Трафальгарское сражение. Трафальгарское сражение (1805) 21 октября 1805

Британская империя Командующие Потери Аудио, фото, видео на Викискладе

В этой решающей морской битве времён Наполеоновских войн Франция и Испания потеряли двадцать два корабля, в то время как Великобритания - ни одного. Во время сражения погиб командующий английским флотом вице-адмирал Горацио Нельсон .

Объединённым флотом Франции и Испании командовал французский адмирал Пьер Вильнёв . Под его началом находился испанский адмирал Федерико Гравина , руководивший испанскими силами.

Трафальгарская битва была частью Войны третьей коалиции и главным морским противостоянием XIX века . Победа Великобритании подтвердила морское превосходство страны, установленное в XVIII веке . После поражения Наполеон оставил свой план нападения на южную часть Англии и сосредоточился на войне против двух других главных сил Европы: Австрии и России .

Предпосылки

После того, как в мае 1803 года после непродолжительного Амьенского мира , Великобритания и Франция снова оказались в состоянии войны друг с другом , Наполеон принял решение устроить вторжение в Великобританию.

В 1805 году главной наземной силой Европы была армия Первой французской империи под командованием Наполеона; на море такой силой был королевский военно-морской флот Великобритании . В ходе войны Великобритания ввела морскую блокаду Франции, что повлияло на торговлю и не позволило Франции мобилизовать все её морские силы. Несмотря на несколько удачных прорывов блокады, французским кораблям не удалось окончательно пресечь действия британского флота, который мог в одинаковой степени атаковать их как на своей территории, так и вне её.

Основная часть французского флота находилась в Бресте (в Бретани) и в Тулоне на побережье Средиземного моря . Также существовали и менее крупные эскадры, которые размещались в портах на Атлантическом побережье Франции.

Великобритания обладала хорошо обученным и опытным морским офицерским корпусом, в то время как лучшие офицеры французского флота были либо казнены, либо отстранены от службы ещё в начале Великой французской революции . Самым надёжным человеком, которому можно было доверить командование Средиземноморским флотом Наполеона, был Пьер-Шарль Вильнёв .

Соотношение сил флотов

Британские корабли Пушек Тип Французские корабли Пушек Тип Испанские корабли Пушек Тип
Victory 104 трёхдечный Бюсантор 80 двухдечный Сантисима Тринидад 136 четырёхдечный
Royal Sovereign 100 трёхдечный Формидабль 80 двухдечный Санта-Ана 112 трёхдечный
Britannia 100 трёхдечный Эндомтабль 80 двухдечный Принсипе де Астуриас 112 трёхдечный
Dreadnought 98 трёхдечный Нептюн 80 двухдечный Райо 100 трёхдечный
Neptune 98 трёхдечный Ашиль 74 двухдечный Нептуно (командир Каэтано Вальдес и Флорес) 80 двухдечный
Prince 98 трёхдечный Эгль 74 двухдечный Аргонаута 80 двухдечный
Temeraire 98 трёхдечный Альхесирас 74 двухдечный Багама 74 двухдечный
Tonnant 80 двухдечный Аргонот 74 двухдечный Монарка 74 двухдечный
Achille 74 двухдечный Дюге-Труэн 74 двухдечный Монтаньес 74 двухдечный
Ajax 74 двухдечный Фуге 74 двухдечный Сан-Агустин 74 двухдечный
Bellerophon 74 двухдечный Эро 74 двухдечный Сан-Франсиско де Асис 74 двухдечный
Colossus 74 двухдечный Энтрепид 74 двухдечный Сан-Ильдефонсо 74 двухдечный
Conqueror 74 двухдечный Монблан 74 двухдечный Сан-Хуан Непомусено 74 двухдечный
Defence 74 двухдечный Плютон 74 двухдечный Сан-Хусто 74 двухдечный
Defiance 74 двухдечный Редутабль 74 двухдечный Сан-Леандро 64 двухдечный
Leviathan 74 двухдечный Сипион 74 двухдечный
Mars 74 двухдечный Berwick 74 двухдечный
Minotaur 74 двухдечный Swiftsure 74 двухдечный
Orion 74 двухдечный Корнели 40 фрегат
Revenge 74 двухдечный Эрмион 40 фрегат
Swiftsure 74 двухдечный Ортенс 40 фрегат
Thunderer 74 двухдечный Рен 40 фрегат
Belleisle 74 двухдечный Темис 40 фрегат
Spartiate 74 двухдечный Фюре 18 шлюп
Africa 64 двухдечный Аргюс 10 шлюп
Agamemnon 64 двухдечный
Polyphemus 64 двухдечный
Euryalus 36 фрегат
Naiad 36 фрегат
Phoebe 36 фрегат
Sirius 36 фрегат
Pickle 10 шлюп
Entreprenante 10 шлюп
Четырёхдечных - Четырёхдечных - Четырёхдечных 1
Трёхдечных 7 Трёхдечных - Трёхдечных 3
Двухдечных 20 Двухдечных 18 Двухдечных 11
Фрегатов 4* Фрегатов 5* Фрегатов -
Шлюпов 2* Шлюпов 2* Шлюпов -
пушек: 2312 пушек: 1584 пушек: 1280
  • Фрегаты и шлюпы не включены в указанное число кораблей, как непригодные к линейному бою.

Ход сражения

Манёвры перед боем

Объединенная французско-испанская эскадра, несмотря на возражения испанского командующего Антонио де Эсканьо , вышла из Кадиса 19 октября, двинувшись на юг, к Гибралтару . Вильнёв держал свой флаг на Бюсанторе (фр. Bucentaure ). Вопреки советам своих адмиралов, Вильнёв, придерживаясь старой линейной тактики , выстроил свой флот в одну линию.

Рано утром в 5:30, 21 октября, сигнальщики увидели на западе приближающуюся английскую эскадру. Флот союзников был в 10-12 милях от мыса Трафальгар. Некоторое время Вильнёв колебался - принять ли бой или вернуться. Примерно в восемь утра Вильнев приказал своим кораблям сделать «Поворот фордевинд , все вдруг, курс норд , в обратном порядке», и двигаться назад, в Кадис. Это означало, что авангард становился арьергардом. К 10:00 поворот был завершен. Такой манёвр перед началом боя расстроил боевой порядок, в строю кораблей союзников появились опасные разрывы дистанции, а некоторые корабли, чтобы не столкнуться с соседом, вынуждены были увалиться и «выпасть» из строя.

В этот день дул слабый западный ветер, иногда заходящий на румб к северу. Приближался шторм, сильно качало. При таком волнении корабельная артиллерия не может эффективно вести стрельбу на больших дистанциях. Нельсон учёл все эти обстоятельства: слабый ветер, мертвую зыбь, своё преимущество в ветре - и решил отказаться от классической линейной тактики, где исход боя решает число кораблей, участвующих в битве, а также количество и калибр бортовой артиллерии. Ветер благоприятствовал Нельсону: он шел в полный бакштаг , приказав поставить, для увеличения скорости, дополнительные лиселя .

Нельсон построил свои корабли в две колонны (в англоязычной литературе часто можно встретить термин «дивизион»). Флаг адмирала был поднят на Victory . Этот корабль шел головным в левом (наветренном) дивизионе. Правый (подветренный) дивизион вел контр-адмирал Катберт Коллингвуд на Royal Sovereign .

К моменту боестолкновения Вильнёв шел курсом практически на норд , левым галсом , в полный бейдевинд . После поворота строй его кораблей не успел выстроиться в идеальный кильватерный строй , когда следом идущий корабль защищает корму впереди идущего. Строй союзников представлял собой полумесяц, выгнутый вправо, в сторону материка. Вильнёв был сильно ограничен в манёвре - ветер давал ему единственную возможность: увалиться в фордевинд , тем самым сломав строй (и подставив корму под артиллерию Нельсона). При этом у него под ветром был близкий берег материка.

Начало сражения

Вскоре после 11:00 раздался первый залп Трафальгарской битвы. St.Anne открыла огонь по опередившему всех Royal Sovereign . Вслед за этим открыли огонь другие корабли союзников. Сближавшийся под прямым углом Нельсон на некоторое время оказался в зоне действия дальнобойной бортовой артиллерии Вильнёва, сам лишившись возможности вести артиллерийскую дуэль.

Первым около 12:30, строй противников прорезал более быстроходный Royal Sovereign . Он вклинился между испанским St.Anne и французским Fougueux . Остальные корабли его дивизиона отстали, и первые 20 минут он вел бой в одиночку.

Отстав от него на 45 минут, Victory , во главе наветренного дивизиона, прорвал колонну противника между Redoutable и флагманом союзников Bucentaure .

Нельсон в полной форме, при всех регалиях, находился на шканцах Victory , рядом с его капитаном, Томасом Харди . Адмирал не обращал внимания на уговоры спуститься вниз. Он заявил, что один вид адмирала на мостике флагмана должен вдохновлять всех моряков английской эскадры.

Канониры на британских кораблях значительно превосходили выучкой артиллеристов союзников: в среднем на каждый залп французов и испанцев следовало три залпа англичан (французские историки приводят соотношение темпа стрельбы 7/4). Англичане, прорезая строй Вильнева, вели огонь с обоих бортов. Главной целью были пушечные порты неприятеля - таким образом, в первую очередь выводилась из строя тяжелая артиллерия.

Из-за слабого ветра английские корабли вступали в бой с большими временными промежутками. Союзников подвела нерешительность и низкая сплоченность. Авангард союзников (командующий - адмирал Пьер Дюмануар на флагмане авангарда Formidable ) оторвался от центральной группировки, и, не обращая внимания на сигналы Вильнёва, продолжал идти на Кадис. Он увел с собой девять кораблей: (Neptuno , Scipion , Intrepide , Raio , Formidable , Montblane , San Francisco de Asis , Duguay Trown ) и один примкнувший к авангарду корабль из центральной группы - Heros .

Близкий бой

Флагман англичан, Victory , обогнув Bucentaure , повернул вправо. Такой манёвр ему пришлось сделать, поскольку его слева стал обходить хорошо разогнавшийся Temeraire , до этого следовавший за кормой флагмана. Temeraire вступил в бой с флагманом союзников, а Victory свалился в абордажный бой с Redoutable , следовавшим в кильватере Bucentaure . Во время такого боя корабли обычно сцепляются снастями, и разъединить их очень трудно. Артиллерия молчит - всем матросам раздают абордажное оружие и отправляют на верхнюю палубу. Весь бой сводится к рукопашной схватке и перестрелке из стрелкового оружия.

Стрелок на марсе Redoutable разглядел Нельсона на палубе Victory и выстрелил в него из мушкета. Пуля прошла через эполет, пробила плечо и застряла в позвоночнике. Унесённый в лазарет Нельсон был ещё жив и требовал отчёта об идущем бое.

Вскоре после 14 часов Bucentaure спустил флаг, и Вильнёв сдался в плен. К этому моменту времени уже 12 (или больше) кораблей французов и испанцев не могли продолжать бой или были захвачены. Капитан Victory , Томас Харди, на вопрос умирающего Нельсона ответил: «Милорд, этот день за вами».

Однако бой только разгорался. Строй кораблей с обеих сторон был безнадежно сломан, и каждый капитан выбирал себе цель сам. К 16 часам море было вперемешку покрыто французскими, английскими и испанскими кораблями, которые сражались друг с другом.

Наиболее ожесточенные поединки разгорелись в арьергарде союзников, которым командовал Федерико Гравина на Prince des Astorias . Его кораблю пришлось сражаться против английских Defiance и Revenge . Сам адмирал Гравина проявил в бою исключительное мужество, получив множество ран, от которых впоследствии скончался.

Завершение битвы 21 октября

Адмирал Коллингвуд, во главе прорвавшихся сквозь строй неприятеля кораблей, устремился вслед за двигающимися к Кадису кораблями авангарда союзников. Это была его тактическая ошибка: арьергард союзников был к тому времени обездвижен и не мог маневрировать, представляя более легкую цель. Воспользовавшись этим обстоятельством, адмирал Федерико Гравина на Prince des Asturias поднял сигнал «Следовать за мной». За ним последовали корабли: San Justo , San Leandro , Montanes , Indomptable , Neptuno , Argonaute . Эти корабли получили тяжелейшие повреждения как в оснастке, так и в живой силе. Манёвр адмирала Гравины позволил спасти эти корабли от английского плена.

Командир авангарда союзников, адмирал Дюмануар на Formidable , видя преследование Коллингвуда, наконец, сделал поворот оверштаг. Он приказал всем своим кораблям следовать курсом на запад-юго-запад. Этот курс пролегал значительно мористее общего места битвы. Однако Intrepide (капитан первого ранга Энфэрнэ) не подчинился приказу командующего авангардом и довернул влево, устремляясь в самую гущу битвы. За ним устремились почти все корабли, до этого следовавшие за головным кораблем. Завязалась новая фаза сражения, когда в бой вступили свежие силы союзников против потрёпанных кораблей левого дивизиона англичан. Однако четыре французских корабля: Formidable , Duguay Trown , Montblane и Scipion прошли мимо схватки.

В 16:30 Нельсон скончался. Бой продолжался до 17:30. К ночи разразился шторм.

Штормовой день 22 октября

Весь день 22 октября буйствовал шторм, который потопил множество кораблей, еле державшихся на плаву, или выкинул их корпуса на берег. Например, англичане потеряли захваченные Сантисима Тринидад и Bagama , которые пошли на дно во время буксировки. Monarca разбился о скалы испанского побережья.

Экипажи боролись за плавучесть своих кораблей, спешно латая пробоины, откачивая из трюмов воду, сращивая перебитый такелаж, заменяя рангоут. В этот день было не до обрядов, поэтому тела убитых попросту сбрасывали в море.

Возобновление битвы 23 октября

Адмирал Гравина, наскоро подремонтировав за предыдущий день уведенные им корабли, снова вышел в море. Он предпринял попытку отбить у англичан захваченные ими корабли, а также спасти экипажи тех кораблей, которые еле держались на плаву. Гравина перенес свой вымпел на Montanes . За ним шли San Justo , San Francisco de Asis и Tronador (стопушечный корабль, который не участвовал в основном сражении 21 октября), а также несколько легких фрегатов и куттеров.

Увидев приближающиеся корабли под испанским флагом, экипаж St.Anne (капитан первого ранга дон Игнасио М. де Алава ) взбунтовался, перебил английскую призовую команду и заменил английский флаг испанским. Для подавления бунта к нему устремились два английских корабля. St.Anne открыла по ним огонь и мужественно сражалась, пока к ней не подоспел Гравина.

St.Anne к этому времени не могла передвигаться самостоятельно, потеряв весь рангоут, кроме фок-мачты . Поэтому ей с легкого фрегата Femida завели буксир и повели в Кадис.

Однако к вечеру шторм разыгрался с новой силой. Потерпели крушение San Francisco de Asis и Tronador . Тем не менее, St.Anne успешно добралась до Кадиса.

Итоги Трафальгарской битвы

Союзники потеряли 18 кораблей (один потоплен, остальные захвачены) и около 15 тысяч человек убитыми, ранеными и сдавшимися в плен. Англичане захватили или потопили почти весь союзный флот, не потеряв ни одного корабля. Потери убитыми и ранеными составили у них около 2 тысяч человек. Многие английские корабли были повреждены, например флагманский Victory пришлось ремонтировать в Гибралтаре, прежде чем он смог дойти до Англии (и доставить туда тело Нельсона).

Однако стратегические итоги этой битвы были гораздо значительней. Франция и Испания навсегда утратили морское могущество. Наполеон отказался от своих планов высадки войск в Англии и вторжения в Неаполитанское королевство. Великобритания окончательно приобрела статус хозяйки морей.

Сигнал, поднятый Нельсоном

По легенде, перед началом Трафальгарского сражения вице-адмирал Горацио Нельсон поднял на своём флагманском корабле Victory флажной сигнал «Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг » (England expects that every man will do his duty). Хотя после окончания сражения в формулировке сигнала была неопределённость, значение победы и смерть Нельсона привели к тому, что фраза запечатлелась в сознании английского народа, часто цитировалась и перефразировалась.

«Адмиральский ром»

После боя Victory был поврежден, его отбуксировали для ремонта в Гибралтар. Тело адмирала Нельсона пришлось поместить в бочку с ромом. Существует расхожая легенда, что матросы проковыряли в бочке дырочку, через которую выцедили весь ром. Учитывая почтение и величайшую любовь, которым пользовался на флоте Нельсон, такая легенда представляется сомнительной. Однако, с той поры в английском флоте выдаваемый на кораблях ром моряки называли «адмиральской кровью» или «кровью Нельсона».

21.10.1805, у мыса Трафальгар (Trafalgar), около г. Кадис (Испания), во время войны Франции против 3-й антифранцузской коалиции. Английский флот адмирала Г. Нельсона разгромил франко-испанский флот адмирала П. Вильнева (P. Villeneuve), что обеспечило господство английского флота на море.

Трафальгарское сражение, крупнейшее морское сражение Наполеоновских войн между английским и испано-французским флотами, которое состоялось 21 октября 1805 у мыса Трафальгар (Trafalgar), около г. Кадис (Испания).

Ведя с 1803 войну против Англии, Наполеон к середине 1805 сосредоточил свою армию на левом побережье Ла-Манша для вторжения на Британские острова. Высадку планировалось начать с подходом основных сил французского флота. Однако объединенная испано-французская эскадра адмирала П. Вильнева не могла достичь Ла-Манша из-за противодействия английского флота адмирала Нельсона. Военачальник опытный, но безынициативный, Вильнев не решался дать сражение и при встрече с противником всякий раз отступал в испанские порты. В сентябре 1805 Нельсон блокировал его в Кадисе.

Вынужденный отменить высадку в Англию, Наполеон приказал своему флоту поддержать французские войска в Италии. 20 октября Вильнев решился выйти в море после того. как узнал, что император уже назначил ему преемника. Впрочем, получив сведения, что Нельсон ждет его у Гибралтарского пролива, французский адмирал повернул обратно.

Нельсон бросился в погоню. 21 октября в 5 ч.30 он обнаружил испано-французскую эскадру, идущую на север. Вильнев пытался маневрировать при неблагоприятном ветре, из-за чего строй его кораблей нарушился.

Английский флот действовал по плану, который Нельсон заранее довел до сведения капитанов, предоставив им при этом значительную свободу для проявления инициативы: «Если в бою не увидите сигналов или не поймете их, ставьте свой корабль рядом с вражеским- не ошибетесь». Союзники имели численное преимущество (33 корабля против 27), но английские моряки превосходили противника опытом и выучкой.

Эскадра Нельсона двумя колоннами под прямым углом с запада атаковала линию вражеских кораблей, растянувшихся почти на милю. Правая колонна (15 кораблей) под командованием адмирала К. Коллингвуда должна была отрезать испано-французский арьергард от основных сил и уничтожить его. Левая (12 кораблей), которую вел сам Нельсон, атаковала неприятельский центр.

В 11 часов раздались первые выстрелы. Около 12, сигнальщики «Виктори», флагманского корабля Нельсона, передали:«Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг».

В 12 часов 30 Коллингвуд отсек арьергард союзников. Его « Ройял Соверн» значительно опередил корабли своей линии и до их подхода в окружении вел бой с превосходящими силами противника.

В 13 ч. Нельсон вклинился между центром и авангардом вражеской эскадры. Корабли центра, оказавшиеся между двумя английскими колоннами, смешались и вынуждены были принять бой, в котором численное преимущество было уже у англичан. Авангард союзников продолжал двигаться на север. Входившие в него суда смогли лечь на обратный курс и двинуться на помощь основным силам лишь после 15 ч., когда исход сражения уже определился.

Корабль Нельсона взял на абордаж французский «Редутабль». Французы отчаянно сопротивлялись, ведя с мачт ружейный огонь по палубе «Виктори», и сдались лишь после того, как потеряли 80% экипажа. В этом бою Нельсон был смертельно ранен мушкетной пулей. Он умер в 16 ч. 30, получив перед смертью донесение о полной победе английского флота. В 17 ч.30 сражение закончилось.

Англичане захватили и уничтожили 18 кораблей противника. Союзники потеряли также около 7000 человек убитыми, ранеными и пленными, англичане - около 1500. Французский адмирал Ш. Р. Магон, командир арьергарда, погиб в бою. Испанский флагман К. Гравина умер от раны. Вильнев попал в плен, принял участие в торжественной церемонии похорон Нельсона, а по возвращении во Францию покончил с собой, не дожидаясь приговора военного суда.

В честь этой победы, окончательно избавившей Англию от угрозы наполеоновского вторжения, на Трафальгарской площади Лондона в 1867 была воздвигнута колонна, увенчанная статуей Нельсона, которую отлили из бронзы захваченных при Трафальгаре французских пушек.

Вконтакте

Произошло 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар на Атлантическом побережье Испании около города Кадис.

В этой решающей морской битве времён Наполеоновских войн Франция и Испания потеряли двадцать два корабля, в то время как Великобритания - ни одного.

Во время сражения погиб командующий английским флотом вице-адмирал Горацио Нельсон.

С этого времени его имя стало символом военно-морской мощи Великобритании.

Объединённым флотом Франции и Испании командовал французский адмирал Пьер Вильнёв.

Под его управлением находился испанский адмирал Федерико Гравина, руководивший испанскими силами.

Из-за ран, полученных во время сражения, Фредерико умер спустя несколько месяцев после его окончания.

Трафальгарская битва была частью Войны третьей коалиции и главным морским противостоянием XIX века.

Победа Великобритании подтвердила морское превосходство страны, установленное в XVIII веке.

После поражения Наполеон оставил свой план нападения на южную часть Англии и начал войну против двух других главных сил Европы: России и Австрии.

Предпосылки

В 1805 году главной наземной силой Европы была армия первой французской империи под командованием Наполеона; на море такой силой был королевский военно-морской флот Великобритании.

В ходе войны Великобритания ввела морскую блокаду Франции, что повлияло на торговлю и не позволило Франции мобилизовать все её морские силы.

Несмотря на несколько удачных прорывов блокады, французским кораблям не удалось окончательно пресечь действия английского флота, который мог в одинаковой степени атаковать их как на своей территории, так и вне её.

Наполеон проводил схожую политику: им была основана континентальная блокада, воспрещающая всем подвластным и зависимым от Франции странам, а также её союзникам вести торговлю с Британскими островами.

Таким образом была нарушена связь Великобритании с Европой, что привело к тому, что страна была вынуждена атаковать неприятеля на земле.

После того как Третья коалиция объявила Франции войну после непродолжительного Амьенского мира, Наполеон принял решение начать наступление на Великобританию.

Основная часть французского флота находилась в Бресте (в Бретани) и в Тулоне на побережье Средиземного моря.

Также существовали и менее крупные эскадры, которые размещались в портах на Атлантическом побережье Франции.

Помимо этого на стороне Франции был испанский флот, базирующийся в Кадисе и Ферроле.

Великобритания обладала хорошо обученным и опытным морским офицерским корпусом, в то время как лучшие офицеры французского флота были либо казнены, либо отстранены от службы ещё в начале Великой французской революции.

Самым надёжным человеком, которому можно было доверить командование Средиземного флота Наполеона, был Пьер-Шарль Вильнёв.

Наполеон готовил мощнейший десант, который должен был высадиться на Британских островах.

По его приказу спешно готовились баржи, которые должны были перевезти десант через Ла-Манш.

Было запланировано две волны десанта. Первая: 1700 барж должны были перезти 113 тыс. человек и 5600 лошадей. Вторая: еще 590 барж вмещали 48 тыс. солдат и 3400 лошадей.

Плавсредства были подготовлены. Однако они не могли выйти в Канал, поскольку были совершенно беззащитны перед британскими линейными кораблями.

Поэтому Бонапарт поставил перед Вильнёвым задачу отвлечь Королевский флот мнимым походом в район Карибского бассейна. Поход состоялся, однако целей не достиг: Нельсон, разгадав замыслы Наполеона, продолжал сторожить Канал. Более того, на обратном пути корабли Вильнёва были перехвачены у мыса Финистерре.

Испанцы потеряли два корабля, французы в бой не вступали.

Тогда Наполеон задумал другой план. Он заключался в том, что французские силы в Средиземном море и испанские силы в Кадисе должны были прорвать блокаду и соединиться в Вест-Индии.

После этого им предписывалось помочь французским силам в Бресте вырваться из блокады и очистить Ла-Манш от английских кораблей, чтобы обеспечить безопасность десантным кораблям.

Ход сражения

Маневры перед боем

Франко-испанская эскадра была заблокирована английскими кораблями в порту Кадис. Вильнёв получил приказ Наполеона прорваться в Средиземное море для соединения с испанским отрядом.

Объединенная французско-испанская эскадра, несмотря на возражения Антонио де Эсканьо командующего с испанской стороны, вышла из Кадиса 19 октября.

Вильнёв держал свой флаг на Бюсанторе (фр. Bucentaure).

Вопреки советам своих адмиралов, Вильнёв, придерживаясь старой линейной тактики, выстроил свой флот в одну линию.

Двигаясь на юг, к Гибралтару, рано утром в 5:30, 21 октября, его флот был в 10-12 милях от мыса Трафальгар, когда сигнальщики увидели на западе приближающуюся английскую эскадру.

Некоторое время Вильнёв колебался - принять ли бой или вернуться. Примерно в восемь утра Вильнев приказал своим кораблям сделать «Поворот фордевинд, все вдруг, курс норд, в обратном порядке», и двигаться назад, в Кадис.

Это означало, что авангард становился арьергардом. К 10:00 поворот был завершен.

Такой маневр перед началом боя расстоил боевой порядок, в строю кораблей союзников появились опасные разрывы дистанции, а некоторые корабли, чтобы не столкнуться с соседом, вынуждены были увалиться и «выпасть» из строя.

В этот день дул слабый западный ветер, иногда заходящий на румб к северу. Приближался шторм, сильно качало. При таком волнении корабельная артиллерия не может эффективно вести стрельбу на больших дистанциях.

Нельсон учел все эти обстоятельства: слабый ветер, мертвую зыбь, свое преимущество в ветре - и решил отказаться от классической линейной тактики, где исход боя решает число кораблей, участвующих в битве, а также количество и калибр бортовой артиллерии.

Ветер благоприятствовал Нельсону: он шел в полный бакштаг, приказав поставить дополнительные лиселя, для увеличения скорости.

Нельсон построил свои корабли в две колонны (в англоязычной литературе часто можно встретить термин «дивизион»).

Флаг адмирала был поднят на Victory . Этот корабль шел головным в левом дивизионе. Правый дивизион вел контр-адмирал Катберт Коллингвуд на Royal Sovereign .

К моменту боестолкновения Вильнёв шел курсом практически на норд, левым галсом, в полный бейдевинд. После поворота строй его кораблей не успел выстроиться в идеальный кильватерный строй, когда следом идущий корабль защищает корму впереди идущего.

Строй союзников представлял собой полумесяц, выгнутый вправо, в сторону материка. Вильнёв был сильно ограничен в маневре - ветер давал ему единственную возможность: увалиться в фордевинд, тем самым сломав строй (и подставив корму под артиллерию Нельсона).

При этом у него под ветром был близкий берег материка.

Начало сражения

Вскоре после 11:00 раздался первый залп Трафальгарской битвы. St.Anne открыла огонь по опередившему всех Royal Sovereign.

Вслед за этим открыли огонь другие корабли союзников.

Сближавшийся под прямым углом Нельсон на некоторое время оказался в зоне действия дальнобойной бортовой артиллерии Вильнёва, сам лишившись возможности вести артилерийскую дуэль.

Первым около 12:30, строй противников прорезал более быстроходный Royal Sovereign. Он вклинился между испанским St.Anne и французским Fougueux. Остальные корабли его дивизиона отстали, и первые 20 минут он вел бой в одиночку.

Отстав от него на 45 минут, Victory, во главе наветренного дивизиона, прорвал колонну противника между самым большим кораблем испанцев Santisima Trinidad и флагманом союзников Bucentaure.

Нельсон в полной форме, при всех регалиях, находился на шканцах Victory, рядом с его капитаном, Томасом Харди.

Адмирал не обращал внимания на уговоры спуститься вниз. Он заявил, что один вид адмирала на мостике флагмана должен вдохновлять всех моряков английской эскадры.

Британские канониры значительно превосходили выучкой артиллеристов союзников: в среднем на каждый залп французов и испанцев следовало три залпа англичан.

Англичане, прорезая строй Вильнева, вели огонь с обоих бортов. Главной целью были пушечные порты неприятеля - таким образом, в первую очередь выводилась из строя тяжелая артиллерия.

Из-за слабого ветра английские корабли вступали в бой с большим временным промежутком. Союзников подвела нерешительность и низкая сплоченность.

Авангард союзников (командующий - адмирал Пьер Дюмануар на флагмане авангарда Formidable) оторвался от центральной группировки, и, не обращая внимания на сигналы Вильнёва, продолжал идти на Кадис.

Он увел с собой девять кораблей: (Neptuno, Scipion, Intrepide, Raio, Formidable, Montblane, San Francisco de Asis, Duguay Trown) и один примкнувший к авангарду корабль из центральной группы - Heros.

Близкий бой

Флагман англичан, Victory, обогнув Bucentaure, повернул вправо. Такой маневр ему пришлось сделать, поскольку его слева стал обходить хорошо разогнавшийся Temeraire, до этого следовавший за кормой флагмана.

Temeraire вступил в бой с флагманом союзников, а Victory свалился в абордажный бой с Redoutable, следовавшим в кильватере Bucentaure .

Во время такого боя корабли обычно сцепляются снастями, и разъединить их очень трудно. Артиллерия молчит - весь бой сводится к рукопашной схватке и перестрелке из стрелкового оружия.

Стрелок на марсе Redoutable разглядел Нельсона на палубе Victory и выстрелил в него из мушкета. Пуля прошла через эполет, пробила плечо и застряла в позвоночнике.

Унесенный в лазарет Нельсон был еще жив и требовал отчета о проходящем бое.

Вскоре после 14 часов Bucentaure спустил флаг, и Вильнёв сдался в плен. К этому моменту времени уже 12 (или больше) кораблей французов и испанцев не могли продолжать бой или были захвачены.

Капитан Victory, Томас Харди, на вопрос умирающего Нельсона ответил: «Милорд, этот день за вами».

Однако бой только разгорался. Строй кораблей с обеих сторон был безнадежно сломан, и каждый капитан выбирал себе цель сам.

К 16 часам море было вперемешку покрыто французскими, английскими и испанскими кораблями, которые сражались друг с другом.

Наиболее ожесточенные поединки разгорелись в аръергарде союзников, которым командовал Федерико Гравина на Prince des Astorias.

Его кораблю пришлось сражаться против английских Defiance и Revenge.

Сам адмирал Гравина проявил в бою исключительное мужество, получив множество ран. Впоследствии он от этих ран скончался.

Завершение битвы 21 октября

Коллингвуд, во главе прорвавшихся сквозь строй неприятеля кораблей, устремился вслед за двигающимися к Кадису кораблями авангарда союзников.

Это была его тактическая ошибка: арьергард союзников был к тому времени обездвижен и не мог маневрировать, представляя более легкую цель.

Воспользовавшись этим обстоятельством, адмирал Федерико Гравина на Prince des Asturias поднял сигнал «Следовать за мной».

За ним последовали корабли: San Justo, San Leandro, Montanes, Indomptable, Nertuno, Argonaute. Эти корабли получили тяжелейшие повреждения как в оснастке, так и в живой силе.

Маневр адмирала Гравины позволил спасти эти корабли от английского плена.

Командир авангарда, адмирал Дюмануар на Formidable, видя преследование Коллигвуда, наконец, сделал поворот оверштаг.

Он приказал всем своим подчиненым кораблям следовать курсом на запад-юго-запад. Этот курс пролегал значительно мористее общего места битвы.

Однако Intrepide (капитан первого ранга Энфэрнэ) не подчинился приказу и довернул влево, устремляясь в самую гущу битвы.

За ним устремились почти все корабли, до этого следовавшие за командиром авангарда.

Завязалась новая фаза сражения, когда в бой вступили свежие силы союзников против потрепаных кораблей левого дивизиона англичан.

Однако четыре французских корабля: Formidable, Duguay Trown, Montblane и Scipion прошли мимо схватки.

В 16:30 Нельсон скончался. Бой продолжался до 17:30. К ночи разразился шторм.

Штормовой день 22 октября

Весь день 22 октября буйствовал шторм, который потопил множество кораблей, еле державшихся на плаву, или выкинул их корпуса на берег. Например, англичане потеряли захваченные Сантисима Тринидад и Bagama, которые пошли на дно во время буксировки.

Monarca разбился о скалы испанского побережья.

Экипажи боролись за плавучесть своих кораблей, спешно латая пробоины, откачивая из трюмов воду, сращивая перебитый такелаж, заменяя рангоут. В этот день было не до обрядов, поэтому тела убитых попросту сбрасывали в море.

Возобновление битвы 23 октября

Адмирал Гравина, наскоро подремонтировав за предыдущий день уведенные им корабли, снова вышел в море.

Он предпринял попытку отбить у англичан захваченные ими корабли, а также спасти экипажи тех кораблей, которые еле держались на плаву.

Гравина перенес свой вымпел на Montanes. За ним шлиSan Justo, San Francisco de Asis и Tronador (стопушечный корабль, который не участвовал в основном сражении 21 октября), а также несколько легких фрегатов и куттеров.

Увидев приближающиеся корабли под испанским флагом, экипаж St.Anne (капитан первого ранга дон Игнасио М. де Алава) взбунтовался, перебил английскую призовую команду и заменил английский флаг испанским.

Для подавления бунта к нему устремились два английских корабля. St.Anne открыла по ним огонь и мужественно сражалась, пока к ней не подоспел Гравина.

St.Anne к этому времени не могла передвигаться самостоятельно, потеряв весь рангоут, кроме фок-мачты. Поэтому ей с легкого фрегата Femida завели буксир и повели в Кадис.

Однако к вечеру шторм разыгрался с новой силой. Потерпели крушение San Francisco de Asis и Tronador. Тем не менее, St.Anne успешно добралась до Кадиса.

Фотогалерея




Полезная информация

Трафальга́рское сраже́ние
исп. batalla de Trafalgar
англ. Battle of Trafalgar
фр. bataille de Trafalgar

Итоги Трафальгарской битвы

Союзники потеряли 18 кораблей (один потоплен, остальные захвачены) и около 7 тысяч человек убитыми, ранеными и сдавшимися в плен. Англичане потеряли около 2 тысяч человек.

Многие английские корабли были настолько повреждены, что не смогли самостоятельно следовать в порт.

Например, флагманский Victory пришлось ремонтировать в Гибралтаре, прежде чем он смог дойти до Англии (и доставить туда тело Нельсона).

Однако стратегические итоги этой битвы были гораздо значительней. Наполеон отказался от своих планов высадки войск в Англии, направив свои усилия на восток, в том числе и на Россию.

Англия окончательно преобрела себе таким образом статус хозяйки морей.

Сигнал, поднятый Нельсоном

По легенде, перед началом Трафальгарского сражения вице-адмирал Горацио Нельсон поднял на своём флагманском корабле Victory флажной сигнал «Англия ожидает, что каждый исполнит свой долг» (England expects that every man will do his duty).

Хотя после окончания сражения в формулировке сигнала была неопределённость, значение победы и смерть Нельсона привели к тому, что фраза запечатлелась в сознании английского народа, часто цитировалась и перефразировалась.

«Адмиральский ром»

После боя Victory был настолько поврежден, что его отбуксировали для ремонта в Гибралтар. Тело адмирала Нельсона пришлось поместить в бочку с ромом.

Существует расхожая легенда, что матросы проковыряли в бочке дырочку, через которую выцедили весь ром. Учитывая почтение и величайшую любовь, которым пользовался на флоте Нельсон, такая легенда представляется сомнительной.

Однако, с той поры на английском флоте выдаваемый на кораблях ром моряки называли «адмиральской кровью» или «кровью Нельсона».

В день 204-летнего юбилея битвы, 21 октября 2009, на аукционе в Лондоне был продан последний из сохранившихся флагов с английского корабля, участвовавшего в сражении (HMS Spartiate ).

При начальной заявленной цене в £14,000 флаг был продан за £384,000.


Трафальгарское сражение - известнейший морской бой наполеоновской эпохи у одноименного мыса чуть южнее Кадиса, у входа в Гибралтарский пролив со стороны Атлантики. Английская эскадра из 27 линкоров и 4 фрегатов под командованием вице-адмирала Горацио Нельсона разгромила франко-испанский флот из 33 линкоров и 7 фрегатов под командованием французского адмирала Пьера Шарля Вильнёва. 47-летний Нельсон, чьи личная отвага и искусство флотоводца сыграли решающую роль в сражении, был смертельно ранен (мушкетная пуля раздробила ему позвоночник) на своем флагманском корабле Victory. Вильнёв, в свою очередь, попал в плен. Трафальгарский триумф принес Англии более столетия безраздельного мирового господства на морях.

Le Redoutable (F) vaincu par le Téméraire (UK) à Trafalgar - Auguste Mayer (1805-1890). Oil on canvas, 105 cm x 162 cm. 1836

Заключение Амьенского мира в марте 1802 года не разрешило противоречий между Англией и Францией. Стремясь захватить французские колонии и установить безраздельное господство в Европе, Англия в мае 1803 года снова объявила войну Франции. В декабре 1804 года на стороне французов выступила Испания. После провала плана сокрушения Англии путем захвата ее колоний на Среднем Востоке и в Индии Наполеон, принявший 2 декабря 1804 года титул императора Франции, изменил свой план борьбы против Англии. На этот раз он решил нанести главный удар непосредственно по Англии путем вторжения своих войск на Британские острова.

К началу военных действий объединенные силы франко-испанского флота насчитывали около 85 линейных кораблей против 105 английских. Корабли союзников базировались в Текселе, Бресте, Рошфоре, Ферроле, Кадисе, Картахене и Тулоне. Существенным недостатком базирования франко-испанского флота являлось то, что он был разделен двумя театрами - Атлантическим и Средиземноморским, и в случае необходимости его трудно было сосредоточить на нужном направлении, так как этому препятствовала английская морская крепость Гибралтар, контролировавшая вход и выход из Средиземного моря в Атлантический океан.

Английский флот занимал более выгодную позицию. Базируясь в Плимуте, Портсмуте, Гибралтаре и на Мальте, он мог блокировать франко-испанский флот как в портах Атлантического, так и Средиземноморского побережья, а в случае необходимости сосредоточиться в нужном для него направлении.

Блокируя базы и порты противника в Атлантическом океане и Средиземном море, англичане стремились не допустить сосредоточения франко-испанского флота в Ла-Манше, без чего, по их мнению, Наполеон не мог решиться на вторжению в Англию. Блокадные действия английского флота начались в 1803 году и продолжались до 1805 года включительно. Для осуществления блокады были использованы основные силы флота. Исходя из дислокации неприятельского флота, англичане установили постоянную блокаду Текселя, Бреста, Рошфора, Ферроля, Кадиса и Тулона, причем основное внимание обратили на блокаду Бреста и Тулона, главных баз французского флота в Атлантическом океане и Средиземном море.

Вице-адмирал Горацио Нельсон. худ. Lemuel Francis Abbott (c. 1760 – 1802)

Получив приказание Наполеона о переходе в Средиземное море, франко-испанская эскадра вышла из Кадиса и направилась к Гибралтарскому проливу. Союзная эскадра имела 18 французских и 15 испанских линейных кораблей против 27 английских линейных кораблей, которые под командованием адмирала Нельсона блокировали Кадис. Во главе союзного флота стоял нерешительный адмирал Вильнев. Полную противоположность ему представлял командующий английским флотом адмирал Нельсон. Это был весьма энергичный и хорошо подготовленный флагман, имевший большой боевой опыт. Отказавшись от шаблонной линейной тактики, он одним из первых западноевропейских флотоводцев стал применять новые, более решительные способы ведения морского боя.

Адмирал Вильнев, не веривший в свои силы и в саму возможность победы над англичанами, при выходе из Кадиса не разработал плана боя на случай встречи с английским флотом, ограничившись лишь общим указанием о необходимости взаимной поддержки в бою. Иначе поступил Нельсон. Предвидя неизбежность сражения с франко-испанским флотом, он заранее разработал сценарий предстоящего сражения. Тактический замысел Нельсона сводился к тому, чтобы атаковать противника из походного порядка без перестроения в боевой с кратчайшей дистанции путем прорезания его строя и нанесения главного удара по флагманским кораблям. В соответствии с этим планом Нельсон построил свой флот в две колонны. Первой колонной, состоявшей из 15 линейных кораблей, командовал младший флагман Коллингвуд, второй, насчитывавшей 12 линейных кораблей, - Нельсон. Согласно плану, главный удар по противнику должна была нанести колонна адмирала Коллингвуда; ей предстояло прорезать строй франко-испанского флота между 12-м и 13-м кораблями с конца, окружить отрезанные корабли арьергарда, а затем уничтожить их или пленить. Колонна Нельсона должна была обеспечить удар на главном направлении путем одновременной атаки центра неприятельского флота. Против авангарда противника Нельсон не выделил никаких сил, так как, зная слабую подготовку франко-испанского флота, считал, что его центр и арьергард будут разбиты раньше, чем к ним на помощь придут корабли авангарда. Разработав в общих чертах план атаки и поставив перед младшим флагманом и командирами кораблей задачи, адмирал Нельсон предоставил им право действовать самостоятельно, исходя из конкретных условий. Таким образом, тактический замысел Нельсона был основан на принципе сосредоточения основных сил своего флота (27 линейных кораблей) против части сил франко-испанского флота (23 линейных корабля).


The Battle of Trafalgar von Clarkson Stanfield

Встреча противников произошла утром 21 октября на параллели мыса Трафальгар, в 10 милях от Кадиса. Франко-испанский флот шел на юг со скоростью 3-4 узла. Адмирал Вильнев, обнаружив на горизонте английскую эскадру, в 8 часов повернул на обратный курс, чтобы в случае неудачного исхода сражения иметь возможность укрыться в Кадисе. Поворот союзной эскадры продолжался около двух часов. Из-за слабого ветра и плохой подготовки командиров кораблей строй кильватерной колонны после поворота нарушился, и это в дальнейшем не позволило многим кораблям использовать свое оружие в бою.

В момент обнаружения франко-испанского флота английская эскадра шла в двух колоннах. Разгадав намерение Вильнева уклониться от сражений и укрыться в Кадисе, Нельсон принял решение немедленно атаковать противника, тем более что погода вполне благоприятствовала этому: дул слабый вест-норд-вест и с запада шла крупная океанская волна. Английские корабли, сближаясь с противником почти под прямым углом, шли более полным ветром, чем корабли союзников, которые к тому же принимали крупную океанскую волну бортом, что затрудняло управление кораблями и ведение прицельной стрельбы. В свою очередь, движение английских кораблей, сближавшихся с противником под курсовым углом, близким к 90 градусам, ставило их в чрезвычайно невыгодное положение, так как они почти лишались возможности использовать свою артиллерию в период сближения, тогда как неприятель мог поражать их продольными залпами. Это было особенно опасно для флагманских кораблей "Виктори", на котором держал свой флаг Нельсон, и "Ройал-Соверен", где находился Коллингвуд, шедших в голове колонн. Только слабая артиллерийская подготовка союзных кораблей не позволила им воспользоваться своим благоприятным положением для нанесения эффективного удара по англичанам на этапе сближения.


Nelsons Flaggschiff "Victory" um 1900 in Portsmouth

В 12 часов Нельсон поднял сигнал начать сражение. Флагманский корабль Коллингвуда "Ройал-Соверен" первым сблизился с противником вплотную и около 12 часов 30 минут прорезал его строй под кормой 16 корабля с конца колонны. Вслед за ним со значительными интервалами по времени поочередно стали прорезать строй союзного арьергарда и остальные корабли его колонны. При прорезании строя английские корабли с дистанции нескольких десятков метров давали с обоих бортов продольные залпы, причиняя кораблям противника серьезные повреждения в корпусе и нанося большие потери в личном составе. Английские комендоры вели огонь по противнику примерно в три раза быстрее, чем союзники. Это, безусловно, сказалось на результатах боя, в котором решающую роль играла артиллерия. Но, несмотря на эти, казалось бы, благоприятные условия, намечавшееся планом сосредоточение превосходящих сил английского флота на направлении главного удара (15 кораблей против 12 союзного арьергарда) из-за просчета адмирала Коллингвуда в маневрировании не удалось. Вследствие ошибки в маневрировании 15 английским кораблям, действовавшим на главном направлении, пришлось вести бой с 16 союзными кораблями. Кроме того, англичане не смогли добиться и одновременности атаки. Их корабли вступали в бой поодиночке и с большими промежутками по времени, что ставило их в чрезвычайно невыгодное положение, так как противник получал возможность сосредоточивать против них превосходящие силы. Однако союзники не использовали и этой возможности.

На фото - табличка на палубе HMS Victory (1765), обозначающая место, где упал смертельно раненный в Трафальгарской Битве Нельсон.
Автор фото - Matt Sellers, Birmingham, England

В 13 часов вступила в бой колонна Нельсона. Первым прорезал строй линейный корабль "Виктори", который шел за кормой флагманского корабля Вильнева "Бюсантор" и дал по нему продольный залп. Вслед за ним один за другим вступили в бой и остальные корабли колонны, давая продольные залпы по союзным кораблям. После прорезания строя флагманский корабль Нельсона подвергся ожесточенному артиллерийскому и ружейному обстрелу одновременно с нескольких кораблей противника, окруживших его. Во время боя адмирал Нельсон был смертельно ранен и умер еще до окончания боя. С этого момента боевые построения кораблей окончательно нарушились. Командиры по своему усмотрению выбирали корабли противника и вели с ними артиллерийский бой на предельно коротких дистанциях, исчисляемых десятками метров, а иногда несколькими метрами. В этих условиях превосходство английских комендоров и скорострельность артиллерии имели решающее значение для исхода сражения.

К 15 часам, когда бой достиг наибольшего напряжения, англичане успели ввести в действие только 14 кораблей против 23 кораблей противника. Несмотря на то, что англичане к этому времени добились известного успеха, захватив в плен несколько союзных кораблей, все же положение их было трудным. Многие английские корабли получили настолько серьезные повреждения, что уже не могли продолжать бой. Если бы авангард союзной эскадры вовремя пришел на помощь своему центру, а арьергард, где в основном находились испанские корабли, проявил бы больше упорства и настойчивости в достижении поставленной цели, то неизвестно, как бы закончилось сражение. Но этого не произошло. Авангард союзного флота, несмотря на неоднократные сигналы Вильнева повернуть на обратный курс и идти на помощь центру, фактически не выполнил этого приказания и подошел к месту боя с частью своих кораблей уже после того, как исход сражения был решен в пользу англичан. Одиннадцать кораблей арьергарда союзного флота, воспользовавшись ошибкой Коллингвуда, направившегося со своими кораблями навстречу приближающемуся с севера авангарду противника, вышли из окружения и вместо оказания помощи своему центру ушли в Кадис.

HMS Victory being towed into Gibraltar by HMS Neptune after the battle of Trafalgar

К 17 часам 30 минутам сражение закончилось полной победой англичан. Союзники потеряли 18 кораблей (из них 1 был уничтожен и 17 взято в плен) и около 7 тысяч человек убитыми, ранеными и пленными. Англичане потеряли до 2 тысяч человек, а их корабли были настолько повреждены, что не смогли привести в свои базы захваченные в плен союзные корабли. Некоторые из них затонули, а другие на следующий день были отбиты французами.

Победа английского флота в Трафальгарском сражении объясняется следующими основными причинами. Англичане имели хорошо подготовленные экипажи, особенно комендоров; во главе флота стоял опытный и энергичный командующий, который хорошо знал слабые стороны франко-испанского флота и умело использовал их для достижения победы; разработанный им план сражения основывался на применении новых, более решительных способов атаки и тактических приемов использования корабельной артиллерии; командиры кораблей пользовались в бою широкой инициативой.

Трафальгарское сражение является одним из крупнейших боев западноевропейских флотов периода парусного флота. Однако это сражение не оказало существенного влияния на изменение обстановки и планов войны Наполеона.

Журнал "Вокруг света"
рубрика "Хронограф"
Использованы материалы книги: "Сто великий битв", М. "Вече", 2002
www.hrono.ru
редактор Вячеслав Румянцев

В этот день 210 лет назад в британской истории произошли два неразрывно связанных между собой события.
Первое из них – Трафальгарское сражение, ставшее торжеством британского орудия и принесшее Великобритании статус хозяйки морей.
Так случилось, что Трафальгарская битва стала последним сражением для командующего английским флотом вице-адмирала Горацио Нельсона. Во время боя он был смертельно ранен и в последствие скончался.
Поскольку эти два события, повторюсь, неразрывно связаны между собой, то и рассказ о них мы будем вести одновременно.

Трафальгарское сражение

Итак, немного истории. Краткая справка о Трафальгарском сражении.
Произошло 21 октября 1805 года у мыса Трафальгар на Атлантическом побережье Испании около города Кадис между британскими и франко-испанскими морскими силами.
Битва была частью Войны третьей коалиции и главным морским противостоянием XIX века.

Трафальгарское сражение

Для справки
Война Третьей коалиции (в истории известна также как русско-австро-французская война 1805) – боевые действия между Францией, Испанией, Баварией и Италией, с одной стороны и Третьей антифранцузской коалицией: Австрия, Россия, Великобритания, Швеция, Неаполитанское королевство и Португалия – с другой.
Каковы же были итоги исторической битвы?
Испания и Франция, которые выступали в союзе, потеряли 18 кораблей (1 был потоплен, остальные пленены). Эти потери составили практически почти весь флот. Что касается живой силы, то здесь потери составили около 15 тысяч человек убитыми, ранеными и я в плененными.
Англичане же не потеряли ни одного корабля. Однако, многие из них были повреждены. Например флагманский «Victory» пришлось отремонтировать в Гибралтаре, прежде чем он смог дойти до Англии. Человеческие потери составили у них около 2 тысяч человек. Это если говорить о военной тактике.
Стратегические же итоги этой битвы были гораздо значительней. Франция и Испания навсегда утратили морское господство. Наполеону пришлось отказаться от планов вторжения в Англию и Неаполитанское королевство. Великобритания окончательно приобрела статус хозяйки морей.


Флагманский корабль «Victory»

Трафальгарская площадь

В честь этой победы британского флота одна из площадей Лондона, носившая прежде имя короля Вильгельма IV, была переименована в Трафальгарскую.
На одном из постаментов, стоящих на площади, установлена огромная копия флагманского корабля «Victory» в гигантской стеклянной бутылке. Также на площади возведена колонна вице-адмирала Нельсона.

Копия корабля «Victory» в бутылке,
установленная на Трафальгарской площади



Колонна Нельсона
на Трафальгарской площади

Горацио Нельсон

Ну а теперь рассказ пойдет о герое сражения (и не только этого) вице-адмирале Горацио Нельсоне.

Детство и юность

Будущий вице-адмирал родился 27 cентября 1758 года. Его отец был приходским священником.
Несколько лет проучившись в школе, в 11 лет он пошел служить юнгой на корабль которым командовал его дядя, капитан Морис Саклинг.
После этого была служба на торговых и военных судах, ходивших в Вест- и Ост-Индию, участие в полярной экспедиции.
Приобретя огромный опыт, в 19 лет он блестяще сдал экзамен на чин лейтенанта, проявил себя в войне с североамериканскими колонистами, и через год был уже капитаном брига, еще через год – капитаном фрегата.

Зрелые годы

Служа в торговом флоте в Вест-Индии, Нельсон постоянно боролся с контрабандой. Большинство чиновников же покровительствовали контрабандистам, поскольку получали от них неплохие взятки. Правдолюбец Нельсон на почве этого часто конфликтовал начальством, требуя строгого соблюдения законности. Таким образом у него появилось немало врагов среди чиновников Адмиралтейства.
Когда он вернулся в Англию из Вест-Индии, то был вынужден 5 лет прожить в деревне, поскольку фактически был отлучен от флота.
Когда в 1793году началась война с Францией, Нельсон был назначен на должность капитана линейного корабля в составе Средиземноморской эскадры. В этом же году он воевал под Тулоном, а в 1794 командовал десантом на Корсике.
13 июля 1795 Нельсон заставил сдаться французский корабль, намного превосходивший по мощи его собственный.
Но настоящая слава национального героя пришла к нему после сражения 14 февраля 1797 года у мыса Сент-Винсент (Португалия). По собственной инициативе он вывел свой корабль из линейного строя эскадры и взял на абордаж два из четырех захваченных англичанами испанских кораблей, за что был удостоен рыцарского креста ордена Бани и чина контр-адмирала.
Для справки
Почтеннейший орден Бани – британский рыцарский орден. Его основал король Георг I 18 мая 1725 года. Название ордену дал древний обряд, во время которого претендентам на получение рыцарства накануне ритуала произведения в рыцари необходимо было ночь не спать, поститься, молиться и мыться в бане (в 1815 году церемония была упразднена).


Орден Бани

1 августа1798 в Абукирском заливе (устье Нила) он 10-ю кораблями атаковал 13 кораблей французов уничтожил 11 из них. При этом всего несколько его кораблей получили незначительные повреждения и нуждались всего лишь в мелком ремонте. Армия Наполеона потерпела поражение в Египте. За это Георг III присвоил Нельсону титул пэра-барона Нила и Бернем-Торпа.
Отремонтировав свои корабли в Неаполе и оказал помощь королю Обеих Сицилий Фердинанду IV в подавлении неаполитанской революции, получил в благодарность титул герцога Бронте.
В 1801 году Нельсон возвращается в Англию получает чин вице-адмирала и должность 2-го флагмана Балтийской эскадры. 2 апреля 1801 сжигает датский флот в гавани Копенгагена и получает за это титул виконта.
В 1803 году возобновляются военные действия против Франции. Нельсон возглавляет британскую Средиземноморскую эскадру и два года буквально гоняется за врагом, уклонявшимся от генерального сражения, которое произойдет 2 октября 1805 года.

Смерть

Несколько раз она подкрадывалась к Нельсону совсем близко. Но он, можно сказать, отделывался легким испугом.
В 1794, когда он был командиром десанта на Корсике, при осаде крепости Кальви он остался без правого глаза,
В июле 1797 во время неудачной попытки захватить порт Санта-Крус (остров Тенерифе) он потерял правую руку.
Смерть дождалась его 21 октября 1805 года.
И вновь несколько слов о ходе сражения. Морские сражения в те времена велись по одной схеме: эскадры во время боя проходили бортами друг к другу и вели огонь из всех пушек одного борта.
Нельсон решил отойти от этой схемы. Готовясь к Трафальгарскому сражению, поистине гениальный вице-адмирал решил сосредоточить сначала удар на пятом или шестом корабле вражеского строя, уничтожить его, разорвав таким образом боевой порядок противника, и затем уже расправиться с остальными кораблями.


Трафальгарская битва. Диспозиция

Его задумка удалась, и франко-испанский строй оказался разрушенным. Когда флагманский корабль «Victory» оказался рядом с одним из французских кораблей, Нельсон находился на капитанском мостике. В какой-то момент он остановился, чтобы отдать приказ убрать в безопасное место портрет его любовницы леди Гамильтон, висевший в каюте. (вице-адмиралу был очень дорог этот портрет, не только как мужчине, но и как флотоводцу, ведь Эмма Гамильтон была не просто его любимой женщиной, но и вдохновительницей его побед). Внезапно Нельсон упал. Подбежавший адъютант услышал следующие слова;
- На этот раз, Харди, они убили меня!
- Надеюсь, что нет, сэр!
Но надеяться было не на что. Пуля, ранившая Нельсона, была выпущена сверху, с мачты. Она пробила эполет, вошла в левое плечо, прошла через легкое и позвоночник и застряла в мышцах спины.


Гибель Нельсона

Матросы отнесли умирающего вице-адмирала в специальную каюту, где были размещены раневые. За ним ухаживал корабельный врач, пытаясь облегчить его страдания. Но и на смертном одре командующий флотом думал только об исходе сражения. Харди постоянно докладывал командиру о ходе боя
Уже через час после ранения Нельсона Харди доложил, что французский флот дрогнул. Через некоторое время сдался флагманский корабль союзного флота. Само собой, сдался и главнокомандующий французов адмирал Вильнев. Еще через несколько часов англичанами была одержана полная победа.
У Нельсона была возможность – передать командование адмиралу Коллингвуду, но он до самой смерти не хотел этого делать. В вахтенном журнале адмиральского корабля «Victory» в тот день была сделана запись: «Редкий огонь продолжался до четырех о половиной часов, когда, после доклада лорду виконту Нельсону о победе, он преставился от своей раны».

Транспортировка тела Нельсона в Англию

Существует старый морской обычай: всех моряков, умерших или погибших на корабле в открытом море, в море и хоронят, выбрасывая тело за борт.
С детства ходившему в море Нельсону этот обычай, конечно же, был хорошо известен, но по каким-то причинам, вице-адмирал не хотел быть погребенным таким способом, а потому написал в завещании, что, где бы он ни умер, похоронить его должны в Лондоне. Само собой, не выполнить волю своего командира моряки не могли. Тело необходимо было транспортировать в Англию. Встал вопрос: как?
Конечно, ни о каких холодильниках для транспортировки в начале XIX века речи идти не могло, поэтому для сохранности тело вице-адмирала поместили в винную бочку и до краев залили ее бренди, которым в те времена в обязательном порядке снабжались все корабли. Таким образом тело сохранили и во время ремонта «Victory», и во время транспортировки в Англию.

Посмертная маска Нельсона

Похороны

Торжественные государственные похороны командующего британским флотом вице-адмирала лорда Горацио Нельсона состоялись в Лондоне 9 января 1806 года.
Накануне состоялась необычная траурная процессия.
По Темзе шел большой королевский катер, на нем под балдахином стоял гроб с телом вице-адмирала. Борта катера были задрапированы черным бархатом, над балдахином развевался траурный плюмаж. Команда лодки: десять гребцов, рулевой и впередсмотрящий были одеты во все черное. Катер сопровождали более 60 различных гребных судов. Под гром пушечных салютов эта траурная процессия медленно продвигалась вверх по Темзе, и в конце концов остановилась у причальной лестницы на Уайтхолле.
На следующий день Горацио Нельсон обрел вечный покой в склепе собора Святого Павла, где похоронены многие известные люди Соединенного Королевства.


Собор Святого Павла в Лондоне

На могиле вице-адмирала установлен черный гроб. У этого гроба очень интересная история. Его изготовили при Генрихе VIII для останков кардинала Уолси. Но кардинал попал в немилость короля (в немилость Генриха VIII попасть было очень легко). Король отдал приказ не хоронить Уолси в изготовленном гробу, который все это время простоял в Виндзорском замке. В итоге было принято решение поставить его на могиле Нельсона.


Могила вице-адмирала Нельсона

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: