Вечер казачьих игр для детей подготовительных групп. Сценарий досуга игры и забавы казачат Казачья наука детские игры

Казачьи игры для детей обладают не только многовековой историей, но и огромными возможностями для позитивного воздействия на физическое и духовное развитие ребенка. Такие игры универсальны, поскольку подходят детям самого разного возраста, от 7 до 17 лет.

Особенности казачьих игр


Главные преимущества казачьих игр - это лаконичность , выразительность и доступность. Они способствуют расширению кругозора, совершенствованию психических процессов, а также вызывают активную работу мысли. Казачьи игры не требуют специального спортивного инвентаря. В большинстве случаев для них достаточно подручного материала. Это могут быть различные веревки, камешки, тряпичные мячи или палки. Также нет необходимости в специально оборудованном месте. Такие игры можно проводить как на лужайке, так и в спортзале.

Важной особенностью казачьих игр является применение певалок, считалок, и речитативов. К примеру:


  • Дуб, калач, стань, не плачь!

  • Шики-быки новы-быки…

  • Свисти, Левка, шопоти, Левка, поворачивайся!
Испокон веков в казачьих играх отражался образ жизни людей, их представления о смелости и чести, желание обладать ловкостью, силой, быстротой и выносливостью, проявлять смекалку, волю и стремление к победе.Нельзя забывать и то, что игровая деятельность вызывает много положительных эмоций. Во время игры часто возникают неожиданные ситуации, в которых дети учатся правильно использовать приобретенные навыки. Кроме того, в казачьих играх ребенок часто сам решает, как действовать, чтобы достичь цели. Смена условий учит искать нестандартные решения возникающих задач. Таким образом, у детей развиваются самостоятельность, активность, творческое мышление и сообразительность. А главное, дети, увлеченные сюжетом игры, могут много раз выполнять одни и те же движения, забывая об усталости. Так у детей развивается выносливость.

Сам игровой процесс не мыслим без прелюдии. Предыгровые зазывалки , важная особенность сбора участников будущей совместной игры, при помощи специальной речевки, имеет давнюю традицию.

Зазывалки использовались как зачин, призывающий потенциальных участников к игре:

Чижик-пыжик воробушек,

По улоньке скачет,

Девиц собирает

Поиграть-поплясать

Себя показать?
Тай-тай, налетай!

Кто в жмурки (прятки, салки и т.д.) играй?

Призыв к игре сопровождался подпрыгиванием на месте или по кругу, а произносивший их должен был вытянуть вперед руку с отогнутым большим пальцем. Желающие играть должны были схватить зазывалу за палец кулаком и в свою очередь отогнуть свой большой палец. Все это время зазывала произносил приговор с указанием названия игры. Когда набиралось достаточное количество игроков, зазывала заканчивал набор:

Тай-тай, налетай!

Никого не принимай!

Так как в большинстве игр требуется водящий , нередко зазывалка использовалась заодно и для его определения: Последнему – водить!

В тех случаях, когда зазывалка не определяла водящего или такового не было в самой игре (например, в командных играх), использовали жребий или считалку .

Народные игры имеют так же игровой зачин (“считалка”, “жеребьевка”). Он вводит ребенка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей.

«Считалка» – это, обычно, короткие стишки, с помощью которых играющие дети определяют водящего или распределяют роли каждого в игре. Считалки – это один из самых богатых, очень популярных, ярких и выразительных, самых распространённых и интересных видов детского творчества.

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчелы на цветы.

Мы играем – водишь – ты!

Виды казачьих детских игр


Казачьи игры чаще всего ассоциируют со знаменитыми «Казаками-разбойниками». На самом деле этих игр так много, что их разделили на три группы:


  • игры без предметов («Ляпка»)

  • игры с предметами (шарами, игрушками, палками и пр.); («Забава с фишками»)

  • символические игры («Всадники»)
Проведённая работа показала, что народные игры интересны и актуальны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Дети с большим удовольствием, а самое главное, с пользой играют в них, т.к. мелодия песни связывает движения детей одним ритмом, координирует их, поднимает настроение, развивает физически, доставляет радость.

Описание казачьих народных игр

Правила игры в альчики (айданы, айданчики) разнились, поэтому предлагаю вашему вниманию одну игру. Альчики - костяшки из колен овцы, квадратные косточки.

Альчики

Цель игры:

Эта игра татарская и есть та же самая, что бабки. Ставят в кружок попарно альчики, которые готовят из-под колен овец. Сначала конаются (меряются на палке): чья рука наверху, тому бить первым, а остальным по порядку. Играющие имеют сделанные из свинца битки, называемые альчиками .

Бьют на одномерное расстояние. Альчик держат в правой руке между двумя пальцами: мизинцем и большим. Альчиком не бросают, а щелкают: кто собьет, тот получает их. За первым игроком следуют другие по порядку, с той уже разницей, чей альчик упал далее всех, тому бить первым.

Игра круг

Цель игры: развитие ловкости, меткости, точности движений.

Тоже чертился кон но только вокруг кона чертился еще круг диаметром 2 метра, а от круга на расстоянии 2-5 метров чертилась линия откуда начинали бить по кону игроки.

Игроки били по кону от линии, пока кто-нибудь не попадет в кон. Если выбитый альчик вылетал за предел круга, то игрок забирал его себе и имел право ещё раз бить, но уже от линии круга. В случае промаха бил следующий игрок. И так пока на коне не останется не единого мосла.

Игра в утку.

Цель игры: развитие памяти, ловкости и точности движений, .

Играющие, человек 10 или 15 мальчиков и девочек, становятся рядом, сцепившись рука с рукой. Двое из крайних отрываются от вереницы и, представляя селезня и утку, подбегают под руки стоящих в ряду, что спереди, что сзади их; большей частью девушка, представляет утку, а догоняющий парень - селезня. Между тем, стоящие поют:

Догони, селезень, утку,

Догони, молодой, утку!

Пойди, утушка, домой,

Пойди, серая, домой.

У тебя семеро детей,

Восьмой селезень.

Девятая утка, Десятая гусыня.

Между какою парою следует домой утка, та и обязана заменить их, а они становятся на этом месте и игра продолжается по-прежнему.

Игра в редьку.

Цель игры: развивать память, точность движений .

Играющих детей 10-12, из них избирается матка и торговка , остальные детки садятся все в ряд, пред ними садится матка.

Торговка подходит к матке и говорит:

Матка: «Нет еще редьки, только пашут детки»

В это время детки, представляя, что пашут, скребут ногтями по земле.

Торговка: «Кума, кума, продай редьки».

Матка: «Только сеют детки» , а дети, изображая посадку редьки, тычут пальцами в землю.

Торговка: «Кума, кума, продай редьки»

Матка: «Нет еще редьки, только ростки пускает» , а дети, растопыря пальцы рук, приставляют их к земле .

Торговка: «Кума, кума, продай редьки»

Матка: «Нет еще редьки, только всходит» , - приложа ладони обоих рук к земле, поднимают их кверху .

Торговка: «Кума, кума, продай редьки»

Матка: «Выросла, купи!»

Торговка бросается к самому меньшему дитяти, берет его и показывает вид, будто вырывает редьку из земли, вытряхивает или будто бы отрясая землю. После этого торговка отводит дитя в назначенное место. После этого торговка идет рвать другую, третью «редьку» и т.д. до последней. Все детки теперь поступают в распоряжение торговки. Этим игра кончается.

Дергач

Цель игры: развивать ловкость, точность движений .

Игра совершается на току, где молотят хлеб. В праздничное время целая толпа молодых парней и девушек собирается к какому-нибудь балагану, на ток, и там между прочим затевается такая игра.

К колу, врытому в центре каждого тока, привязывается бечева, а к концам ее привязывают двух играющих с завязанными глазами. Один из них представляет дергача (птицу), а другой - охотника. В руки играющего роль дергача дается палка с вырезанными на ней зубцами (вроде рубеля, которым катают белье) и небольшая скалочка, которую играющие, водя по зубцам, подражает крику дергача. В руки же охотника дается кнут или жгут. Охотник, прислушиваясь к крику дергача, изловчается ударить его кнутом. Промахи охотника, неловкие движения дергача, все это вызывает неумолкаемый хохот и остроту со стороны зрителей.

Кидалки - швырялки.

Цель игры: развитие ловкости, меткости, точности движений.

Метание камней в цель. Количество участников не ограничено. На определенном расстоянии устанавливается ряд целей. Возможна частичная маскировка их. Задача участвующих определенным количеством разновесных камней поразить все цели противника. Зимой хорошо осваивать «снежки».

Участник учится быстро определять расстояние до цели, соотносить силу броска с весом снаряда, точно поражать цель.

Лозины.

Цель игры: развитие ловкости, меткости, точности движений.

Участвуют до 10 человек. Делятся на две команды, в каждой команде выбирают «царя». Всем, кроме «царей» раздаются тоненькие ивовые прутики (можно по прутику в каждую руку). Задача каждой из команд дотронуться лозиной до «царя» противников. Каждое касание прутиком «замораживает» участника на 15 секунд. После трех касаний, участник выбывает из игры. Участники защищаются и атакуют только прутиками, элементы борьбы не допускаются. Хлестать по голове запрещается (в любом случае желательно иметь защитные очки). «Царь» может только убегать и уклоняться.

Игра помогает развить в ребятах способность работать в команде на достижение конечной цели, развивает базовые навыки сабельного и палочного боя, в том числе и против нескольких противников.

Мячики.

Цель игры: развитие ловкости, меткости.

Количество участников – от двух человек. Вариант первый «пеший». Одному из участников дают деревянную палку – макет шашки (можно в каждую руку), другому – несколько мячиков (отлично подходят мячи для большого тенниса). Задача первого защититься от мячей с помощью палки (либо с перемещением, либо, не сходя с места). Задача второго – попасть в противника мячиком.


Вариант второй «конный». Правила и задачи остаются теми же, только участник усаживается на высокую лавку, спортивного коня или на плечи товарища.

Данная забава развивает навыки, в дальнейшем способствующие быстрейшему освоению сабельного или палочного боя, развивает координацию движений, учит «видеть» атаку и успешно отражать ее. «Пеший» вариант также развивает навыки уклонения и перемещения.

Приложение 5

Клуб интересных встреч

Беседы

Тема: История казачества

Педагог Кто такие казаки?

Ребенок. Это люди, которые давно живут на Дону. Казак хорошо умел скакать на коне, он защищал землю от врагов.

Педагог. Что вы знаете о городе-крепости Танаис? Почему город был так назван?

Ребенок. Там жили женщины, которые, как, и мужчины, охотились. Они убивали всех, кто хотел их захватить. У самой главной женщины-воина был сын Танаис. Он хотел жениться на одной красавице, но ему не разрешили. он прыгнул с горы вниз и разбился. Его мама назвала реку именем сына – Танаис, а потом так назвали и город.

Педагог. Почему реку назвали Дон?

Ребенок. Считается, что слово «дон» означает «вода».

Педагог. Почему казаки во все времена с любовью относились к реке Дон?

Ребенок. Казаки в Дону ловили рыбу, брали в реке воду, чтобы её пить, поливать огород, поить животных, купались.

Педагог. Какое животное считается лучшим другом казака?

Ребенок. Лучший друг казака – конь. На коне казак ездил на войну. Иногда конь спасал казака от смерти.

Педагог. Какое оружие было у казаков? Как казаки относились к оружию?

Ребенок. Казаки брали с собой на войну пушки, сабли. Оружие они покупали или забирали у врагов. Казаки очень любили оружие. Они постоянно его чистили. Сабли вешали в доме на стены. Когда казак становился старым, он передавал оружие своему сыну.

Педагог. Что вы знаете о казачьем круге?

Ребенок. На казачий круг собирались все казаки и выбирали самого главного – атамана. Он решал все важные вопросы. Атамана все уважали и слушали.

Педагог. Какие заповеди есть у казаков?

Ребенок. Казак должен любить свою Родину, степь, правду, будь готов сражаться с врагами, всех защищать.

Педагог. Какими качествами должен обладать атаман?

Ребенок. Атаман должен быть храбрым, сильным и хорошим воином. О подвигах атаманов слагали легенды .

Педагог. Почему Платова называли «вихрь-атаман»?

Ребенок. Потому что он очень быстро садился на коня, брал саблю и преследовал врагов как ветер-вихрь. он был очень смелым, ничего не боялся. За храбрость его наградили золотой медалью. Казаки на свои деньги поставили ему памятник.

Педагог. Почему казаки чтят память о своих атаманах?

Ребенок. Атаманы командовали казаками, вели их на битву и всегда побеждали врагов. Они спасали народ от врагов. Про атаманов казаки рассказывали интересные истории, сочиняли песни.

Педагог. Как назывались дома, в которых жили казаки?

Ребенок. Казаки жили в куренях. На стенах в комнатах висели ковры, фотографии, сабли казаков. В курене обязательно была печка, в ней казачки готовили еду.

Педагог. Каким трудом занимались казаки и казачки?

Ребенок. Казаки ловили рыбу, пахали землю, сеяли хлеб, сажали овощи, виноград.

Ребенок. Казачки готовили еду, шили одежду, вязали, вышивали, убирали в курене, стирали в реке бельё, нянчили детей.

Педагог. Что вы знаете о казачьей кухне?

Ребенок. Казаки и казачки любили вкусную еду. Они ели холодный борщ, уху, окрошку, заливное из рыбы, солянку из овощей, пекли пироги, пили чай и узвар из фруктов. Колбасу они делали сами, а ен покупали в магазине.

Тема беседы


ИСТОРИЯ БЕЛГОРОДСКОГО КАЗАЧЕСТВА

Казачество с давних времен играло роль живого щита на южных рубежах русской земли. Первые сведения о казачестве на территории Белогорья относятся к 1570 году – это были оскольские казаки - донецкие гулящие казаки. Все они именовались служилыми людьми по прибору, ибо их, как говорили тогда «прибирали» на государеву военную службу.

Казаки в 1593 году основали город - крепость Оскол. Казаки - категория служилых людей города Старый Оскол, выполняющих довольно широкий спектр государевой службы: станичная, сторожевая, посольская, караульная, передачи срочных сообщений, сопровождение важных грузов и другое. Этот разряд наиболее пестрый по своему составу и положению. Они составляли две группы - городовые и беломестные. Наименование городовых казаков произошло, прежде всего, оттого, что в их отряды поступали вольные люди, вообще, издавна осваивающие Белгородский край. В обиходном языке их называли бортниками, в Путивле севрюгами, но чаще казаками. Занимались они промыслами и охотой и оседали на хорошо изученных и знакомых местах.

В 1569 г. оскольский казак Иван Матвеев предупредил правительственные войска, что по Оскольскому краю в центр России движется 30-ти тысячная татарская Орда. Оскольские казаки принимали активное участие в сторожевой службе Усть Ублинского острожка и составляли значительную часть городовых казаков, ездоков и вожей. Городовые казаки подобно стрельцам прибирались на службу, получали земельное, денежное и соленое жалованье. В основном в Старом Осколе служили «с земли без денег». Небольшое денежное жалованье получали либо за «лишнее стояние» сверх установленного срока в пограничном охранении, либо в длительном походе.

Селились слободой и дворы ставили по десяткам, то есть, ко двору десятника примыкали дворы подчиненных ему казаков, к жилью пятидесятника дворы казаков его полусотни. Приборные люди не имели права без дозволения начальства отлучаться из города. Земельный надел городового казака был в пределах 20 четей, который находился в общей «даче», то есть, полученной на всю слободу.

Оскольские казаки не составили в крае административно-хозяйственную и военную организацию, как это было на Дону, Волге, Урале и Тереке. Последних правительство России стремилось использовать для охраны южных границ, снабжая хлебом, оружием, порохом и свинцом. Приглашенная на службу в южные города эта категория казаков получила название беломестных (свободных от податей), служащих по договору.

Первыми в городе Старый Оскол были терские казаки Ивана Матвеевича Прасолова и 39 его товарищей, живущих в отдельной беломестной слободе. В 1640 г. на службу в Оскол прибыли 37 ярославских «кормовых» казаков во главе с атаманом Федором Емельяновым. В 1644 г. воевода Дмитрий Плещеев принял на Осколе но указу Михаила Федоровича 30 донских казаков атамана Никифора Осиповича Медведева. В 1697 г. прибыли на службу казаки Острогожкого полка, но в начале XVIII в. их вывели с Оскольской территории. По архивным данным на территории уезда находилось еще 10 яицких казаков. Земельные наделы были различны, но со временем увеличивались. Если терские казаки в начале века имели всего по 10 четей земли на человека, то ярославцы в то же время владели землей - рядовые по 20 четей, есаул - 25, а атаман - 35. Но после перевода их в разряд детей боярских, земельный надел еще больше увеличился: по 200 четей имели 27 человек, по 150 четей - 12, по 100 четей - 25 бывших казаков. Донские казаки получили по 50 - 70 четей земли, но к концу века их осталось всего 9 человек.

В 1635 года стрельцы, пушкари и казаки начали сооружение 200-километровой Белгородской оборонительной черты, которую и строили, и обслуживали именно казаки, объединенные в слободские казачьи полки. В Белгородский разрядный полк были влиты 5 «черкасских» полков: Ахтырский, Сумской, Харьковский, Изюменский и Острогожский, сформированные из украинцев-переселенцев, имевшие в своем составе до 8 тысяч казаков, которые защищали оборонительную Белгородскую черту. На южной окраине Белгорода была застроена Казацкая (ныне Сапруновская) слобода. Из ворот Белгородской крепости «в поле» выезжали группы по 3-4 вооруженных всадника, которые следили «чтобы воинские люди на государевы земли войною безвестно не проходили». Зоркое око, смекалку и смелость должны были иметь воины, смотревшие за степью и татарскими дорогами. В степь также выезжали дозорные отряды в 9-10 ездоков, совершая длинные и опасные маршруты воль Муравского шляха и вниз по Северскому Донцу. В 1623 году Белгород выставлял 15 сторож и 40 станиц. Белгородские слободские казаки не только защищали рубежи южной России, но и принимали активное участие в Северной войне против шведов. Вольного казачества в том понимании, как оно было развито на Дону и Кубани, на территории Белогорья не было. Сохранялось лишь казачество, участвовавшее в обороне Белгородской засечной черты: городские казаки служили в опорных крепостях, линейные - охраняли «линию» между этими крепостями.

Тема: Символы казаков


Знамя

Cимвол войскового (и полкового) объединения. Хранилось в Войсковом храме и выносилось в особо важных случаях (праздник, похороны атамана).

Бунчук

Знак ставки, символ атамана на походе, принадлежал войсковому соединению. В мирное время хранился в храме. Войсковой бунчук был сделан из конского хвоста .

Булава

Символ военной власти, которой наделён атаман.

Насека

Посох с металлическим навершием, на котором первоначально насекались имена атаманов. Символ гражданской власти атаманов всех степеней.

Нагайка

Короткая конская плеть - оружие. Знак есаульца и пристава на кругу (источник?). В повседневной жизни - знак власти у полноправного строевого женатого казака. Нагайка использовалась как оружие в схватке, для телесных наказаний к провинившимся казакам по решению круга и совета старейшин.

Шашка

Холодное оружие с клинком небольшой кривизны, в переводе с одного из языков кавказских горцев означавшее «длинный нож». Вручалась казаку в 17 лет стариками. В 21 год при отправке на службу казак получал темляк к ней. Шашка хранилась дома на видном месте (на ковре), передавалась от деда к внуку. Потеря шашки (и шапки) - большой позор. По особо важным вопросам голосовали шашками (источник?). Решением круга казак мог быть лишён права ношения шашки на определённый срок. Следующим наказанием было исключение из казачества.

Башлык

Специально сшитый из сукна (верблюжьего) или шёлка своеобразный капюшон с длинными, напоминающими шарф концами. Башлык - прямой потомок скифской шапки, известной по многочисленным барельефам и горельефам бронзового века (источник?). Если башлык завязывался на груди - казак отслужил срочную службу, перекрещённый на груди - следует по делу, концы, заброшенные за спину - свободен, отдыхает (источник?).

Казачьи символы и знаки

Знамя - символ войскового (и полкового) объединения. Хранилось в Войсковом храме и выносилось в особо важных случаях (праздник, похороны атамана).

Печать Войска Донского (XVII век) Печать Войска Донского (1704 год)

Бунчук хранился в храме. Войсковой бунчук был сделан из конского хвоста.

Булава - символ военной власти, которой наделён атаман.

Насека - посох с металлическим навершием, на котором первоначально насекались имена атаманов. Символ гражданской власти атаманов всех степеней.

Медаль - личный знак атамана (или почётного судьи). Носилась на шее, на ленте или цепи, выпускалась на кафтан. На лицевой стороне надпись - «Атаман станицы» и государственный герб или портрет государя. На обороте - имя атамана. По окончании срока оставалась атаману на память.

Печать - на рукояти или перстне, вручалась атаману при выборах. Ею скреплялись все документы.

Герб : "Белый олень, поражённый стрелою" - в его изображении, символически отображена история войска, местные войсковые особенности. "Белый олень" символизирует независимость и непокорность донских казаков. Изображение Белого оленя восходит к древней легенде об олене, которого многие путники видели в низовьях Дона, но никто не смог его ни поймать, ни убить. Его не брали ни хитрость, ни стрелы преследователей. В 1704 году "Белый олень" был заменён на изображение казака, сидящего на бочке. "Казак на бочке" - символ, навязанный казакам Петром Первым, который однажды увидел пьяного донского казака, пропившего в пылу веселья всю одежду, но сохранившего оружие и папаху.

Шашка - холодное оружие с клинком небольшой кривизны, в переводе с одного из языков кавказских горцев означавшее «длинный нож». Вручалась казаку в 17 лет стариками. В 21 год при отправке на службу казак получал темляк к ней. Шашка хранилась дома на видном месте (на ковре), передавалась от деда к внуку. Потеря шашки (и шапки) - большой позор. По особо важным вопросам голосовали шашками[источник не указан 270 дней]. Решением круга казак мог быть лишён права ношения шашки на определённый срок. Следующим наказанием было исключение из казачества.

Нагайка - короткая конская плеть - оружие. Знак есаульца и пристава на кругу. В повседневной жизни - знак власти у полноправного строевого женатого казака. Нагайка использовалась как оружие в схватке, для телесных наказаний к провинившимся казакам по решению круга и совета старейшин.

Погоны - часть казачьей одежды, носились казаками до «выхода на льготу» (по возрасту, ранению). Офицерам погоны, галуны и шевроны разрешалось носить пожизненно.

Посох - символ старости и мудрости. Члены совета старейшин сидели, опёршись на посох. Поднятый посох означал призыв круга к молчанию.

Шапка, поднятая на посохе , - особо важное сообщение.

Войсковые святыни Донския казаков


  • Знамёна Георгиевские.

  • Знамя с надписью «Верноподданому Войску Донскому, в ознаменование подвигов , оказанных в последнюю Французскую войну, в 1812, 1813, 1814 годах». Пожаловано в 1817 году.

  • Знамёна простые.

Насека


Тема: Заповеди казаков

(Вольное изложение заповедей Донских казаков)

О казачестве всегда

Слава по Руси плыла.

На Дону и на Кубани

Казаки поныне славят

Свою волю, власть народа.

Соблюдают очень строго

Десять заповедей святых.

Изучи, дружочек, их.


Честь и имя казака

В жизни главные всегда.

С детства честью дорожи

И достоинство держи.

Коль не прав, так признавай,

Злобу в сердце не пускай.

Не завидуй и не льсти,

С высока всех не учи.

Над гордынею борись -

Если надо, то смирись.

Стойким будь везде, всегда.

Пусть открытая душа

Добродушием слывет.

Так казак всегда живет!

Есть у каждого права -

«Нет ни князя, ни раба».

Все равны в своих правах,

Но ответственны в делах.

Все, что принято на Сборе

Почитай своим законом.

Каждый вправе выбирать,

Если этого заслужит,

Атаманом может стать.

Каждый вправе говорить.

Только если строй стоит,

Командир имеет право

Слова лишнего лишить.

По делам лишь одного

О казачестве всего

Судит весь честной народ.

Так что помни наперед:

Честен будь при казаках,

Чист в поступках и делах.

Не прельщат тебя корысть

И стяжательство. Борись

За других и за себя.

Не буянь и не ругайся,

Не кури и не болтайся,

Будь прилежным и опрятным

И спиртным не увлекайся.

Бедным всюду помогай,

Руку страждущим подай.

Будь примером всем всегда -

Вот в чем участь казака!

Стойким будь, служи народу,

Охраняя мир, природу.

За Россию, честь свою

Жизнь не грех отдать в бою!

Не для собственной корысти

Службу в жизни выбирай,

А служение Отчизне

За казачий долг считай.

Не твори себе кумира -

А борись за справедливость!

Веру в Бога почитай

И Россию защищай.

Слово дал – его держи,

Казачьим словом дорожи!

Помни, слово казака

Было верное всегда.

Лучше мудро промолчать,

Чем впустую обещать.

Ну, а если говоришь –

За собой всегда следишь.

Старость всюду почитай,

Стариков не обижай.

Мудрость старых казаков

Выше сотни гордецов.

Слово старших почитая

Мы ошибок избегаем.

Пожилого казака

Почитай как за Отца,

Престарелую казачку

Своей Матерью считай.

Память предков сохраняй,

По обычаям решай.

Если в чем-то есть сомненья

По обычаям народа

Лучше в жизни поступай.

Веры предков придержись,

За обычай свой держись.

Если трудно – погибай,

Но товарища спасай!

В службе, в доме, на работе,

На рыбалке, на охоте

Другу всюду помогай,

Если надо – выручай!

Век служи и век трудись –

Такова казачья жизнь!

Не гордись чужим добром,

А живи своим трудом.

Обеспечь свою семью,

Презирая лень свою.

Береги свою семью,

Почитай свою родню.

Святыня брака – есть семья,

Нос совать суда нельзя.

Старших в доме почитай,

Младших ты не обижай.

Чти отца свою и мать,

И воспитывай ребят

В духе предков-стариков

И старейших казаков.

Защищай свою жену -

Береги свою семью!

Надо казаком родиться,

Чтоб весь век судьбой гордиться!


(Николай Дик)

Тема: Обычаи и традиции Донских казаков

Без памяти – нет традиций,

без традиций – нет культуры,

без культуры – нет воспитания,

без воспитания – нет духовности,

без духовности – нет личности,

без личности – нет народа...

В настоящее время мы всё чаще обращаемся к духовным ценностям прошлого, пытаемся искать пути восстановления прерванных связей времён, осознаём необходимость изучения своих национальных корней, как источника нравственного здоровья, силы и богатства.

Во все времена и у Донских казаков основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского и духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Сегодня в нашем городе активно возрождаются культурные и духовные традиции казачества. Поэтому в течение двух лет наш детский сад работает

Сценарий игровой программы «Казачьи игры и забавы»

ВЕДУЩАЯ: Добрый день, ребята! Сегодня мы с вами познакомимся, поиграем в казачьи игры. В прошлом в каждой казачьей семье было много детей, которые очень любили играть в разные игры. Иногда сами дети выдумывали новые игры, которые прижились среди станичных мальчишек и девчонок.

Сейчас мы познакомимся с одной казачьей игрой «Плетень».

Отряды становятся в шеренгу, скрещивают руки перед собой и таким образом берутся за руки своих соседей справа и слева. Ведущий говорит слова, под которые команды выполняют определенные движения:

Мы плели (первая команда поднимает руки и опускает)
Плели плетень (вторая команда поднимает руки и опускает)
Любовались (первая команда поднимает руки и опускает)
Целый день (вторая команда поднимает руки и опускает)
Расплетались (обе команды расцепляют руки, поворачиваются направо и кладут руки впереди стоящему игроку)
Очень долго (обе команды поворачиваются в левую сторону и кладут руки на плечи впереди стоящему игроку)
Только никакого толка (на этих словах команды опять должны быстро стать шеренгой, «сплести» руки и поднять их вверх. Кто быстрее.)

Игра «Перетяжка»

Играющие делятся на две партии. Вожак одной партии берет палку, а за него берутся играющие. Другой вожак берется также за эту палку, а за него берется его партия; затем стараются перетянуть палку – каждый на свою сторону.

Игра «Подушечка».

Все играющие берутся за руки и составляют круг; один из играющих входит в круг с маленькой подушечкой, держа ее над головой. Играющие поют следующую плясовую песню: «Подушечка, подушечка моя пуховая! Молодушка, молодушка моя молодая! Кого люблю, кого люблю, того поцелую; тому мою подушечку сейчас подарую». Играющий с подушечкой танцует под эту песню в кругу, а после нескольких повторений песни передает с поцелуем подушечку по выбору другому лицу, которое и входит в круг; игра снова начинается той же самой песней и продолжается в таком виде до тех пор, пока все играющие не перебывают в кругу.

Игра «Горячее место».

Обозначается чертою на земле «горячее» место. Играющие меряются на палочке, и верхний становится поодаль от «горячего» места и оберегает его. Все остальные играющие стараются проникнуть в «горячее» место; первый не допускает до этого и старается побить, т.е. ударить или поймать желающего попасть в «горячее» место. Побитый делается помощником первого и вместе с ним ловит остальных играющих. Проникнувший в «горячее» место может спокойно отдыхать там, сколько ему угодно, но все-таки когда выйдет оттуда, остальные играющие, сделавшиеся помощниками одного, его поймают. Когда все переловлены или побиты, игра начинается снова, и первый побитый остается охранять «горячее» место.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №7

станицы Переправной муниципального образования Мостовский район

Конспект занятия по внеурочной деятельности во 2 «А» классе

Кружок «История и культура кубанского казачества»

Тема: «Казачьи забавы»

Подготовила: Кишунова Кристина Сергеевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №7 ст.Переправной

Цели: -укрепление нравственных основ казачества;

Формирования у молодого поколения казаков высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству;

Популяризации здорового образа жизни и традиционных видов казачьих состязаний среди обучающихся.

Задачи: -воспитание гражданственности и любви к малой Родине у учащихся школы;

Развитие двигательных качеств учащихся через средства физического воспитания казаков.

Ход занятия:

(Вступительное слово учащихся)

(Вероника)
На завалинках, в светелке
Иль на бревнышках, каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.

(Руслан)
При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели
И водили хоровод.

(Наташа)
Быт людей отмечен веком,
Поменялся старый мир.
Нынче все мы по «сусекам»
Личных дач или квартир.

(Андрей)
Наш досуг порою мелок,
И, чего там говорить,
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!

Учитель : А поведем мы сегодня беседу на очень интересную тему о кубанском казачестве, о его обычаях, традициях, о том, что за народ жил и живет у нас на Кубани?
Дети : казаки
Учитель :- А скажите, кто такие казаки!
Дети :- вольные люди
Учитель : совершенно верно
В давние времена, 400 лет назад, в наши края бежали со всей России люди от тяжёлой жизни. Они селились по берегам рек нашего края. А почему по берегам рек расселялись, строили свои жилища люди? Да потому, что, где вода – там и жизнь. Люди обустраивали жилища, обзаводились семьями и жили. Эти свободолюбивые люди называли себя казаками. Казак – это значит вольный человек, удалой.
Учитель : Казаки, прежде всего, были воинами. Поэтому в сыновьях они воспитывали смелость, ловкость, находчивость, смекалку.
С детства казак приучался чувствовать себя военным. О сражениях пела ему мать в колыбели, рассказывал о службе дед, отец. В возрасте 3-х лет казачонок ездил на лошади по двору, в 7-8 бесстрашно скакал без седла по улице, по степи, смело плавал, стрелял из ружья. Любимым занятием были скачки. Казачьи военные игры развивали ловкость и отвагу, готовили к будущей тяжелой военной службе.
Учитель : для самых маленьких казачат казаки организовывали потешные игры, прыжки через скакалку. Юные отроки участвовали в казачьей игре «Ватага» .Где маленькие казачата боролись, «рубили» друг друга палками.
Казачьи забавы помогают юным казакам проявить свою смелость, ловкость и находчивость.
Игра:
1.«Папаха»
Играющие становятся в круг. По сигналу по кругу передается папаха и проговариваются слова:
Ты лети, лети папаха,
Ты лети, лети вперед,
У кого папаха встанет, тот на круг нехай идет!
У кого шапка остается в руках, выходит в центр и танцует.
Учитель : взрослые казаки также, не отставая от детей, играли в казачьи игры. Казачий бой –одно из старинных боевых искусств казаков и, временами, народная потеха, которая представляет собой бой кулаками. Помимо развлечения, кулачный бой у казаков был своеобразной школой войны, развивающей навыки, необходимые для зашиты.
Игра:
2. «Перетяни палку»
2-е играющих садятся друг напротив друга, в руках у обоих палка.
Взявшись обеими руками за палку, играющие должны перетянуть друг друга на себя.

Игра:

3. «Перебери крупу»

Ребята делятся на две команды. Каждой команде раздается три вида крупы (рис, гречка, пшено). После того, когда учитель перемешает эти крупы, ребята должны разложить их по названию.

Учитель : А теперь для вас, ребятки,
Загадаю я загадки!
Знаю, знаю наперёд –
Вы смекалистый народ!
Посидите, отдохните,
Да умом пошевелите!
(показ презентации )

1.Сверху дыра,
Снизу дыра,
А посередине –
Огонь да вода. (Самовар)
2.Новая посудина,
А вся в дырках, (Сито, решето)
3.Три братца
Пошли на речку купаться,
Два купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупались, вышли,
На третьем повисли. (Ведра с коромыслом)
4.Смастерили из досок
И надели поясок,
И хранит посуда эта
С грядки собранное лето. (Бочка)
5.Чёрный конь скачет в огонь. (Кочерга)
6.Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает
Что схватит, отдаёт.
Сам в угол идёт. (Ухват)
7. Деревянная подружка
Без неё мы как без рук.
На досуге – веселушка,
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не даёт? (Деревянная ложка)
8. Деревяшка небольшая,
Три струны всего на ней,
А как только зазвенит
Сразу всех развеселит. (Балалайка)
9.Крепка, звонка да отточена? (Сабля)
10. На чужой спине едет, на своей груз везет (Седло)
11. На солнышке полежал, да весь в Кубань убежал? (Снег весной)

Ребенок : На Кубани-то живут люди вольные,
Люди вольные, казаки кубанские,
Казачья жизнь вся в песнях.
А где песня поётся, там счастливо живётся!
(Вместе)
Мы и пели для вас,
И плясали для вас,
Если любо вам веселье,
Приходите в другой раз!

Наталья Першина

Программные задачи :

Дать понятие детям, что Кубань- это житница России.

Продолжать знакомить детей с малой родиной – Кубанью, с бытом казаков , народными традициями, народными играми и фольклором.

Развивать двигательную активность, быстроту реакции, увёртливость.

Доставить детям радость и удовольствие.

Ход развлечения:

Зал украшен в виде кубанского подворья . (стоит плетень, хата, телега с лошадью, возле плетня разложен урожай с огорода – тыквы, кабачки) По залу свободно прогуливаются дети в народных костюмах.

В зал входят две казачки (воспитателя) в народных кубанских костюмах.

1каз : - Смотри, Аксинья, сколько казачат собралось сегодня за околицей!

2каз :- И верно, Матрёна, и хлопцы и девчата вышли на гулянья. А давай к ним поближе подойдём, узнаем, о чём они говорят.

Казачки подходят ближе .

Здравствуйте, казачата ! Что вы тут собрались?

(на посиделки)

А давай, Аксинья, проверим наших маленьких казачат , что они знают о том месте, где они родились.

(казачки задают детям вопросы)

Как называется наш город? (Ейск)

Как называется наш край? (Краснодарский край)

Как его называют по другому? (Кубань)

А почему его так называют? (Потому что так называют реку, которая протекает по территории нашего края)

Сколько морей находиться на территории Краснодарского края? (2 – Чёрное и Азовское)

А какое больше? (Чёрное не только больше, но и глубже)

Как называется главный город нашего края, его столица? (Краснодар)

Какие города нашего края вы ещё знаете? (Ейск, Туапсе, Сочи, Геленджик, Новороссийск)

Почему Кубань называют житницей России? (Житница – это хлебородная область, снабжающая хлебом и другие местности. А на Кубани для всей Россию выращивают пшеницу, рожь, ячмень, рис, кукурузу. В кубанских садах зреют груши, яблоки, сливы, абрикосы, вишни. В полях выращивают картофель, капусту, морковь и лук и другие овощи.

Какие молодцы наши ребятишки, всё знают о своём родном крае, настоящие казачата .

1 каз : - А на наше развлечение мы пригласили дедушку и папу нашего Кирюши, потому что они являются представителями нашего местного казачества и традиции казаков они передают из поколения в поколение.

Мы предоставляем им слово.

2 каз : -Ну что, Матрёна, пора бы нашим ребятишкам и поиграть.

А вы знаете какие –нибудь народные кубанские игры?

Реб : - Я знаю! А давайте поиграем в игру «Калачи» !

игра «КАЛАЧИ»

Дети становятся в три круга. Двигаются хороводным шагом по кругу и при этом произносят слова :

Бай- качи – качи – качи!

Глянь – баранки, калачи!

С пылу, с жару, из печи!

По окончании слов игроки бегают врассыпную по одному по площадке. На слова «Найди свой калач!» возвращаются в свой круг. При повторении игры могут меняться местами в кругах.

1 каз : Вот какие внимательные наши казачата ! Ни разу не перепутали свои места и вовремя нашли свой калач.

2 каз : А я предлагаю поиграть в игру «Заря-заряница» .

«Заря – заряница»

Один игрок (ребёнок или взрослый) держит шест с прикреплёнными на конце лентами. Каждый играющий берётся за ленту. Водящий стоит вне круга. Дети, держась за ленту, идут по кругу и поют.

Заря-заряница,

Казачка – девица

По полю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые.

Раз, два – не воронь.

А беги, как огонь!

С последними словами водящий дотрагивается до какого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, вдвоём они бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот побеждает, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.

1 каз : Хорошо мы поиграли. А вот на полянке, как галчата, зашумели казачата , споря, кто из них самый быстрый, самый ловкий.

2 каз : Да зачем спорить? Мы это сейчас проверим в игре. Кто быстрее сядет на коня?

«Кто быстрее сядет на коня?»

Под музыку дети скачут на конях-стульях, когда музыка меняет свой темп, казачата встают со стульев и подскоками двигаются по залу. В это время убирается один стул.

Музыка заканчивается, всадники занимают свои места. Кому коня не хватило, выходит из игры.

1 каз : Вот и завершилась игра, молодцы наши казачата , они все были быстрыми, ловкими.

2 каз : А не пора ли нашим девочкам показать свои умения в игре «Курень» ?

«Курень» .

В разных концах зала ставятся три-четыре стула, на которых лежат шали. Дети образуют вокруг стульчиков круги по пять-десять человек. Под весёлую музыку дети пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим стульям, берут шаль за концы и растягивают её вытянутыми над головой руками, делают крышу.

1 каз : а я знаю ещё одну кубанскую народную игру. Она называется «Достань платок» .

«Достань платок» .

Двое ведущих держат в поднятых руках шашки (игрушечные сабли, на которых висят шали. Возле ведущих стоят по два мальчика. Под весёлую музыку мальчики пляшут врассыпную по всему залу. С окончанием музыки бегут к своим ведущим и стараются снять с шашек шаль. Победитель идёт с шалью к девочке, кладёт шаль ей на плечи и приглашает танцевать. Игра может проводиться с доступным количеством шашек. Шаль можно заменить кубанкой.

1 каз6 Как весело сегодня у нас было за околицей.

2 каз : Мы много играли в разные игры. А как их можно назвать одним словом?

(Кубанские) .

1 каз : Ой, Матрёна! Не твои ли там пироги пахнут, аж за околицу слышно? Наши казачата так славно играли , давай угостим их чаем с пирогами.

(Дети вместе с воспитателями идут в группу, где накрыт стол к чаю с пирогами.)




Наш утреник снималаЕйская детская телестудия "Успех" для передачи"Счастливое время". Видео с 5 минуты 30 секунд даного ролика.

Игровая программа "Казачьи забавы" для детей младшего школьного возраста


Автор : Руднева Татьяна Витальевна, руководитель творческой мастерской "Радуга" центра детско-юношеского творчества им. Героя Советского Союза Е.М. Рудневой
Описание : Сценарий игровой программы рассчитан на детей младшего школьного возраста. Предлагаемые игры можно применять и в старшей группе детского сада, в летнем лагере.
Цель : Организовать содержательную досуговую деятельность.
Задачи :
1. Создать положительный микроклимат, посредством участия каждого ребёнка в игровой программе. Систематизировать знания о празднике Покрова Пресвятой Богородицы.
2. Развивать физические качества, умение работать в коллективе.
3. Воспитывать любовь к ближнему, доброту, отзывчивость, чувство взаимопомощи.
Оформление : Репродукция иконы Покрова Пресвятой Богородицы; две нитки длиной 5 м, каждая из которых продета через пластиковый стаканчик; две игрушечные машинки, к которым привязаны нитки длиной 5 м; две шапки; дартс с шариками на липучках; плакат с тремя кошачьими головами разного размера и отверстием вместо пасти; пластмассовые кольца (5-7); два головных платка; бумажные рыбки, к которым приклеены нитки длиной 60-70 см

Ведущий : Дети, мы с вами сегодня собрались, чтобы поиграть, и программа наша называется «Казачьи забавы». А кто знает, почему именно сегодня?
Дети : 14 октября празднуется День казачества.
Ведущий : А почему именно 14 октября? Не знаете? Тогда слушайте.
Началась эта история очень давно – тысячу лет назад. Существовала в те древние времена могущественная держава - Византийская империя. Столицей её был город Константинополь, и славился этот город своими церквями. Были те величественные храмы, роскошные, с богатыми иконами и другими церковными вещами. Но не давало то богатство покоя мусульманам. Решили они завладеть им.
И вот началась осада Константинополя. Перед жителями города встала печальная перспектива: либо быть пленёнными, либо убитыми. Но никому не хотелось такой мрачной участи. Православные христиане приняли единственное верное решение – они пошли в храмы и стали истово молиться.
И вот во время молитвы во Влахернском храме Андрей, Христа ради юродивый, поднял глаза вверх и увидел, что в воздухе идёт Пресвятая Богородица. Она была озарена небесным светом и окружена ангелами и сонмом святых. Царицу небесную сопровождали Иоанн Креститель и святой апостол Иоанн Богослов. Став на колени, Пресвятая Дева начала со слезами молиться за христиан. А закончив молитву, Она сняла с головы покрывало и распростёрла его над молитвенниками, защищая их от врагов видимых и невидимых. Покров этот выигрывал «паче лучей солнечных». Святой Андрей с трепетом смотрел на это дивное видение и спросил блаженного Епифания, что стоял рядом: ”Видишь ли, брат, Царицу и Госпожу”? ”Вижу, святой отче, и содрогаюсь”, - ответил Епифаний. Когда же Божия Матерь отошла, покров её стал невидимым.

И случилось диво: мусульмане сняли осаду и ушли домой. С тех пор в честь того великого чуда отмечается праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
А запорожские казаки очень почитали Пресвятую Деву Марию и считали её своей покровительницей. Они всегда ревностно молились ей. На сечи было много икон. Поэтому 14 октября, праздник Покрова Пресвятой Богородицы, стал Днём казачества.

А сейчас мы проверим, какие у нас растут казаки. Сначала испытаем силу казацкого духа.
Две девочки держат нить, на которую надет пластиковый стаканчик. Мальчику необходимо дуть в стаканчик и перегнать его с одного конца нити в другой. Соревнуются парами: кто быстрее?

Какой казак без коня? Каждый был мастером-наездником. Но прошло время. Никто сейчас на лошадях не ездит. Все перешли на машины. Вот и мы сейчас проведем гонки на машинах.
На нитку длиной несколько метров привязана машинка. Необходимо привлечь её к себе, наматывая нитку на карандаш. Соревнование парное. Кто быстрее?

Ещё одно соревнование - на ловкость. Вызываются два мальчика. Они надевают на головы шапки. По команде ведущего необходимо сорвать шапку с противника, а свою сохранить.

Казаки были очень искусные воины, они очень метко стреляли. Вот мы сейчас и проверим наших ребят.
Первое соревнование на меткость – дартс, только вместо дротиков используются шарики на липучке.

Второе соревнование – кошачья пасть. На рисунке изображены три кошки с отверстиями вместо рта. За попадание в большой рот дается 5 баллов, в средний – 7 баллов, в маленький – 10 баллов. Кто больше баллов наберёт.

Следующее соревнование на меткость. Мальчику помогает девочка. Она бросает кольца, а он ловит. Выбирается самая ловкая пара.

Ведущий : Наши мальчики соревнуются и соревнуются. Теперь они отдохнут, а соревноваться будут девочки. Они выстраиваются в две колонны. Необходимо подбежать к стулу, взять с него платок, повязать его на голову, сесть на стул, сказать «Я – Маруся», снять платок, положить его на место и вернуться к своей команде, передав эстафету. Побеждает колонна, которая первая закончит соревнования.

Ведущий : Наши мальчишки, живя на берегу моря, любят рыбачить. Вот и мы сейчас будем ловить рыбку.
Дети становятся в круг. Каждый нитью привязывает к ноге бумажную рыбку. (Рыбка должна лежать на полу). Необходимо наступить ногой на чужую рыбку, оторвав её, а свою сохранить. Выигрывает искуснейший.

Ведущий : Вот такие наши казаки и казачки – ловкие, находчивые, весёлые. Желаю вам дальше совершенствовать свои лучшие черты и умения и встретимся на следующих соревнованиях.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: