Нравственно-познавательная беседа «Добро и зло. Добрые и злые дела человека»

Форма проведения: классный час-размышление.

Цель: Формирование нравственных ценностей у учащихся, представлений о добре и зле, сущности милосердия; побуждение к нравственному самосовершенствованию, к активным поступкам во имя добра.

Задачи:

  • Раскрыть понятия: добро, зло, милосердие, расизм, геноцид, экстремизм, познакомить с произведениями литературы, живописи о войне.
  • Формировать нравственные категории и оценочные суждения, прививать культуру ведения дискуссии.
  • Воспитывать чувства неприятия зла, товарищества, патриотизма и сострадания, стремление совершать добрые дела.

Основные понятия:

  • добро и зло
  • доброта
  • милосердие

Методы обучения:

  • Беседа
  • Упражнения
  • Работа в группах.

1. Психологическая разминка

Социальный педагог: Девушки и юноши! Уважаемые гости, здравствуйте. Я рада видеть вас на нашем классном часе. Друзья мои, вы готовы к работе? Если да, то посмотрите, пожалуйста, все на меня. У меня к вам просьба. Я попрошу вас сесть в круг, расслабиться и взяться за руки. Спасибо. Теперь закройте глаза и послушайте увертюру. Вы чувствуете, как эта музыка льётся прямо в наши сердца, наполняет их уверенностью и спокойствием. Мысленно скажите каждый себе: «Мне хорошо! Мне хорошо! Мне хорошо!». (Откройте теперь, пожалуйста, глазки и подарите друг другу улыбки. Что вы почувствовали? А почему, как вы думаете? Ответы детей.

Социальный педагог: Вы правы, музыка, ваши улыбки, прикосновения к друг другу, ощущение дружеского плеча, – всё это повлияло на ваше настроение. Я смотрела на ваши улыбающиеся лица и заметила, что в классе стало светлее. Это, наверное, потому, что собрались здесь добрые, сердечные люди. Ведь доброта – это солнце, которое согревает душу человека. Давайте прочитаем слова М.Пришвина: «Всё хорошее в природе – от солнца, а всё лучшее в жизни – от человека». Я думаю, вы теперь можете сказать, о чём у нас сегодня пойдёт речь. Ответы детей .

Социальный педагог: Я приглашаю вас к разговору о добре и зле.Тема нашего классного часа: “Добро или зло – твой нравственный выбор”.

Социальный педагог: Посмотрите на экран, пожалуйста. В словаре Даля даны следующие определения этим понятиям (данные определения сравниваются с ответами детей).

– Вот что об этом рассказывает старинная китайская притча.

3. Инсценировка

Юноша: О, мудрейший, возьми меня к себе в ученики, я хочу познать истину.

Умеешь ли ты лгать? - спросил мудрец.
- Конечно, нет! - ответил юноша.
- А воровать?
- Нет.
- А убивать?
- Нет...
- Так иди, - воскликнул учитель, - и познай все это. А познав, не делай! Что хотел сказать мудрец своим странным советом?

Социальный педагог: Как вы думаете, должен был юноша научиться лицемерить, ловчить, убивать? Ответы детей.

Социальный педагог: Конечно, мысль мудреца была такой: кто не узнал и не пережил зла, тот не может быть по-настоящему, деятельно добр. Как вы думаете, добро и зло связаны между собой? Ответы детей.

ДОБРО и ЗЛО - что это за понятия, и вообще, зачем они человеку? об этом я хочу рассказать.

важно понимать: общество и человек - это две стороны одного явления. Человек как явление не существует без общества, так же, как и общество как явление не существует без человека. Они едины, взаимосвязаны и взаимозависимы в каждый момент времени. Общество в целом, а каждый человек в отдельности формируют, развивают или разлагают и убивают друг друга. А вот формируют-развивают или разлагают-убивают; как эти процессы запускаются или затормаживаются - тут и играют основную роль разбираемые нами понятия Добра и Зла.

почему понятия "Добра и Зла" являются специфически человеческими? дело в том, что Человек является единственным существом среди других живых существ, который понимает, что такое Смерть.

Смерть, иначе говоря, это предел возможности существовать, Природная рамка, заданная для всех живых существ как группа параметров возможного существования - ТТХ (тактико-технические характеристики), определенные для каждого вида в среде.

Но поняв и осознав рамку, заданную именно Человеку, он неизбежно интересуется методами её преодоления, т.е. преодоления смерти как инстинктивно (на животном уровне), ситуативно (на уровне приспособлений), так и системно (например, тренировка как преобразование организма или медицина как починка, и главное: построение систем, базисная из которых - Общество).

необходимо отметить, что для Природы в целом таких понятий в принципе не существует. Природа действует не зависимо от того, что по этому поводу думают какие-либо живые существа. А живые существа (за исключением Человека), тоже ни о чем таком не думают - у них просто нет проблемы Жизни и Смерти, т.к. нет осознания - есть только неосознанный инстинкт. Их изменения и выживаемость не связаны с модификацией текущих организмов (тренировками) или созданием систем - все происходит с помощью механизма Смерти: она работает как сито, через естественный отбор случайно выживших, вышедших за рамку или сложившихся систем (не осознаваемых животными), и то если это имеет значение. Т.е. можно сказать, что Смерть - это Природный механизм продолжения жизни, с помощью которого, возможно, появился и Человек. Но это надчеловеческий механизм, поэтому Человеку он не подходит.

Когда же он осознал это (кстати, древо познания?), то сразу бросился штурмовать ограничительную рамку непосредственно сам, не дожидаясь, пока его гены перетасует и отберет природный механизм. Это и есть смысл философского сюжета изгнания из рая: так человек утратил ту животную благость неосознанности смерти. Ведь нельзя сказать, что животные несчастны - они просто живут, даже в тот момент, когда их уже жрет какой-то другой хищник. Человек, в противоположность животным, осознает проблему, но при этом теряет детско-животное ощущение непреходящего счастья.

Итак, хорошо. Человек осознает Смерть. Тогда ему необходимо принципиально разграничить процессы, ведущие к жизни (и волевому преодолению смерти) от процессов, ведущих его к гибели. Такими понятиями и стали Добро и Зло. Таким образом,

Добро - это те процессы, свойства и качества системы Человек/Общество и окружающего мира, ведущие Человека/Общество к продолжению Жизни (преодолению природной рамки, Смерти).

Зло - это процессы, свойства и качества среды, ведущие систему Человек/Общество к гибели, к невозможности преодолеть рамку.

Осознавая эти базисы, мы можем понять суть любого процесса, происходящего вокруг нас.

1. спорт. самая явная попытка броситься на рамку пределов возможностей организма. в ходе бессчетных попыток нарабатываются тренировочные механизмы и средства, позволяющие радикально повысить изначальные возможности. Обезьяны не тягают гантели, чтобы стать "альфами", а волки не бегают кроссы чтобы расширить ареал обитания и т.д. А человек все это делает и нащупывает рамку. А нащупав, ищет способ ее преодолеть. Снова и снова, с химией и без, с генетическими уловками и механическими подпорками - это чисто Человеческое качество и стремление. Это Добро в чистом виде. Спорт - добро.

2. выход человека в космос. Зачем отправлять "тело в консервной банке" за границу гравитационного колодца, если там пустота? Ни одна белочка или слоник, ни даже умный дельфинчик никогда и не задумаются об этом. Зачем? Но оказывается, если человек через 5 миллиардов лет не найдет способ дозаправить ядро Солнца водородом, то все потомки слоников, дельфинчиков и человечков просто погибнут в фазе расширения красного гиганта. И никого это не волнует. Только Человек может преодолеть эту рамку, какого бы жуткого масштаба не казалась эта задача сегодня. Выход в космос - это добро.

3. общество как система. общество - это в своем роде "операционная система", позволяющая ставить на него любые "программы" для решения специфических задач в рамках общей стратегии выживания Человека. Все, что разрушает общество - зло. Все, что развивает общество - добро. Кстати, поэтому Фейсбук и ВК - это в сути своей добро, но их использование для разложения общества - зло.

то же с энергией и т.д.

И самое главное: таким образом мы сможем наконец понять, что такое Новый Человек. Контуры его уже так или иначе вырисовываются в технологиях и культуре: это человек, получивший способность и возможность радикально модифицировать себя и окружающий мир, стремиться к тому или иному виду бессмертия, к охвату пространств и контролю энергий.

Ақмола облысы білім басқармасының «Ақкөл аудыны Урюпин ауылы, жетім балалар мен ата-анасының камкорлығынсыз қалған балаларға арналған №1 құрамдастырылған балалар үйі» коммуналдық мемлекеттік мекемесі.

Коммунальное учреждение «Комбинированный детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей №1

село Урюпинка Аккольского района» управления образования Акмолинской области.

Нравственно-познавательная беседа

«Добро и зло. Добрые и злые дела человека».

Воспитатель: Сидоренко Р.В.

Цель: на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло»; формировать у детей желание совершать добрые поступки.

Ребята, сегодня у нас необычное занятие, мы с вами поговорим о доброте. Что такое добро? Это все хорошее, красивое, доброе: весна, солнце, улыбка, мама, воспитатель.

Что такое зло? Это что- то противоположное добру: дурное, плохое, беда, несчастье.

Мы живем с вами на планете Земля. Коль существует на планете добро и зло, то люди могут делать добрые и злые дела. Вспомните, когда вы встречали в жизни добро, а когда зло?

Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправились с вами на ракете в космос. Мы приземлились с вами на планету добра. Что мы здесь с вами увидели? Давайте пофантазируем. (Ответы детей).

А теперь вернемся на свою планету, чтобы делать добрые дела.

Кто любит собак

Или прочих животных,

Серьезных котят

И щенков беззаботных.

Кто может любить и козла и осла

Тот людям вовеки не сделает зла.

Какого же человека можно назвать добрым? Добрый человек тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти на помощь. Добрый человек любит природу, бережет ее, любит зверей и птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу.

Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым, уважительным в общении с друзьями и взрослыми.

Вспомните, часто ли вы употребляете добрые слова? Их еще называют волшебными словами (Ответы детей).

ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА

Встретив зайку, ёж-сосед Говорит ему: «… » (Привет )

А его сосед ушастый Отвечает: «Ёжик, … » (Здравствуй)

К Осьминожке Камбала В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье Ей сказала: «… » (До свиданья)

Неуклюжий песик Костик Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они, Но сказал он «… » (Извини)

Трясогузка с бережка Уронила червяка,

И за угощенье рыба Ей пробулькала: «… » (Спасибо)

И ему на всю дубраву Воробьи кричали: «… » (Браво)

Толстая корова Лула Ела сено и чихнула.

Чтобы не чихала снова, Мы ей скажем: «… » (Будь здорова)

Но не только слова, но и дела должны быть добрыми, ведь как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела». А еще надо помнить, что начатое дело нужно доводить до конца.

Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в группе, в природе, на улице?

Как вы думаете, трудно быть добрым? Что для этого нужно иметь? (доброе сердце, добрую душу ). Пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения А. Барто «Вовка – добрая душа».

Добрым быть совсем не просто

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета

Доброта-не пряник, не конфета.

Все вы любите сказки, в них встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы поиграем. Я называю сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или нет. Если добрый, то вы хлопаете в ладоши, если злой, то закрываете лицо ладошками.

Иван-царевич

Кащей Бессмертный

Золотая рыбка

Дюймовочка

Карабас Барабас

Красная Шапочка

Гуси-лебеди

Мальвина

А на какого героя вы хотели бы быть похожи? Почему?

Представьте себе, что у каждого из вас есть маленькое солнышко. Это солнце-доброта. Она необходима вам самим и близким вам людям. Ведь любовь и помощь согревают, как солнце, как вы думаете, чего на свете больше добра или зла? Может это помогут нам узнать старинные весы? На одну чашу мы будем класть зло (зависть, жадность, грубость, предательство, войну, ложь).

Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша с добром. (дети подходят по одному, говорят о своем добром деле и кладут на весы свою капельку, приготовленную заранее мягкую игрушку). Вскоре чаша весов с добром перевешивает чашу зла.

Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в речку, река в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец сказал: человек прожил не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка. Давайте и мы с вами тоже сделаем одно доброе дело. На чистый лист каждый ребенок наклеивает заранее заготовленные из цветной бумаги аппликации: дом, дерево, фигуры детей, облака, солнце и т. д.

Как мы назовем нашу картину? («Мир», «Как прекрасен этот мир», «Добро побеждает зло»).

Какое чувство вы испытали, когда делали добрые дела? (Делать добро очень приятно, радостно).

Наше занятие подходит к концу. Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой, но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро-это здорово!

Добро

задачи:познакомить обучающихся с понятиями "добро" и "зло", учить аргументированно отстаивать свою точку зрения, развивать умение сопереживать окружающим.

Просмотр содержимого документа «Классный час на тему: "Добро и зло в современном мире" »

Тема : « Добро и зло в современном мире »

Цели : познакомить учащихся с понятиями «добро» и «зло», учить аргументировано отстаивать свою точку зрения, развивать умение сопереживать другим людям.

Оборудование : мультимедийная установка, изображение солнца

Есть только один способ

положить конец злу-

делать добро злым людям.

Л.Н. Толстой

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Для создания психологического настроя в начале занятия ученикам предлагается: улыбнуться соседу слева, соседу справа, пожать друг другу руки, взяться за руки со своим соседом и произнести дружно хором «ЗДРАВ-СТВУЙ-ТЕ!» А, теперь, рассядьтесь по согласно вашим цветам на жилетах.

Наш классный час сегодня мне,хотелось бы, начать с притчи.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

«Добро и зло в современном мире». Добро и зло. Какие емкие, важные понятия! На протяжении многих веков люди мечтали о счастливой и благополучной жизни, наполненной высоким смыслом и основанной на идеалах добра и справедливости, верности и чести, красоты и гармонии.

Свои мечты люди воплощали в мифах и легендах, преданиях и сказках, в которых добрые поступки, долг, ответственность, стремление помочь ближнему выступали основой отношений между людьми.

Это в сказках добро всегда побеждает зло. А как обстоят дела в современном мире. Всегда ли добрые поступки, мысли, стремления остаются замеченными другими, а злодеи наказаны? Об этом и пойдет сегодня наш разговор.

Составьте, «кластер» на слово «добро» и «зло». Подведение итогов учителем.

Добро – это, что честно, полезно, служит сохранению и развитию жизни, всё, что помогает человеку и природе, идет им на пользу. Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово «добро», с каким предметом. У меня, например, добро ассоциируется со свечой . Подобно тому, что от свечи идет свет и тепло, добро также дает людям свет и тепло.

Ребята, а с чем ассоциируется у вас слово «зло» ? (ответы учеников).

Зло – всегда уничтожение, подавление, унижение. Оно ведёт к распаду, к отчуждению людей друг от друга.

Добро и зло можно представить как две чаши одних весов, они не всегда находятся в равновесии. Постоянно перетягивает то одна, то другая. А вот какая из них окажется наверху, напрямую зависит от каждого из нас, от наших мыслей, поступков, стремления помочь окружающим, а зачастую от простого желания делать добро людям.

Скажите, а вы любите делать добро? Какие добрые дела, поступки вы совершили?

А приходилось ли вам причинять кому-то зло, пусть даже непреднамеренно?

Ребята, перед вами лежат листочки . Напишите, какие поступки вы совершили, о которых вам хочется забыть, поступки, которые принесли кому-то неприятность?

Или те качества, которые вас не красят, от которых хотелось бы избавиться?

А теперь эти листочки разорвите. Будем считать, что от плохих качеств вы избавились, а поступки, которые могут причинять зло и неприятности, никогда больше не совершите.

Давайте вместе создадим эмблему добра. Я считаю, что в центре эмблемы должно быть солнце.

Каждого из вас я попрошу дополнить эмблему лучиками. А на лучиках написать свое понятие добра.

Для меня добро-это бескорыстная помощь людям. И этот лучик я прикрепляю к эмблеме.

Дети пишут свои понятия и прикрепляют к эмблеме .

Ну а теперь немного отдохнем. Упражнение называется “КОМПЛИМЕНТЫ”

Сидя в команде, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: “Спасибо, мне очень приятно!” Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу.

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей

Но зло творится без труда

Добро творить трудней

Рефлексия.

Я предлагаю вам на бумажных сотовых телефонах написать SMS- сообщение другу о том, как прошел классный час, оценить, как плодотворно он работал.

Ребята вы все вырастите, будете учиться дальше, создадите семьи, но не забывайте никогда о притче, которую я рассказала в начале классного часа и хорошо подумайте какого волка в течении жизни вы будете кормить.

Наш классный час подходит к концу. Давайте возьмёмся за руки и почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы – сила, потому что мы – друзья!

Песенка

Классный час для 3-4 класса с презентацией. Добро и зло

Сценарий классного часа для обучающихся 3 - 4 классов «Добро и зло»

Суртаева Татьяна Александровна, учитель начальных классов МОУ «Тондошенская ООШ» «Верх-Бийская ООШ», Республика Алтай Турочакский район с. Верх-Бийск
Данный классный час будет полезен учителям начальных классов, он предназначен для детей 3 – 4 классов.
Тема классного часа: «Добро и зло»
Цель: Формирование у учащихся представления о добре и зле, доброте, хороших и плохих поступках.
Задачи:
1. Раскрыть понятия: доброта, добро и зло.
2. Формировать нравственные категории и оценочные суждения.
3. Воспитывать чувства товарищества, взаимоподдержки и сострадания, воспитывать культуру общения.
4. Учить распознавать героев и персонажей художественных произведений, у которых есть такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость, учить совершать благие дела.
Оборудование: презентация (смена слайдов и изображений по клику), словарь русского языка С.И.Ожегова.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
- Добрый день и добрый час!
Как я рада видеть Вас!
Вы друг к другу повернитесь,
Очень мило улыбнитесь.
Ведь улыбка, без сомнения,
Поднимает настроение!
Не придётся нам писать,
И не станем мы считать,
Мы сегодня на уроке
Будем с Вами рассуждать.
2.Вступительная беседа.
- Ребята, посмотрите на экран. (2 слайд)

-Что объединяет картинки? (предположения детей)
- Можете ли вы предположить, какая тема нашего занятия? (ответы детей)
- Я вам дам ещё одну подсказку. (3 слайд)


- Посмотрите на экран. Знакомые герои? Какая общая тема объединяет картинки из сказок? (ответы детей)
- Ребята, тема классного часа «Добро и зло» (слайд 4)


3. Беседа по теме занятия.
- Ребята, какие сказки вы можете вспомнить, где встречается тема добра и зла? (ответы детей) Вспомните, пожалуйста, героев, которые имеют положительные качества. А каких героев мы можем назвать отрицательными? (заранее можно подготовить иллюстрации самых популярных героев)
- Ребята, добро и зло – это особые слова. Что такое добро? Что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Кто может из вас постараться ответить на вопрос: что такое добро? (дети высказывают свои предположения)
- Я принесла с собой словарь русского языка С.И.Ожегова. В этом словаре мы попробуем отыскать ответ на наш первый вопрос: что такое добро? (слайд 5)


- Обратите внимание, что слово «Добро» имеет два значения. (обсуждение с детьми)
- И второй вопрос, на который мы постараемся ответить, а что такое зло? (своё мнение высказывают дети)
- Уточним в словаре, не ошиблись ли вы в своих ответах. (слайд 6)


- Ребята, посмотрите на следующий слайд. (слайд 7)


- Как вы считаете, какое отношение к нашей теме имеют эти животные? (дети высказывают свои предположения)
4. Просмотр притчи «Два волка"
- А сейчас я предлагаю посмотреть одну притчу, которая называется «Два волка». (при просмотре притчи учитель читает текст сам или хорошо читающий учащийся (слайд 8 видео)


5. Обсуждение и анализ притчи.
- Как вы поняли смысл этой притчи? (рассуждения детей)
- Как можно объяснить слова старика: «Побеждает тот волк, которого ты кормишь »?
- Каждый человек способен вскормить в себе доброго или злого волка. Каждый решает сам, какой волк ближе. Я хотела бы всем пожелать, чтобы вы совершали только добрые поступки, говорили только добрые слова.
- А чем отличаются слова добро и доброта? (ответы детей)
- Если бы сейчас я предложила вам нарисовать картинку под названием «Добро», то что бы вы на ней изобразили? (ответы детей)
- А я хочу показать вам вот такую добрую картинку (слайд 9). И прочитать маленький стишок:Хочешь, чтоб тебя любили? Делай людям ты добро. Очень скоро убедишься - поступаешь ты умно!


- Ребята, знаете ли вы пословицы и поговорки о добре, зле, доброте? (работа с детьми. Детям можно предложить пословицы на экране, а можно раздать на листочках и разобрать смысл нескольких пословиц и поговорок). (слайд 10)


6. Работа с пословицами и поговорками.
- У каждого из вас доброе сердечко, я это точно знаю. Посмотрите, сколько таких сердечек в нашем классе – целый сад! И я так этому рада! (слайд 11)


- Я очень надеюсь, что в нашем садике будут всегда красивые цветы, крепкие корни и множество плодов. Обещаете стараться?
7. Обобщение полученного материала.
- Ребята, мы с вами сегодня на занятии много обсуждали, высказывали свои мнения. Какие советы теперь вы можете дать своим младшим братишкам и сестрёнкам, а может даже и старшим? (ответы детей) Я предлагаю вам сформулировать несколько полезных советов, которые мы будем хранить в своей памяти. (можно предложить детям нарисовать плакат) (слайд 12 с песней)


- Какой герой мультфильмов всегда призывает жить дружно? Конечно, Леопольд. И сейчас я предлагаю вам послушать его песенку «Песенка о доброте».
8. Подведение итогов.
- Ребята, вспомните, как же заканчиваются наши любимые сказки?
-Добро побеждает зло! И я вам желаю, чтобы в вашей жизни было так же! (слайд 13)


- И в завершении нашего занятия я хочу вам прочитать небольшое стихотворение (слайд 14 а).


Как хорошо, что доброта
живёт на свете вместе с нами.
Без доброты ты - сирота,
Без доброты ты - серый камень!
-Я надеюсь, что наше занятие прошло не зря и вы очень многое возьмёте с собой в вашу жизнь!
9. Домашнее задание.
- Я прошу вас дома сочинить свою маленькую сказку о добре, зле, доброте.
(слайд 14 б). Спасибо за внимание!

Презентация на тему: Сценарий классного часа для учащихся 3-4 классов "Добро и зло"

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: