На рисунке изображен череп человека какой цифрой. Рисуем череп карандашом

Для ответов на задания 29-32 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (29, 30 и т.д.), а затем ответ к нему. Ответы записывайте четко и разборчиво.

ПТИЦА КИВИ

Киви, или бескрылые, - нелетающие бескилевые птицы Новой Зеландии. Размером киви с обычную курицу, весом от 1,4 до 4 кг. Характерен половой диморфизм: самки крупнее самцов. Тело у киви грушевидной формы, с маленькой головой и короткой шеей. Перья киви больше напоминают густую шерсть, они мягкие серые или светло-бурые. Киви свойственна наибольшая редукция крыльев среди птиц: они всего 5 см в длину и почти незаметны среди оперения. Однако у киви сохранилась привычка, отдыхая, прятать клюв под крыло. Киви имеют короткие, но очень сильные четырехпалые с острыми когтями ноги. Хвост у киви отсутствует. Скелет не пневматичен, кости тяжелые.

Киви не полагаются на зрение - глаза у них очень маленькие, всего 8 мм диаметром. Гораздо лучше развиты слух и обоняние. У киви очень длинный, гибкий, тонкий, прямой или слегка изогнутый клюв, который у самцов достигает длины 95-105 мм, а у самок- 110-120 мм. Ноздри у киви открываются на конце клюва, а у остальных птиц - у его основания.

Нормальная температура тела киви - 38 °С, что на два градуса ниже, чем у других птиц, и ближе к температуре тела млекопитающих.

Киви обитают преимущественно в сырых вечнозеленых лесах. Длинные пальцы на ногах помогают им не вязнуть в болотистом грунте. Образ жизни они ведут исключительно сумеречный и ночной. В течение дня киви прячется в вырытой норе, дупле или под корнями деревьев. У большого серого киви норы представляют собой настоящий лабиринт с несколькими выходами.

Киви - крайне территориальные птицы, и брачная пара, а особенно самец, яростно защищает от конкурентов свой гнездовой участок, который может занимать от 2 до 100 га. Границы своего участка птицы обозначают с помощью криков, которые по ночам слышны за несколько километров. На охоту киви выходят примерно через 30 минут после заката. Их корм составляют насекомые, моллюски и земляные черви, а также опавшие ягоды и плоды. Добычу киви разыскивают с помощью обоняния и осязания - разгребая землю ногами и глубоко погружая в нее клюв, они буквально «вынюхивают» червей и насекомых. При случае киви не отказываются от мелких амфибий и ракообразных.

В отличие от большинства птиц, у самок киви функционируют оба яичника, а не только левый. Киви - рекордсмен среди птиц по относительным размерам откладываемых яиц: у обыкновенного киви оно весит до 450 г, около 1/4 массы самой птицы. Снесенное яйцо насиживает самец, который покидает его только на время кормления.

Инкубационный период занимает 75-85 дней. Родители обычно не заботятся о потомстве и покидают его сразу после вылупления. Продолжительность жизни киви велика - до 50-60 лет.

1) Где обитает птица киви?

2) Где у киви на клюве располагаются ноздри?

3) Как киви обозначают границы своих участков?

Показать ответ

1) В Новой Зеландии.

2) Ноздри у киви открываются на конце клюва.

3) Границы своего участка птицы обозначают с помощью криков.

Изучите таблицу «Группы элементов по их содержанию в живых организмах». Ответьте на вопросы.

Группы элементов по их содержанию в живых организмах

1) Какого элемента в живых организмах больше, чем других (в сухом веществе)?

2) К какой группе элементов он относится?

3) В состав каких веществ входит?

Показать ответ

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) углерод;

2) к макроэлементам;

3) всех органических веществ, карбонатов и др.

Алексей ехал на дачу на велосипеде со скоростью 16 км/ч 1 час 40 минут.

Используя данные таблиц 1 и 2, предложите Алексею оптимальное по калорийности меню, позволяющее ему компенсировать энергетические затраты.

При выборе учтите, что Алексей любит бутерброд со свининой.

В ответе укажите энергетические затраты, рекомендуемые блюда, калорийность обеда и количество в нем углеводов.

Показать таблицы

Энергетическая и пищевая ценность продуктов

Его ассоциируют со смертью или отсутствию страха перед ней. На самом деле этот символ используется с давних времен и может обозначать не только смерть, но и жизненную энергию, и концентрацию интеллекта. Изображение мертвой головы используется в православии, так называемая «Адамова голова», а также таким рисунком украшают зал на Хэллоуин. Как вы уже поняли, сегодня наш урок посвящен именно черепу.



Поэтапно


Рисуем карандашом

Череп человека


Вид сбоку


Легкий пример


Пиратский


С костями


Со змеей


С цветами


Огненный

Как поэтапно нарисовать череп

Этап 1
Начните свой рисунок с наброска. Очертите силуэт головы в развороте ¾. Обрисуйте полукруг, затем пририсуйте очертания нижней челюсти и выделите височную долю. Лицевую часть разделите двумя горизонтальными линиями.

Этап 2
Для соблюдения симметрии разделите лицо вертикальной полосой. Сделайте очертания глазниц и носовой кости. Сделайте эскиз скул и челюстей. Прорисуйте детали височной доли.

Этап 3
На этом этапе необходимо изобразить зубы и остальные детали челюстей. Сотрите вспомогательные линии и добавьте дополнительные контуры к основному плану в глазных впадинах, носовой кости и верхней плоскости скул. При помощи такого трюка вы добьетесь объемности в вашем рисунке.

Этап 4
Затемните глазные впадины и остальные внутренние части. Прорисуйте мелкие детали.

Этап 5
На завершающем этапе не стоит спешить, заштрихуйте, играя с тонами, добейтесь правильной передачи света и тени. Можно использовать кусочек белой бумаги, и круговыми движениями сгладить штрихи.

Рисуем череп карандашом

Изображения простым карандашом на белом фоне создают контраст, они насыщены, сразу же притягивают интерес зрителей.

Твердым карандашом сделайте набросок главных черт. Лобную кость изобразите в виде круга, затем прорисуйте скуловые кости и нижнюю челюсть. Примерно отметьте глазницы и носовую щель, а также проведите полосу, где будут находиться зубы. Не давите на карандаш, ведь это набросок.

Прорисуйте височные доли. Для изображения глазных впадин нарисуйте четырехугольники с закругленными углами, а нос можно сравнить с перевернутым треугольником. Прорисуйте мелкие детали.

Темным карандашом прорисуйте все внутренние плоскости и начинайте заштриховку.

Добавьте детали, например, надломы в костях. Вооружившись разными карандашами, наложите светотень и тень на горизонтальной поверхности.


Как нарисовать череп человека

Для изображения пропорционального скелета головы можно использовать геометрические фигуры.
Очертите 2 круга и прочертите сетку, как показано на рисунке.

Благодаря прочерченной сетке симметрично нарисуйте очертания глаз, носа и рта. Обрисуйте скуловые кости и мелкие детали «лица».

Вооружитесь ластиком и удалите лишний карандаш. Заштрихуйте голову, не забывая об игре светотени.

Вот такой получился рисунок.

Вид сбоку

Вспоминаются знаменитые строки: «Быть или не быть? – вот в чем вопрос». Мы говорим вам: «Быть!» Следуйте нижеприведенной схеме, и у вас получится восхитительное изображение.

Наметьте главные очертания – это непосредственно форма головы, глазная впадина, височная кость и прочие мелочи.

Обрисуйте глаз, скулу, наметьте ротовую щель. Обведите контуры и начинайте штриховку.

Изобразите зубы и мелкими штрихами зарисуйте черепок, изобразите надкол в височной кости. Добавьте теней.


Так как наш предмет лежит на поверхности, покажите тень, падающую на нее. Готово!

Легкий пример

Для начинающих художников предлагаем нарисовать легкий способ рисования черепа. Он не реалистичен, но зато сохраняет саму суть.

Очертите круг, затем к нему дорисуйте U-образную линию. Затем изобразите кривой линией нечто подобное горшку или подкове (тут как ваша фантазия позволит).

Прорисуйте глазные впадины и овальный нос. От вашей «подковы» дорисуйте верхнюю челюсть и 2 ряда зубов. Изобразите трещину на затылке.

Сотрите вспомогательные линии и обведите черепушку.

Заштрихуйте рисунок, местами делая затемнения.

Рисуем пиратский череп

Изобразить пиратский флаг довольно просто: контур скелета головы и перекрещенные костяшки, его еще называют Веселый Роджер. Но мы предлагаем вашему вниманию пиратский флаг Джека Рэкхема, где перекрещиваются сабли.

Череп с костями

Мы уже упомянули Веселого Роджера в предыдущем пункте. Он имеет различные вариации в своем дизайне. Сам скелет может быть анфас или в профиль, а кости могут быть расположены ниже головы, либо находится за ней.

Обрисуйте силуэт и наметьте линиями, будущие кости. Проведите одну вертикальную и две горизонтальные черты. Нарисуйте глазные щели, нос и челюсти. Обведите контур Роджера и костей. Далее аккуратно заштрихуйте, используйте разные тона затемнения. Предлагаем посмотреть видео-урок.

Череп со змеей

Провести различные эксперименты. К примеру, изобразить Адамову голову со змеей, выходящей из глазниц, к слову, это популярный дизайн тату.

Основные принципы остаются неизменными. Сначала сделайте набросок. Затем по обычной схеме изобразите все детали головы и прорисуйте змею. Уделите внимание правильному расположению головы змеи. Далее наложите штриховку.
Прилагаем видео мастер-класс.

Череп с цветами

Очередной известный тату-арт – изображение скелета с розой или другими цветами.
Вы уже знаете, как нарисовать скелет головы с разных ракурсов, поэтому вам это не составит большого труда. Обратите внимание на изображение роз. Их нужно передать наиболее правдоподобно, вырисовывая каждый лепесток и добавляя объемности при помощи правильной штриховки.
Ознакомьтесь с видео-уроком.

Как нарисовать огненный череп

Предлагаем вот такой полет фантазии, напоминающий кадры из фильма «Призрачный Гонщик». Не будем загружать вас лишними словами. В этом примере необходимо уделить время прорисовке языков пламени. Посмотрите на пошаговый пример ниже.

Скелет

Также, вы можете посмотреть как нарисовать не только череп, но и весь скелет полностью.

Государственная (итоговая) аттестация 2011 года (в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации

(в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования

подготовлен Федеральным государственным научным учреждением

«ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ» Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2011 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования

Пояснения к демонстрационному варианту экзаменационной работы

При ознакомлении с Демонстрационным вариантом 2011 года следует иметь в виду, что задания, включенные в демонстрационный вариант, не отражают всех вопросов содержания, которые будут проверяться с помощью вариантов КИМ в 2011 году . Полный перечень элементов содержания, которые могут контролироваться на экзамене 2011 года, приведен в кодификаторе элементов содержания, размещенном на сайте www.fipi.ru.

Назначение демонстрационного варианта заключается в том, чтобы дать возможность любому участнику экзамена и широкой общественности составить представление о структуре будущей экзаменационной работы, числе и форме заданий, а также их уровне сложности. Приведенные критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом, включенные в этот вариант, позволят составить представление о требованиях к полноте и правильности записи развернутого ответа.

Демонстрационный вариант 2011 года

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по биологии дается 2,5 часа (150 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 32 задания.

Часть 1 содержит 24 задания (А1–А24). К каждому заданию приводится 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении заданий части 1 обведите кружком номер выбранного ответа в экзаменационной работе. Если вы обвели не тот номер, то зачеркните этот обведенный номер крестиком и затем обведите номер правильного ответа.

Часть 2 включает 4 задания с кратким ответом (В1–В4). Для заданий части 2 ответ записывается в экзаменационной работе в отведенном для этого месте. В случае записи неверного ответа зачеркните его и запишите рядом новый.

Часть 3 содержит 4 задания (С1–С4), на которые следует дать развернутый ответ. Задания выполняются на отдельном листе.

Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удается выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.

Баллы, полученные вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать максимально возможное количество баллов.

Желаем успеха!

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1–А24) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

Какую из перечисленных функций выполняет изображенный на рисунке органоид клетки?

1) синтез белка 2) выделение

3) фотосинтез

4) дыхание

А4 Представители какого отдела царства Растения Какуюсистему органов образуют железы внутренней секреции человека? изображены на рисунке?

1) кровеносную

3) Покрытосеменные 4) выделительную

4) Хвощевидные

Рассмотрите рисунок рефлекторной дуги. Под каким номером на нем изображен рабочий орган?

Почему, перед тем, как поставить срезанные цветы в воду, следует удалить с побега все нижние листья?

1) уменьшится испарение влаги 1) 1 2) 2 3) 4 4) 5

2) растения станут более привлекательными

бабочки капустной белянки?

1) яйцо → бабочка

2) яйцо → бабочка → личинка

3) яйцо → личинка → куколка → бабочка

4) яйцо → куколка → личинка → бабочка

Определите по внешнему виду клюва попугая, чем он питается в естественной среде?

До применения вакцин многие дети в нашей стране болели коклюшем. Какой

1) летающими насекомыми иммунитет возникает после перенесения человеком этого инфекционного

2) мышевидными грызунами заболевания?

3) твердыми плодами 1) естественный врожденный

4) зелеными побегами 2) искусственный активный

3) естественный приобретенный

А13 Кровь в организме человека превращается из венозной в артериальную после выхода из

1) капилляров легких 2) левого предсердия

3) капилляров печени 4) правого желудочка

1) D 2) С 3) А 4) В 1

Обонятельные рецепторы у человека расположены в

1) ротовой полости 2) носовой полости

3) области мягкого неба

4) области гортани

Какойиз приведенных видов деятельности человека по И.П. Павлову может быть отнесен к условно-рефлекторной?

1) соблюдение привычного режима дня

2) поворот человеком головы на незнакомый звук

3) написание картины художником

4) отдергивание руки от горячего предмета

Ношение очков с двояковыпуклыми линзами помогает при

1) дальнозоркости

2) дальтонизме

3) катаракте

4) близорукости

Рассмотрите рентгеновский снимок нижней конечности человека. Какая травма опорно-двигательного аппарата изображена на снимке?

2) перелом

3) разрыв связок

На диаграмме представлен рацион питания млекопитающего. В какой среде обитания должно жить животное, чтобы так питаться?

3) наземно-воздушной

A21 Благодаря деятельности дождевых червей в экосистемах происходит

1) подавление развития почвенных организмов

2) повреждение корней растений

3) распространение возбудителей заболеваний растений

4) повышение плодородия почвы

Между объектами и процессами, указанными в столбцах приведенной ниже таблицы, имеется определенная связь.

Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?

1) митохондрия

2) клеточный центр

3) рибосома

4) вакуоль

Чем отличаются покрытосеменные растения от голосеменных? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) характеризуются многообразием жизненных форм

2) размножаются семенами

3) имеют хорошо развитые вегетативные органы

4) способны образовывать обширные леса

5) образуют сочные и сухие плоды

6) опыляются насекомыми и птицами Ответ: __________________

2) зажмите препарат крови лапками-держателями

3) положите микропрепарат крови на предметный столик

4) глядя в окуляр, настройте свет

5) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату крови, пока не увидите четкое изображение крови лягушки

Ответ: __________________

Вставьте в текст «Биосинтез белка» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведенную ниже таблицу.

БИОСИНТЕЗ БЕЛКА

В результате пластического обмена в клетках синтезируются специфические для организма белки. Участок ДНК, в котором закодирована информация о структуре одного белка, называется ______(А). Биосинтез белков начинается с синтеза ______(Б), а сама сборка происходит в цитоплазме при участии ______(В). Первый этап биосинтеза белка получил название _________(Г), а второй – трансляция.

Перечень терминов:

3) транскрипция

4) мутация 5) ген

6) рибосома

7) комплекс Гольджи

8) фенотип

Часть 3

Для ответов на задания С1–С4 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

Французский писатель гуманист Франсуа Рабле вложил в уста одного из своих персонажей фразу, ставшую крылатой: «Аппетит приходит во время еды».

Что такое аппетит? Используя знание физиологического механизма возникновения аппетита, объясните смысл крылатой фразы.

Прочитайте текст «» и выполните задания C2–C3.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У ЖИВОТНЫХ

Ч. Дарвин, пытаясь выяснить механизм эволюции, предположил, что причинами появления отличий между особями одного вида являются наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В результате изменчивости появляются новые признаки. Некоторые из них наследуются. В природе между особями происходит борьба за пищу, воду, свет, территорию, полового партнера. Если новые признаки оказываются полезными для особи в определенных условиях среды, помогают выжить и оставить потомство, то они сохраняются естественным отбором и закрепляются в поколениях в процессе размножения. Особи с вредными признаками отсеиваются. Свои предположения ученый подтвердил, наблюдая за работой селекционеров. Он обнаружил, что в процессе искусственного отбора человек скрещивает особей с определенными, нужными селекционеру, признаками и получает разнообразные породы и сорта. Ч. Дарвин предположил, что в природе происходит нечто подобное. В результате естественного отбора возникают особи, обладающие новыми приспособлениями к условиям окружающей среды.


Прочитайте текст «Возникновение приспособлений у животных». Заполните в таблице «Сравнительная характеристика ученых на причины возникновения приспособлений у животных» графы, обозначенные цифрами

Система оценивания экзаменационной работы по биологии Часть 1

За верное выполнение заданий А1–А24 выставляется 1 балл.

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

Часть 2

За верный ответ на каждое из заданий В1–В4 выставляется 2 балла.

За ответ на задание В1 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно).

За ответ на задания В2 выставляется 1 балл, если допущена 1 ошибка, и 0 баллов, если допущено 2 и более ошибки.

За ответы на задания В3и В4 выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.

№ задания

Ответ

Часть 3

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ С

РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ

Задания этой части оцениваются в зависимости от полноты и правильности ответа.

Французский писатель гуманист Франсуа Рабле вложил в уста одного из своих персонажей фразу, ставшую крылатой: «Аппетит приходит во время еды». Что такое аппетит? Используя знание физиологического механизма возникновения аппетита, объясните смысл крылатой фразы.

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы : 1) Аппетит – эмоциональное ощущение, вызванное потребностью в пище, проявляющееся в желании, стремлении что-нибудь съесть. 2) Аппетит обусловлен формированием в мозгу стойких очагов возбуждения. Попавшая в желудок пища усиливает импульсы от рецепторов желудка идущие в мозг, вызывая потребность в новом ее приеме.

Ответ включает два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок.

Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок.

Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки.

Ответ включает один-два элемента при наличии грубых биологических ошибок.

Ответ включает один из названных выше элементов при наличии негрубых биологических ошибок. ИЛИ

Ответ неправильный.

Максимальный балл

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У ЖИВОТНЫХ

Биологи XIX в. Ж.-Б. Ламарк и Ч. Дарвин по-разному объясняли причины возникновения новых видов. Первый полагал, что новые признаки у животных и растений появляются в результате их внутреннего стремления к образованию новых приспособлений. Оно заставляет организмы упражняться в достижении своих целей и, таким образом, приобретать новые свойства. Так, по мнению Ламарка, у жирафа, добывающего пищу на высоких деревьях, появилась длинная шея, у уток и гусей – плавательные перепонки на ногах, а у оленей, вынужденных бодаться, появились рога. Недаром ученый считал, что не упражняемый орган постепенно исчезает, а упражняемый совершенствуется. Кроме того, Ламарк полагал, что приобретенные организмом в результате упражнений признаки всегда полезны, и они обязательно наследуются.

Ч. Дарвин, пытаясь выяснить механизм эволюции, предположил, что причинами появления отличий между особями одного вида являются наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В результате изменчивости появляются новые признаки. Некоторые из них наследуются. В природе между особями происходит борьба за пищу, воду, свет, территорию, полового партнера. Если новые признаки оказываются полезными для особи в определенных условиях среды, помогают выжить и оставить потомство, то они сохраняются естественным отбором и закрепляются в поколениях в процессе размножения. Особи с вредными признаками отсеиваются. Свои предположения ученый подтвердил, наблюдая за работой селекционеров. Он обнаружил, что в

процессе искусственного отбора человек скрещивает особей с определенными, нужными селекционеру, признаками и получает разнообразные породы и сорта. Ч. Дарвин предположил, что в природе происходит нечто подобное. В результате естественного отбора возникают особи, обладающие новыми приспособлениями к условиям окружающей среды.

Прочитайте текст. Заполните в таблице «Сравнительная характеристика взглядов ученых на причины возникновения приспособлений у животных» графы, обозначенные цифрами 1, 2, 3.

При выполнении задания перерисовывать таблицу не обязательно.

Достаточно записать номер графы и содержание пропущенного элемента.

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ВЗГЛЯДОВ УЧЕНЫХ НА ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У ЖИВОТНЫХ

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Графы таблицы должны быть заполнены следующим образом : 1) Наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

2) Все новые признаки полезны и сохраняются в потомстве. ИЛИ

Приобретенные в результате упражнений полезные признаки сохраняются в потомстве.

3) Хвост у щенят постепенно исчезнет.

Правильно заполнены три графы таблицы.

Правильно заполнены любые две графы таблицы.

Правильно заполнена одна любая графа таблицы.

Все графы заполнены неверно или не заполнены.

Максимальный балл

животных» и знания курса, объясните, каким образом могло возникнуть

приспособление к распространению плодов-крылаток у клена.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) В результате наследственной изменчивости у плодов могли появиться зачатки лопастей, выростов.

2) Эти выросты позволили плодам перемещаться с помощью ветра на более дальние расстояния, чем остальным, не имеющим выростов. 3) С течением времени естественный отбор сохранял те плоды, у которых новый признак проявлялся сильнее.

Ответ включает 3 названных выше элемента, не содержит биологических ошибок.

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки.

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки.

Ответ неправильный.

Максимальный балл

Изучите таблицу «Влияние основных факторов на здоровье человека». Ответьте на вопросы.

Таблица. Влияние основных факторов на здоровье человека (в %)

Какое из приведенных нарушений здоровья в наибольшей степени связано с образом жизни человека? Предложите не менее двух рекомендаций по снижению вредного воздействия данного фактора риска на здоровье ученика в школе.

(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)

Баллы

Правильный ответ может содержать следующие элементы :

1) нарушение здоровья : травма (транспортная, производственная, бытовая). На 65% зависит от образа жизни.

С целью снижения травматизма в школе следует (рекомендации ):

2) знакомить с правилами по технике безопасности при работе с оборудованием и химическими реактивами на уроках химии, физики, биологии, технологии и др.;

3) разместить во всех кабинетах школы, а также и коридорах средства наглядности, направленные на снижение травматизма на уроках и во внеурочное время. Например, запрещающие бегать по коридорам, съезжать по перилам лестницы, драться.

Названо нарушение здоровья и приведены две рекомендации.

Названо только нарушение здоровья ИЛИ приведена одна рекомендация.

Ответ неправильный.

Максимальный балл

Часть 1

При выполнении заданий с выбором ответа (это задания А1–А12) обведите кружком номер правильного ответа в экзаменационной работе.

A1. Применение какого научного метода иллюстрирует сюжет картины голландского художника Я. Стена «Пульс», написанной в середине XVII?

1) моделирование 2) наблюдение 3) эксперимент

4) измерение

A2 . Какую из перечисленных функций выполняет изображенный на рисунке органоид клетки? 1) синтез белка 2) выделение 3) фотосинтез 4) дыхание

A3. Что содержится в черных шариках на концах длинных ответвлений у гриба мукора?
1) микроскопические семена
2) питательные вещества
3) минеральные соли
4) споры

A4. Представители какого отдела царства Растения изображены на рисунке?
1) Моховидны 2) Голосеменные 3) Покрытосеменные 4) Хвощевидные

A5 . Почему, перед тем, как поставить срезанные цветы в воду, следует удалить с побега все нижние листья?
1) уменьшится испарение влаги
2) растения станут более привлекательными
3) повысится скорость фотосинтеза в оставшихся листьях
4) улучшится движение питательных веществ по побегу

A6. Какая последовательность этапов индивидуального развития характерна для бабочки капустной белянки?
1) яйцо
бабочка
2) яйцо
→ бабочка → личинка
3) яйцо
→ личинка → куколка → бабочка
4) яйцо
→ куколка → личинка → бабочка

A7 . Что отличает человекообразную обезьяну от человека?
1) общий план строения 2) уровень обмена веществ
3) строение передних конечностей
4) забота о потомстве

A8. Какую систему органов образуют железы внутренней секреции человека?
1) кровеносную 2) эндокринную
3) пищеварительную 4) выделительную

A9 . Рассмотрите рисунок рефлекторной дуги. Под каким номером на нем изображен рабочий орган?

1) 1 2) 2 3) 4 4) 5

A10. На рисунке изображен череп человека. Какой буквой на нем обозначена кость, защищающая слуховую зону коры головного мозга?

1) А 2) Б 3) В 4) Г

A11. До применения вакцин многие дети в нашей стране болели коклюшем. Какой иммунитет возникает после перенесения человеком этого инфекционного заболевания?
1) естественный врожденный 2) искусственный активный
3) естественный приобретенный 4) искусственный пассивный

A12 . Кровь в организме человека превращается из венозной в артериальную после выхода из
1) капилляров легких 2) левого предсердия
3) капилляров печени 4) правого желудочка

Часть 2

Для ответов выбрать несколько вариантов.

B1. Чем отличаются покрытосеменные растения от голосеменных? Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) характеризуются многообразием жизненных форм 2) размножаются семенами
3) имеют хорошо развитые вегетативные органы
4) способны образовывать обширные леса
5) образуют сочные и сухие плоды
6) опыляются насекомыми и птицами

B2. Расположите в правильном порядке пункты инструкции по работе с фиксированным микропрепаратом крови лягушки. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.
1) зарисуйте микропрепарат крови, сделайте обозначения
2) зажмите препарат крови лапками-держателями
3) положите микропрепарат крови на предметный столик
4) глядя в окуляр, настройте свет
5) медленно приближайте тубус микроскопа к микропрепарату крови, пока не увидите четкое изображение крови лягушки

Ответ: ____________________________.

Часть 3

Для ответов на задания С1–С2 используйте отдельный лист. Запишите сначала номер задания (С1 и т.д.), а затем ответ к нему.

C1 . Французский писатель гуманист Франсуа Рабле вложил в уста одного из своих персонажей фразу, ставшую крылатой: «Аппетит приходит во время еды».
Что такое аппетит? Используя знание физиологического механизма возникновения аппетита, объясните смысл крылатой фразы.

C2 . Изучите таблицу «Влияние основных факторов на здоровье человека».
Ответьте на вопросы.
Таблица. Влияние основных факторов на здоровье человека (в %)

Факторы риска

Образ жизни

Внешняя среда

Наследственность

Влияние факторов на популяцию людей в целом в %

50–55

20–25

15–20

В возникновении отдельных нарушений здоровья:

Ишемическая болезнь сердца

Рак

Сахарный диабет

Пневмония (воспаление легких)

Травмы (транспортные, бытовые, производственные)

Какое из приведенных нарушений здоровья в наибольшей степени связано с образом жизни человека? Предложите не менее двух рекомендаций по снижению вредного воздействия

Система оценивания экзаменационной работы по биологии

Часть 1

За правильный ответ на каждое задание части 1 ставится 1 балл, неверный ответ или ответ отсутствует – 0 баллов.

№ задания

Ответ

№ задания

Ответ

А10

А11

А12

Часть 2

За верный ответ на каждое из заданий В1–В2 выставляется 2 балла.

За ответ на задание В1 выставляется 1 балл, если в ответе указаны две любые цифры, представленные в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях. Если экзаменуемый указывает в ответе больше символов, чем в правильном ответе, то за каждый лишний символ снижается 1 балл (до 0 баллов включительно).

За ответы на задания В2 выставляется 1 балл, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа, и 0 баллов во всех других случаях.

№ задания

Ответ

43251

Часть 3

C1 .

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Аппетит – эмоциональное ощущение, вызванное потребностью в пище, проявляющееся в желании, стремлении что-нибудь съесть.
2) Аппетит обусловлен формированием в мозгу стойких очагов возбуждения. Попавшая в желудок пища усиливает импульсы от рецепторов желудка идущие в мозг, вызывая потребность в новом ее приеме.

Ответ включает два названных выше элемента и не содержит биологических ошибок.

2 балла

Ответ включает один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок. 1 балл
ИЛИ
Ответ включает два из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки.

Ответ включает один-два элемента при наличии грубых биологических ошибок.
ИЛИ
Ответ включает один из названных выше элементов при наличии негрубых биологических ошибок.
ИЛИ
Ответ неправильный.

0 баллов

Максимальный балл С целью снижения травматизма в школе следует (рекомендации):
2) знакомить с правилами по технике безопасности при работе с оборудованием и химическими реактивами на уроках химии, физики, биологии, технологии и др.;
3) разместить во всех кабинетах школы, а также и коридорах средства наглядности, направленные на снижение травматизма на уроках и во внеурочное время. Например, запрещающие бегать по коридорам, съезжать по перилам лестницы, драться.
В ответе могут быть приведены другие рекомендации.

Названо нарушение здоровья и приведены две рекомендации.

3балла

Названо нарушение здоровья и дана одна рекомендация
ИЛИ
даны две рекомендации.

2 балла

Названо только нарушение здоровья
ИЛИ
приведена одна рекомендация.

1балл

Ответ неправильный.

0 баллов

Максимальный балл

3балла

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: