяйств выкупных платежей, и недопущение представителей общества к решению государственных вопросов.

В целях сосредоточения в одних руках высшего заведования всеми органами, призванными к охранению государственного спокойствия, предложил упразднить III Отделение и передать все его дела и функции во вновь учрежденный Департамент полиции при Министерстве внутренних дел. Им были предложены меры к облегчению участи лиц, высланных административным порядком по политической неблагонадёжности и принадлежавших в значительной мере к числу учащейся молодежи. Некоторое отражение системы Лорис-Меликова можно найти в «Письмах о современном состоянии России» Р. А. Фадеева , бывшего товарища Лорис-Меликова по службе на Кавказе.

Несмотря на сделанное 20 февраля 1880 года неким Молодецким покушение на него, продолжал держаться высказанных им начал в борьбе с революционным движением.

Министр внутренних дел. Цареубийство

В конце лета 1880 года возбудил вопрос о прекращении деятельности Верховной распорядительной комиссии, которая и была закрыта 6 августа того же года; в тот же день был назначен министром внутренних дел.

Из числа всех мероприятий, задуманных при нём, в промежуток времени с ноября 1880 года по май 1881 года, были осуществлены весьма немногие, как, например, отмена акциза на соль (по финансовому ведомству) или уменьшение выкупных платежей. Из задуманных им мероприятий, уже после его отставки, была осуществлена отмена подушной подати.

В борьбе правительства с пропагандой свержения монархии и с терроризмом держался воззрения, что для предотвращения или раскрытия преступной горсти людей не должно стеснять мирных граждан вообще и что отмена установленных общих ограничений и исключительных мероприятий может отнять почву у антимонархической пропаганды. Тем не менее не отказывался он и от репрессивных мер в отношении народовольцев. За 16 месяцев его правления в России прошло 32 политических судебных процесса и было вынесено 18 смертных приговоров. Лорис-Меликов лично принимал участие в допросах арестованного в ноябре 1879 года террориста Г. Д. Гольденберга и получил от него ценные показания.

Во время его руководства министерством было совершено убийство в Петербурге главы государства при обстоятельствах, свидетельствовавших об отсутствии достаточных мер по охране личной безопасности императора (таково было мнение обер-прокурора Победоносцева и императора Александра III). Тем не менее за несколько дней до этого Лорис-Меликов настойчиво рекомендовал Александру II временно воздержаться от поездок по столице. Однако император пренебрег рекомендациями своего министра. Благодаря тому, что один из террористов - Н. Рысаков , - убегая с места преступления, был схвачен оказавшимся рядом мостовым сторожем на конно-железной дороге крестьянином Михаилом Назаровым и дал обширные показания следствию, удалось раскрыть всю террористическую организацию (её главарь Желябов был арестован за 2 дня до цареубийства на основании показаний харьковского террориста Гольденберга , которые были даны ещё в конце 1879 года).

Увольнение. В отставке

Цареубийство явственно показало правящим кругам крах курса умиротворения либералов и революционеров. В письме от 6 марта 1881 года обер-прокурор К. П. Победоносцев писал новому императору Александру III : «<…> час страшный и время не терпит. Или теперь спасать Россию и Себя, или никогда. Если будут Вам петь прежние песни сирены о том, что надо успокоиться, надо продолжать в либеральном направлении, надобно уступать так называемому обще

ВЕРХОВНАЯ РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

по охранению государственного порядка и общественного спокойствия - учреждена в России 12 февр. 1880 для руководства борьбой с революц. движением после взрыва в Зимнем дворце 5 февр., произведенного С. Н. Халтуриным. Создание В. р. к. было выражением "кризиса верхов". Состав В. р. к.: гл. начальник - гр. М. Т. Лорис-Меликов, чл. Гос. совета К. П. Победоносцев, нач. штаба Петерб. округа ген.-адм. кн. А. К. Имеретинский, управляющий делами К-та министров М. С. Каханов; сенаторы: M. E. Ковалевский, И. И. Шамшин, П. А. Марков, товарищ главноуправляющего 3-м отд. П. А. Черевин, ген. М. И. Батьянов и правитель канцелярии мин. внутр. дел С. С. Перфильев, а с мая - нач. гл. управления печати Н. С. Абаза. Гл. начальнику В. р. к. предоставлялись права главноначальствующего в Петербурге и его окрестностях и поручалось прямое ведение (в остальной части империи - "верховное направление") следств. дел по гос. преступлениям, временно подчинялись 3-е отделение и корпус жандармов. В. р. к. имела 5 заседаний. Деятельность комиссии сводилась к объединению всех адм. и суд. органов, созданных для борьбы с революц. движением, для ускорения следствий по делам о гос. преступлениях, упорядочения вопроса об адм. ссылке, а также о полицейском надзоре. В целях привлечения к борьбе с революц. движением "благомыслящей части общества" Лорис-Меликов выступил с обращением к жителям столицы. Пользуясь поддержкой наследника престола, он вмешивался во все области гос. управления: добился отставки мин. нар. просвещения и обер-прокурора Синода гр. Д. А. Толстого, назначения товарищем мин. финансов Н. X. Бунге. 11 апр. Лорис-Меликов в докладе Александру II поставил вопрос о проведении ряда реформ. В. р. к. являлась лишь консультативно-исполнит. органом при ее начальнике, фактически - диктаторе. 6 авг. В. р. к., как выполнившая осн. задачи, была ликвидирована. 3-е отделение упразднялось и все его функции передавались в Мин-во внутр. дел, где был создан Департамент гос. полиции. Лорис-Меликов был назначен мин. внутр. дел.

Источн.: 2 ПСЗ, т. 54, No 60492, b0607, т. 55, No 60617, 61279, СПБ, 1881-84; Всеподданнейший доклад гр. П. А. Валуева и док-ты к В. р. к., "РА", 1915, кн. 11-12, с. 216-48.

Лит.: Зайончковский П. A., Верховная распорядительная комиссия, в сб.: Из истории крестьянства, сел. х-ва и революц. движения. В честь 75-летия Н. M. Дружинина, М., 1961; Татищев С. С., Император Александр II, его жизнь и царствование, т. 1-2, 2 изд., СПБ, 1911.

П. А. Зайончковский. Москва.


Советская историческая энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова . 1973-1982 .

Смотреть что такое "ВЕРХОВНАЯ РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ" в других словарях:

    По охранению государственного порядка и общественного спокойствия чрезвычайный государственный орган в Российской империи в феврале августе 1880, созданный после взрыва в Зимнем дворце, произведённого 5 февраля С. Н. Халтуриным и объединивший… … Википедия

    По охранению государственного порядка и общественного спокойствия чрезвычайный государственный орган в России в феврале августе 1880. Создан для борьбы с революционным движением. Председатель М. Т. Лорис Меликов … Большой Энциклопедический словарь

    По охранению государственного порядка и общественного спокойствия, чрезвычайный высший орган государственного управления в феврале августе 1880. Создана для борьбы с террористической деятельностью партии Народная воля. Председатель граф М. Т.… … Русская история

    По охранению государственного порядка и общественного спокойствия, высший чрезвычайный орган государственного управления в России в феврале августе 1880. Создан после взрыва в Зимнем дворце, организованного С. Н. Халтуриным (5 февраля 1880).… … Энциклопедический словарь

    По охранению государственного порядка и общественного спокойствия учреждена в г. С. Петербурге именным указом императора Александра II, данным Сенату 12 февраля 1880 г. (П. С. З., № 60492), в видах прекращения покушений на государственный и… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    По охранению государственного порядка и общественного спокойствия, учреждена в России 12 февраля 1880 (после взрыва в Зимнем дворце, произведённого 5 февраля С. Н. Халтуриным) для руководства борьбой с революционным движением. Создание… …

    ВЕРХОВНАЯ РАСПОРЯДИТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО ОХРАНЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЩЕСТВЕННОГО СПОКОЙСТВИЯ - правительственный комитет, созданный 12 февраля 1880 г. для руководства борьбой с революционным движением в России. Образование Верховной распорядительной комиссии произошло вслед за взрывом в Зимнем дворце, произведенным С.Н. Халтуриным 5… … Юридическая энциклопедия

    Революционная ситуация конца 70 ‒ начала 80 х гг. 19 в. в России возникла в результате социальных и политических противоречий пореформенного времени. Её особенность ‒ сочетание крестьянского и рабочего движения с борьбой революционной… … Большая советская энциклопедия

    I Революционная ситуация политическая обстановка, предшествующая революции (См. Революция) и характеризующаяся массовым революционным возбуждением, включением широких слоев угнетённых классов в активную борьбу против существующего строя.… … Большая советская энциклопедия

    - (сокращённо Собственная Е. И. В. канцелярия) личная канцелярия российских императоров, со временем видоизменённая в один из центральных органов власти. Была создана при Петре I, реформирована при Екатерине II, упразднена Александром I … Википедия

комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия, чрезвычайный государственный орган в России в феврале-августе 1880 г. Создана для борьбы с революционным движением. Председатель М. Т. Лорис-Меликов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Верховная распорядительная комиссия

К 1880 г. в России вновь складывается революционная ситуация. С 1875 по 1879 г. в стране было зафиксировано 152 крестьянских выступления; 16 из них пришлось усмирять с помощью войск. География волнений постоянно расширялась: в 1878 г. они наблюдались в 14 губерниях, в 1880 г. ими были охвачены уже 34 губернии центра, юга и востока европейской части России. Одновременно нарастало рабочее движение: в 1875–1879 гг. происходят 165 выступлений пролетариата, причем больше половины их пришлось на последние два года. Венчала этот процесс революционная организация «Народная воля», возникшая в августе 1879 г. и объединившая в своих рядах около 500 членов. Народовольцы подготовили семь покушений на Александра II, и Третье отделение, несмотря на все свои усилия, так и не смогло пресечь революционный террор. Как уже говорилось, окончательно убедившийся в неэффективности ведомства, Александр II создает новую структуру государственной безопасности – Верховную распорядительную комиссию по охранению государственного порядка и общественного спокойствия. Она была учреждена царским указом от 12 февраля 1880 г. для «положения предела беспрерывно повторяющимся в последнее время покушениям дерзких злоумышленников». В состав комиссии первоначально вошли 9 человек (генералмайор свиты М.И. Батьянов, начальник штаба гвардии и Петербургского военного округа генераладъютант князь А.К. Имеретинский, управляющий делами Комитета министров М.С. Каханов, сенатор М.Е. Ковалевский, оберпрокурор Сената П.А. Макаров, правитель канцелярии МВД С.С. Перфильев, член Государственного совета К.П. Победоносцев, исполняющий обязанности шефа жандармов П.А. Черевин, сенатор И.И. Шамшин, с мая 1880 г. начальник Главного управления печати Н.С. Абаза), но поскольку она собиралась на свои заседания только три раза, то уже современники высказали достаточно обоснованное предположение, что эта структура представляла собой не более чем ширму, скрывающую фактически диктаторскую власть ее главного начальника графа М.Т. ЛорисМеликова. Ему были предоставлены все права петербургского градоначальника и ведение политического следствия в столице и Петербургском военном округе, а также верховный надзор за политическими расследованиями по всей стране. Все требования ЛорисМеликова по делам об охранении государственного порядка и общественной безопасности подлежали немедленному исполнению органами власти всех уровней, а распоряжения главного начальника Верховной распорядительной комиссии могли быть отменены только самим императором. Особым указом от 3 марта 1880 г. Александр II передал ЛорисМеликову управление Третьим отделением, прежде подчинявшимcя непосредственно императору, а 4 марта и Отдельным корпусом жандармов. Одним из существенных факторов, препятствовавших эффективной борьбе правительства с революционным движением, являлось соперничество между органами политического сыска, привыкшими действовать бесконтрольно, и новыми судебными органами, появившимися в результате либеральных реформ Александра II и ревниво защищавшими свои ведомственные права. В своем отчете за март 1880 г. член Верховной распорядительной комиссии, управляющий делами Комитета министров М.С. Каханов писал ЛорисМеликову, что соперничество между жандармами и прокуратурой крайне отрицательно сказывается на борьбе с государственными преступниками. Юридические рамки по каждой процедуре были настолько строгими, что малейшее отступление от них со стороны следователя или прокурора почти автоматически приводило к оправданию в суде самого злостного террориста. Кроме того, «неподлежащие воззрения» реформаторов в прокуратуре часто приводили к поражению правительственной стороны в судебных политических процессах и вызывали ответную резко негативную реакцию жандармов. В целях преодоления этих недостатков Верховная распорядительная комиссия пыталась объединить усилия всех административных и судебных органов, ранее созданных для борьбы с революционным движением, и ускорить следствие по делам о государственных преступлениях, равно как и упорядочить вопрос об административной ссылке и о полицейском надзоре. Стремясь ликвидировать крайне непопулярное в народе Третье отделение, ЛорисМеликов направил туда для ревизии члена комиссии сенатора И.И. Шамшина. Последний представил отчет, свидетельствовавший о чрезвычайно неудовлетворительном состоянии дел в этом ведомстве. Воспользовавшись временным затишьем революционного террора, глава Верховной распорядительной комиссии решил сделать эффектный жест в сторону либеральной общественности, добровольно «отказавшись» от своих диктаторских полномочий, и 26 июля 1880 г. подал императору доклад, в котором предложил одновременно ликвидировать как саму комиссию, так и Третье отделение, а их функции передать Министерству внутренних дел, на пост руководителя которого ЛорисМеликов прочил самого себя. Идея была одобрена Александром II, и 6 августа 1880 г. на свет появился царский указ «О закрытии Верховной Распорядительной Комиссии, упразднении III отделения собственной Его Императорского Величества канцелярии и об учреждении Министерства почт и телеграфа». Просуществовавший всего семь месяцев чрезвычайный орган прекратил свое существование, а его главный начальник, почти ничего не потерявший из своих властных полномочий, пересел в кресло министра внутренних дел. Пункт второй указа от 6 августа 1880 г. гласил: «III отделение Собственной нашей Канцелярии упразднить, с передачей дел оного в ведение министра внутренних дел, образовав особый для заведывания ими в составе Министерства внутренних дел Департамент государственной полиции...» Так одновременно с упразднением старой структуры был создан последний в истории Российской империи орган государственной безопасности. У многих современников, привыкших к лицемерию царского правительства, возникло убеждение, что на деле произошла не ликвидация, а простое переименование органа политического сыска и вся реформа в очередной раз свелась к простому изменению вывески с сохранением прежнего кадрового состава. Либеральный журналист Г. Градовский, например, писал: «При старом режиме были и хорошие, показные стороны в обособленном и независимом существовании III отделения, этой полиция над полицией или сверхполиции. На деле вышла пересадка, а не упразднение. Корпус жандармов с его шефством даже не умирал, а «отделение» превратилось в департамент государственной полиции. Все функции остались в неприкосновенности, а исчезла лишь прежняя возможность контроля над Министерством внутренних дел. При хорошем министре, в благополучные времена, такое совместительство было безвредно; но имели ли мы благожелательных министров внутренних дел после ЛорисМеликова?» Подобную точку зрения разделяют и некоторые современные историки. Однако факты заставляют внести серьезную корректировку в подобную схему.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: