«Изменение глаголов по временам». Временные формы самых основных модальных глаголов Особенности изменения глаголов по временам

Тема урока: «Понятие о временных формах глагола. Изменение глаголов по временам».

В речи нам часто приходится изменять глаголы по временам. Мы задаём друг другу вопросы: «Что ты делаешь в настоящий момент? Что ты делала вчера? Что будешь делать завтра? Или что сделаешь»

На картинке изображены дети во время их разговора по телефону. (см. Рис. 1)

Рис. 1. Значение времён

Когда мы говорим о действиях, происходящих во время разговора (в момент речи), то ставим глаголы в настоящее время. Что делает? Слушает, говорит.

Когда говорим о действиях, которые происходили до начала разговора (до момента речи), мы пользуемся глаголами прошедшего времени. Что делал? Слушал, говорил.

А когда говорится о действиях, которые ещё только произойдут после разговора (после момента речи), глаголы ставят в будущее время. Что будет делать? Будет слушать, будет говорить. Что сделает? Послушает, поговорит.

Объясним названия времён. Форма настоящего времени указывает на то, что действие происходит сейчас, в настоящий момент, форма прошедшего времени - на то, что действие происходило в прошлом, форма будущего - на то, что действие ещё только будет происходить в будущем.

Изменим глаголы по временам.

что делает сейчас? поёт

что делал раньше? пел

что будет делать? будет петь

художник

что делает сейчас? рисует

что делал раньше? рисовал

что будет делать? будет рисовать

что делают сейчас? читают

что делали раньше? читали

Апрель.

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи,

А сегодня - прямиком

Шлёпает по лужам.

Гонит талые снега

С гомоном и звоном,

Будет выстилать луга

Бархатом зелёным. (Л.Аким)

Действие происходило до момента речи: (что делала?) шла (прош.вр.)

Действие происходит в момент речи: (что делает?) шлёпает, гонит (наст.вр.)

Действие будет происходить после момента речи: (будет что делать?) будет выстилать (будущ.вр.)

Глаголы каждого времени отвечают на свои вопросы. Поищем приметы времён.

В прошедшем времени:

По какому суффиксу в вопросе можно отличить глаголы прошедшего времени?

Если есть в вопросе суффикс -Л, глагол в прошедшем времени.

В настоящем времени:

(я) что делаю ?

(ты) что делаешь ?

(он) что делает ?

(мы) что делаем ?

(вы) что делаете ?

(они) что делают ?

В будущем времени:

(я) что сделаю ?

(ты) что сделаешь ?

(он) что сделает ?

(мы) что сделаем ?

(вы) что сделаете ?

(они) что сделают ?

(я) что буду делать?

(ты) что будешь делать?

(он) что будет делать?

(мы) что будем делать?

(вы) что будете делать?

(они) что будут делать?

Какие окончания делают похожими вопросы настоящего и будущего времени?

У, -ю, -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют.

Если есть в вопросе приставка С- или слова буду, будешь, будут…, то это глагол будущего времени.

В вопросах настоящего времени нет приставки С-.

Дождливый летний день. В лесу земля жадно впитывает влагу. Деревья покрылись дождевыми каплями. Они сыплются на землю при каждом движении. После такого дождя скоро выглянет солнце. Лес будет ярко зеленеть и будет гореть алмазными искрами. (По Д. Мамину-Сибиряку)

Впитывает - что делает?, настоящее время,

покрылись - что сделали?, есть суффикс -Л, примета глагола прошедшего времени,

сыплются - что делают?, настоящее время,

выглянет - что сделает?, будущее время,

будет зеленеть - что будет делать?, будущее время,

будет гореть - что будет делать?, будущее время.

В русском языке у глаголов может быть две формы будущего времени. Одна - для глаголов, которые отвечают на вопрос что делать?, а другая - для глаголов, отвечающих на вопрос что сделать?

Первую форму называют сложной , так как она состоит из двух слов: буду (будем…) и неопределённой формы глагола.

И в вопросе тоже есть слово быть (буду, будем…): что будет делать? - будет зеленеть, будет гореть.

Вторую форму называют простой , так как она состоит из одного слова: что сделаю? (сделаем?...) - что сделает? выглянет.

Будем , ребята, беречь доброту.

Будем , ребята, беречь красоту.

Будем дерзать , будем творить ,

Будем дружбой своей дорожить . (В. Викторов)

Будем беречь, будем дерзать (т.е. смело стремиться к чему-нибудь новому), будем творить, будем дорожить - сложная форма будущего времени.

Ёж осенью ложится спать. Найдёт колючий кучку опавших листьев, принесёт травы, веточек. Залезет внутрь и будет там ёрзать . Потом свернётся в колючий клубок и будет спать . (По А. Лавровой)

ложится - что делает?, наст.в.,

спать - что делать?, неопр.ф.,

найдёт - что сделает?, простая форма будущего времени, состоит из одного слова,

принесёт - что сделает?, простая форма будущего времени, состоит из одного слова,

залезет - что сделает?, простая форма будущего времени, состоит из одного слова,

будет ёрзать - будет что делать?, сложная форма будущего времени, состоит из двух слов: будет и неопределённой формы глагола ёрзать,

свернётся - что сделает?, простая форма будущего времени, состоит из одного слова,

будет спать - будет что делать?, сложная форма будущего времени, состоит из двух слов: будет и неопределённой формы глагола спать.

Обратите внимание на глаголы, которые отвечают на вопросы (ты) что делаешь? (ты) что сделаешь?

Деревья.

Входишь в лес и гладишь ладонью деревья, будто старых друзей хлопаешь по спине. Листья лопочут зелёными язычками. Прислонишь плечо к стволу. Ствол гладкий, скользкий. Это молодая берёзка. А то - всё в пупырышках. Это осина. Или всё в морщинах, как кожа слона. Это кора дуба. Всю жизнь живёшь с деревьями плечом к плечу. И хочешь стиснуть ладонями их руки-ветви и крепко пожать. (По Н. Сладкову)

Что делаешь? - входишь, гладишь, хлопаешь, живёшь, хочешь - настоящее время.

Что сделаешь? - прислонишь - будущее время.

В окончаниях глаголов -ешь, -ёшь, -ишь всегда пишется Ь.

В 4 классе вы узнаете, что это глаголы 2-ого лица, единственного числа. У одних глаголов окончание -ешь, а у других -ишь, это зависит от спряжения глаголов. Об этом вы тоже узнаете в 4 классе.

Найдите глаголы в тексте и определите время.

Скрипач - кузнечик.

А он с рассвета до рассвета

Играл на скрипке песню лета.

И пела скрипка вместе с ветром

О солнышке, большом и светлом;

О том, что дни бегут за днями;

О том, что мы взрослеем с вами. (Дж. Чиарди)

Играл - что делал? - прошедшее время.

Пела - что делала? -прошедшее время.

Бегут - что делают? - настоящее время.

Взрослеем - что делаем? - настоящее время.

На уроке вы узнали, что глаголы изменяются по временам.

Форма настоящего времени указывает на то, что действие происходит сейчас, в настоящий момент (что делает? спит),

форма прошедшего времени - на то, что действие происходило в прошлом (что делал? спал),

форма будущего - на то, что действие ещё только будет происходить в будущем (что будет делать? будет спать). Эту форму называют сложной, так как она состоит из двух слов: будет и неопределённой формы глагола. Вторую форму будущего времени называют простой, так как она состоит из одного слова: что сделает? поспит.

  1. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Учебник. 3 класс: в 2-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  2. М.С.Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» Русский язык: Рабочая тетрадь. 3 класс: в 3-х частях. Смоленск: Ассоциация XXI век, 2010 год.
  3. Т. В. Корешкова Тестовые задания по русскому языку. 3 класс: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  4. Т. В. Корешкова Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 3 кл.: в 2-х частях. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011 год.
  5. Л.В.Машевская, Л.В. Данбицкая Творческие задачи по русскому языку. - СПб.: КАРО, 2003
  6. Г.Т Дьячкова Олимпиадные задания по русскому язык. 3-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2008
  1. School-collection.edu.ru ().
  2. Oldskola1.narod.ru ().
  3. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" ().
  • Восстанови отрывок из сказки А. Пушкина. Для этого употреби глаголы в скобках в форме настоящего времени и впиши их на строки. У двух глаголов подсказаны буквы в безударных окончаниях.

Решай орфографические задачи.

(Ж.ть) …………….. Балда в п.повом доме,

(Спать) ……………. себе на с.ломе,

(Есть) …………….. (за) ч.тверых,

(Р.ботать) ……….- ет (за) с.мерых;

(Пл.сать) Дό светла всё (у) него ………-ет.

  • Прочитай строки из сказок К. Чуковского. Выпиши сначала глаголы в простой форме будущего времени, затем в сложной. Выдели окончания.

Помни: глаголы в сложной форме будущего времени могут быть отделены друг от друга словами.

Напеку я для детей

Пирогов и кренделей!

По базарам буду я гулять,

Буду даром пироги я раздавать,

Калачами ребятишек угощать

Я водою вас умою ключевой.

Я почищу вас песочком,

Окачу вас кипяточком,

И вы будете опять,

Словно солнышки сиять…

  • Прочитай отрывок из стихотворения. Определи время глаголов.

Кто на лавочке сидел,

Кто на улицу глядел,

Толя пел,

Борис молчал.

Николай ногой качал.

Галка села на заборе,

Кот забрался на чердак.

Тут сказал ребятам Боря

Просто так…



Глаголы прошедшего времени показывают, что действие происходило до момента речи о нём.

Формы прошедшего времени образуются от основы инфинитива при помощи суффикса –л- и окончаний рода и числа: писа-ть – писал, писала, писало, писали .

Некоторые глаголы в форме м.р. не имеют суффикса –л- : нести – нёс (но несла, несло, несли), вёз, пёк, мог, стриг, умер и др.

Глаголы, имеющие суффикс –ну-, чаще всего теряют его в формах прошедшего времени: гаснуть – гас, мокнуть – мок, сохнуть – сох .

Глаголы в прошедшем времени изменяются только по родам и числам (мальчик читал, девочка читала, дети читали ).

Глаголы будущего времени показывают, что действие будет происходить после момента речи о нём.

В русском языке две формы будущего времени: будущее сложное и будущее простое .

Будущее простое (я напишу письмо, я выполню задание ) образуется от глаголов совершенного вида и обозначает, что действие будет происходить и будет доведено до конца.

Будущее сложное образуется от глаголов несовершенного вида с помощью будущего времени глагола быть (буду , будешь и т.д.) и инфинитива спрягаемого глагола (писать , выполнять ). Обозначает, что действие будет происходить, но неизвестно, будет ли оно доведено до конца.

Вопрос № 38.

Причастие

Причастие – форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы какой? какая? какое?какие?

Причастие имеет признаки глагола и прилагательного.

Признаки глагола :

Время (играющий мальчик, игравший мальчик ),

Вид (читающий ученик, прочитавший книгу ученик ),

Наличие возвратной формы (умывающийся мальчик ),

мальчик, читающий (что?) книгу ).

Признаки прилагательного :

Отвечает на вопросы какой? какая? какие? и обозначает признак предмета,

Изменяется по родам, числам и падежам, т.е. склоняется,

В предложении – определение.

Причастия бывают действительные (активные ) и страдательные (пассивные ).

Действительные причастия относятся к слову, обозначающему предмет, который производит действие: друг, прочитавший новую книгу .

Страдательные причастия относятся к слову, обозначающему предмет, который находится под действием другого предмета: книга, прочитанная другом .

Образование причастий

Действительные причастия настоящего времени

-ащ-, -ящ- (2 спряжение): молчать – молч-ат – молч-ащ -ий, говорить – говор-ят – говор-ящ -ий .

Действительные причастия прошедшего времени

-ш- (основа на согласный): нес-ти – нёс – нёсш ий .

Страдательные причастия образуются только от переходных глаголов.

Страдательные причастия настоящего времени образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов:

-им- (2 спряжение): любить – люб-им – любим ый;

-ом- (нести, вести, искать, влечь ): нести – несом ый, вести – ведом ый, искать – иском ый, влечь – влеком ый.

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы инфинитива (прошедшего времени) при помощи суффиксов:

-нн- , -т- (основа на гласный): прочитать – прочита-л – прочитанн ый, взять – взял – взятый;

-енн- (основа на согласный): принести – принёс – принесённ ый , изучить – изучил – изученн ый.

Причастия склоняются так же, как и прилагательные.

Вопрос № 39.

Деепричастие

Деепричастие – форма глагола, которая обозначает добавочное действие и отвечает на вопросы что делая? что сделав? : читая, сидя, прочитав.

Всегда относится к глаголу-сказуемому.

Деепричастие имеет признаки глагола и наречия.

Признаки глагола :

Вид (беседуя – побеседовав ),

Наличие возвратной формы (купаясь, умываясь ),

Переходность / непереходность (читая (что?) книгу ).

Признаки наречия :

Отвечает на вопросыкак? когда? почему? при каком условии?

Не изменяется по родам, числам и падежам,

В предложении – обстоятельство.

Образование деепричастий

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов:

(после шипящих): слыш-ат – слыша ;

-я (во всех остальных случаях): чита-ют – читая , нес-ут – неся .

От глаголов типа давать, узнавать, вставать деепричастия образуются от основы инфинитива: давая , узнавая , вставая .

Деепричастия несовершенного вида не образуются от:

1) глаголов, у которых в основе наст.в. нет гласных: ждать, рвать, пить ,

2) глаголов на –чь : печь, жечь, беречь, мочь и др.

3) глаголов с суффиксом –ну- : сохнуть, мокнуть и др.

4) глаголов писать, плясать, резать, петь и др.

Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива (прошедшего времени) при помощи суффиксов:

-в, -вши (основа на гласный): прочитать – прочита-л– прочитав , взяться – взя-л-ся – взявши сь ;

-ши (основа на согласный): принес-ти – принёс – принёсши .

Вопрос № 40.

НАРЕЧИЕ

Наречия – неизменяемые слова. В предложении они чаще всего относятся к глаголу: слушать как?внимательно , говорить как?громко , читать как?вслух , сидеть где?рядом ,пойти куда?налево , приехать когда?утром .

Наречие также может относиться к прилагательному: очень молодой, почти готовый, совершенно седой, к наречию: очень быстро, совсем рядом, к существительному: движение вверх , шаг навстречу , чтение вслух.

По значению наречия делятся на такие группы (разряды):

1. Наречия образа действия отвечают на вопросыкак? каким образом? Он хорошо говорит по-английски . Мы читаем правильно и выразительно .

2. Наречия времени отвечают на вопрос когда?Сегодня консультация. Скоро экзамены. Наконец наступил вечер. Вечером похолодало.

3. Наречия места отвечают на вопросы где? Куда? откуда? Иди прямо , а потом поверни направо . Там и находится аптека.

4. Наречия меры и степени отвечают на вопросы сколько? насколько? в какой степени? Мама вдвое старше дочери. Я дважды видел этот фильм. Он много работает.

5. Наречия цели отвечают на вопросы зачем? для чего? Он нарочно сказал это. Зачем ты пришел?

6. Наречия причины отвечают на вопрос почему? Он спросонок ничего не мог понять. Я сгоряча сказал это.

Степени сравнения наречий

Наречия на о , образованные от качественных прилагательных, имеют степени сравнения.

Сравнительная степень наречия образуется с помощи суф.-е, -ее(-ей), -ше:

Превосходная степень наречий состоит из сравнительной степени и слова всех : учится лучше всех , встал раньше всех.

Предикативные наречия – это особая группа наречий, которые употребляются только в безличном предложении и являются предикатом (сказуемым). Сегодня холодно. Детям весело . Нужно закончить работу. Можно идти. Отцу пора ехать.

В настоящем времени они употребляются без глагола- связки, а в будущем и прошедшем времени с глаголом-связкой. Завтра будет тепло . Вчера было ветрено .

Предикативные наречия обозначают.

1.Состояние и чувства человека : стыдно, обидно, интересно, приятно, жаль, трудно, тяжело, больно, жарко. Мне грустно. Ему лень учиться. Тебе не жаль денег?

2.Состояние природы : тепло, морозно, сыро, шумно, чисто, тесно, тихо, шумно, хорошо . На улице темно . В доме просторно. В комнате грязно.

3.Необходимость, возможность : нужно, надо, необходимо, можно, нельзя, невозможно. В комнате нельзя курить. Можно войти?

4. Время действия: рано, поздно, пора . Пора спать. Тебе рано жениться.

Предикативные наречия могут употребляться в сочетании с инфинитивом . Приятно познакомиться с вами.

Предикативные наречия на о , как и наречия образа действия нао имеют степени сравнения:

1)Сравнительная степень: Сегодня холоднее , чем вчера.

2) Превосходная степень: Ему было веселее всех .

Работа по теме урока

Учитель: Ребята, я бы хотела начать новую тему с загадки:

Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его.

Ответ: (Время-Уақыт-Time)

Что же такое время? Как вы это понимаете? (Часы, дни, времена, года, сутки)

Время – это когда идут дни за днями, последовательное течение суток за сутками, века за веками.

Глагол изменяется по трем временам: Прошедшее время, настоящее время, будущее время.

Объяснение учителя

Ребята, что я делаю сейчас? (говорю, показываю)

Что вы делаете сейчас? (отвечаем, слушаем, пишем)

Что вы делали на прошлом уроке? (решали, читали)

Что вы будете делать завтра? (учиться)

Глаголы в русском языке изменяются по временам: настоящее, прошедшее, будущее время.

Правило:

Если действие глагола происходит сейчас, в момент речи, то значит глагол стоит в настоящем времени и отвечает на вопросы: что делает? Что делают? (сегодня, сейчас)- слова помощники.

Если действие происходило раньше, до момента речи, то глагол стоит в прошедшем времени и отвечает на вопросы: что делал? Что сделал? (раньше).

Если действие будет происходить потом, после момента речи, то глагол стоит в будущем времени и отвечает на вопросы: что будет делать? Что сделает? (будет)

Физкультминутка

– Я назову вам глаголы, если это:

– глагол настоящего времени – стойте смирно;
– глагол прошедшего времени – присядьте;
– глагол будущего времени – ходьба на месте.

(Глаголы: ходил, красит, польет, водит, наступит, говорил, прыгал, пел, рисует, запоют, живет, зазеленеет, цветет).

– Как вы определяли времена глаголов?
– Настоящее время – то, что происходит сейчас;
– Прошедшее время – то, что уже было;
– Будущее время – то, что еще будет.

1.Изменение глаголов по временам.

Прочитайте текст.(На листочках, на парте.)

Что заметили? (Не такие глаголы, как-то все не связано).

Исправьте глаголы, прочитайте правильно.

На какие три группы можно разделить эти глаголы? (На глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени.)

Выпишете глаголы с вопросами.

На какие вопросы……

Н. В. П. В. Б. В.

Что делает? Что делал? Что будем делать?

сидит сидел будем гулять

глядит увидел будем ходить

мурлычет спел будем говорить

кличет поел

Учитель: Ребята, вы все очень хорошо постарались.

Закрепление.

1. Глаголы обозначают:

А. действия предметов;
Б. признаки предметов;
В. предмет.

2. Выберите верное утверждение.

А. Глаголы изменяются по временам.
Б. Глаголы не изменяются по временам.

3. Глаголы в настоящем времени отвечают на вопросы:

А. что делал? что сделал?
Б. что сделает? что будет делать?
В. что делает? что делают?

4. Глаголы прошедшего времени указывают на то, что:

А. действие происходит сейчас;
Б. действие произошло или происходило ранее;
В. действие произойдет когда-то в будущем.

5. Глаголы в будущем времени отвечают на вопросы:

А. что сделает? что будет делать?
Б. что делает? что делают?
В. что делал? что сделал?

Начальная неопределенная форма глагола Будущее время

что делать? Простое: что сделает?

строить построит решит

решат сложное:

что сделать? что будет делать?

построить решить будет строить, будет решать

Настоящее время

что делает?

Прошедшее время

что делал?

построил решил

Сущность категории времени у глагола становится для учащихся более понятной при сравнении одного и того же глагола в разных временных формах. Поэтому в процессе изучения темы «Глагол» систематически проводятся упражнения с заданием: изменить глагол по временам. При этом предлагаются и однокоренные глаголы несовершенного и совершенного вида: получать - получить, объединять - объединить, отправлять - отправить, доставлять - доставить, писать - написать, покупать - купить и т. п.

В целях развития у учащихся осознанного употребления глагола в определенном времени в соответствии с целями высказывания необходимо использовать тексты. В заданиях упражнений предлагается учащимся определить время глагола и обосновать употребление той или иной глагольной формы, а также изменить время (например, заменить настоящее время прошедшим или наоборот), составить рассказ, употребив глаголы в определенном времени и т. п.

Работа над глаголом в III классе представляет собой новую ступень в системе его изучения. Новым по сравнению со II классом является знакомство с неопределенной формой глагола, овладение спряжением глаголов, формирование навыков правописания безударных личных окончаний глаголов.

Задачи изучения глагола в III классе:

1. Углубить знания учащихся о глаголе как части речи (лексическое значение глагола, изменение по числам, временам, роль в предложении).

2. Развить навыки точного употребления глаголов в речи. С этой целью продолжить наблюдения над употреблением глаголов в речи в прямом и переносном значении над глаголами-синонимами и глаголами-антонимами, чаще практиковать стилистический анализ текста, который записывают учащиеся на уроке.



3. Познакомить со спряжением глаголов. Научить распознавать лицо глагола, осознанно употреблять глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени.

4. Подготовить учащихся к правописанию личных окончаний глагола. Провести первоначальное ознакомление с I и II спряжением, учить распознавать спряжение по неопределенной форме.

Предметом постоянного внимания учителя остается по-прежнему изменение глагола по временам. Усовершенствуются знания учащихся о том, что глаголы, отвечающие на вопрос что делать? (несовершенного вида), имеют настоящее время, прошедшее, будущее сложное; глаголы, отвечающие на вопрос что сделать? (совершенного вида), имеют только прошедшее время и будущее простое. В III классе учащиеся овладевают неопределенной формой как начальной формой глагола. Это важно как для правильного образования учащимися временных форм глагола, так и для правильного написания безударных личных окончаний глагола. По неопределенной форме, как известно, распознается спряжение глагола.

Необходимо развить у учащихся умение соотносить временную и начальную формы глагола: научить «переходить» от начальной формы к той или другой временной форме и, наоборот, от временной к начальной, например: начальная форма что сделать? встретить - 2-е лицо единственного числа будущего времени - встретишь; 2-е лицо единственного числа настоящего времени встречаешь, начальная форма этого глагола - встречать. Если учащиеся не в состоянии правильно назвать начальную форму глагола и по ней распознать спряжение глагола, то, естественно, они не могут сознательно написать безударное личное окончание глагола в настоящем или в будущем времени.

Работа над навыком правописания личных окончаний глаголов занимает в III классе особое место. Данный навык сложен, и его грамматическую основу составляет целый комплекс знаний и умений: умение распознать глагол, его время, лицо и число, умение перейти от временной формы к начальной (неопределенной) и правильно назвать ее, умение определить спряжение глагола по неопределенной форме, знание окончаний глаголов I и II спряжения. При формировании навыка правописания личных окончаний глаголов все указанные умения определенным образом взаимодействуют между собой. Овладение учащимися последовательностью (алгоритмом) действий представляет собой не что иное, как установление связей между знаниями и применение их на практике при решении орфографической задачи. При написании личных окончаний глаголов учащиеся овладевают следующей последовательностью действий:

1. Узнай начальную форму глагола и по ней определи спряжение.

2. Узнай время, лицо и число глагола.

3. Вспомни окончание глагола этого спряжения в лица, напиши его.

Необходимо заметить, что осознание последовательности действий не означает правильного написания окончаний. Есть еще ряд условий, определяющих правильность написания. В частности, одним из них является знание суффикса глагола, но которому определяется спряжение, например: сочинять, строить, таять, сеять, лаять, чистить, гладить, красить, ставить и т. п. Поскольку неопределенную форму подобных глаголов нужно запомнить, такие глаголы должны быть заранее (начиная со II класса) включены в упражнения в начальной форме. Не менее важным условием успешного формирования навыка является система упражнений.

Последовательность изучения материала в III классе.

Условно весь процесс работы можно представить в виде следующих ступеней:

1. Повторение изученного о глаголе в I и II классах. Наблюдение над лексическим значением глаголов и их ролью в речи. Упражнение в изменении глаголов по числам и временам.

2. Неопределенная форма глаголов без суффикса -ся и с суффиксом -ся..

3. Понятие о спряжении глагола как изменении окончаний по лицам и числам. Распознавание лица глагола по местоимению и окончанию. Упражнение в спряжении глаголов настоящего времени с ударными окончаниями.

4. Знакомство с I и II спряжением. Сопоставление окончаний I и II спряжения глаголов.

5. Спряжение глаголов в будущем времени.

6. Распознавание спряжения глагола по неопределенной форме. Глаголы-исключения.

7. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и в будущем времени.

8. Прошедшее время глагола.

9. Правописание глаголов с суффиксом -ся.

Указанный порядок работы обусловлен лингвистическими особенностями глагола как части речи и некоторыми дидактическими положениями.

Работа по теме начинается с повторения о глаголе как части речи. Упражнения в изменении глаголов по временам являются связующим звеном между изученным во II классе и материалом III класса, включающим спряжение глагола в настоящем и в будущем времени. Логика самого материала требует, чтобы прежде всего учащиеся узнали о сущности спряжения как изменении окончаний глаголов по лицам и числам, научились различать лицо глаголов по местоимениям и окончаниям, научились спрягать глаголы с ударными окончаниями. Затем учащиеся знакомятся с I и II спряжением глаголов, т. е. происходит дифференциация только что приобретенных знаний о спряжении глаголов. Учащиеся узнают и запоминают окончания глаголов I и II спряжения; подводятся к пониманию особенностей глаголов каждого из спряжений: глаголы II спряжения имеют в "окончаниях букву е (-ешь, -ет, -ем -ете) и в 3-м лице множественного числа окончание ~ут (-ют), глаголы II спряжения имеют в окончаниях букву и (-ишъ, -ит, -им, -ите) и в 3-м лице множественного числа окончание -ат(-ят). После того как учащиеся научились спрягать глаголы с ударными окончаниями, научились различать спряжение таких глаголов, они узнают о том, как можно распознавать спряжение глаголов, имеющих безударные окончания. Спряжение глаголов с безударными окончаниями, как известно, распознается по неопределенной форме: глаголы на -итъ II спряжения (кроме глагола брить), все остальные глаголы относятся к I спряжению. Исключения составляют одиннадцать глаголов (в начальных классах, согласно программе, учащиеся знакомятся с шестью из них).

Так создается основа знаний и умений, опираясь на которые учащиеся могут осознанно писать безударные личные окончания глаголов в настоящем и в будущем времени.

Следующий этап работы включает упражнения в правописании безударных личных окончаний глаголов.

В качестве отдельного этапа выделяется работа над глаголами прошедшего времени. Новым для учащихся III класса является сопоставление суффикса в глаголах неопределенной формы и прошедшего времени (услышать - услышал, строить - строил, таять - таял и т. п.).

И наконец, последние уроки по теме отводятся для работы над глаголами с суффиксом -ся. Обобщаются такие знания, как: а) глаголы с суффиксом -ся (-съ) и без него имеют одинаковые окончания в настоящем и в будущем времени; б) в неопределенной форме тех и других глаголов пишется ь. У учащихся развивается умение правильно употреблять в своей речи глаголы с -ся. Поскольку уже в начале изучения темы «Глагол» учащиеся познакомились с глаголами, имеющими суффикс -ся, и в течение всех последующих уроков постепенно углублялись их представления о возвратных глаголах (в частности, они учились спрягать такие глаголы), то на последнем этапе знания лишь обобщаются и уточняются.

Необходимо подчеркнуть, что задача развития речи решается на всех этапах работы по теме «Глагол» в связи с изучением грамматического материала и формированием навыка правописания личных окончаний глагола.

Вопросы и задания

1. Кратко охарактеризуйте содержание каждого этапа изучения глагола в I-III классах. Дайте обоснование последовательности работы.

2. Как в процессе изучения глагола осуществляется взаимосвязь между усвоением его грамматических признаков и развитием речи учащихся? Как это проявляется при изучении нового материала, при его закреплении? Приведите примеры лексико-грамматических упражнений.

3. Проанализируйте материал учебника по теме «Слова, отвечающие на вопрос что делает?» («Русский язык» для I класса) с точки зрения пропедевтики изучения основных категорий глагола (подготовка к изучению времени и числа глагола).

4. Как познакомить учащихся II класса с изменением глаголов по временам? Какие виды упражнений целесообразно использовать в целях формирования умения изменять глагол по временам и правильно употреблять в речи. Составьте 3-4 упражнения и охарактеризуйте их назначение.

5. Какие знания и умения составляют основу формирования навыка правописания личных окончаний глаголов?

6. Как вы познакомите учащихся с сущностью спряжения глагола? Составьте конспект урока на тему «Спряжение глагола». Какую часть речи на данном уроке целесообразно повторить? Почему?

7. Как учить школьников распознавать глаголы I и II спряжения?

8. Проанализируйте последовательность изучения глагола в III классе по учебнику «Русский язык». Какие ступени вы можете выделить? Какая между ними взаимосвязь?

9. Какие методические условия способствуют формированию у третьеклассников навыка правописания личных окончаний глаголов? С какими трудностями встречаются учащиеся?

Тема.

Изменение глаголов по временам.

Цели.

1. Закрепление умения отличать одну временную форму глагола от другой по вопросу.

2. Закрепление умения изменять глаголы по временам.

3. Развитие умения точно употреблять глаголы в тексте.

4. Закрепление умения изменять глаголы по числам.

5. Развитие орфографической зоркости.

Ход урока.

1. Тема урока.

Что без меня предмет?

Лишь название.

А я приду-

Все в действие придет.

Летит ракета.

Люди строят здание.

Цветут сады,

И хлеб в полях растет.

О какой части речи говорится?

Что такое глагол? Сегодня …

2.Чистописание. Словарная работа.

С какой буквы начинается слово глагол?

Какие звуки мы обозначаем этой буквой? Характеристика звуков.

Сегодня мы повторим написание буквы «г».

(г)-согл., тв., звонк., парн.

(г)- согл., мягк., звонк., парн.

- Ктохочет придумать свой элемент?

Отгадайте, какие словарные слова записаны на доске.

1.Человек, совершающий подвиги. (Храбрый, доблестный, самоотверженный).

2.Крупный населенный пункт.

3.Травянистое полевое и огородное растение семейства бобовых, с круглыми семенами (горошинами).

Г.рой, г.род, г.рох.

Найдите лишнее слово.

Поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

На какое еще правило встретилось слово?

3.Развитие речи.

На доске: ВРЕМЯ.

Что это такое? Как вы это понимаете? (Часы, дни, времена года, сутки).

Послушайте, что я нашла в словаре Даля про время:

«Время – это когда идут дни за днями, последовательное значение суток за сутками, века за веками.»

На доске: 1.Время летит.

2.Время разум дает.

3.Всякой вещи время.

4.Делу время, потехе час.

Как понимаете каждое из этих выражений?

1.Время проходит очень быстро. Мы учились в первом классе совсем недавно, а теперь уже учимся в третьем. Вот как быстро летит время.

2.Когда человек занимается, он чему-то уделяет много времени.Чем больше, тем лучше у него получается.

3.Мы все узнаем тогда, когда это будет нужно. А еще говорят «Всему свое время».

4.Чтобы что-то сделать хорошо, надо много времени, а в свободное время отдохнуть.

Запишите выражения в тетрадь по памяти, кто сколько запомнил.

4.Физкультминутка.

Я называю слова, а вы выполняете движения наоборот.

Сидеть-стоять, молчать-говорить, плакать-смеяться, стоять-бежать,встать-сесть.

К какой части речи относятся эти слова?

5.Тема урока.

В начале урока мы говорили о времени. Сегодня мы будем говорить о другом времени. О каком? (Времени глагола.)

Как изменяются глаголы?

Как узнать какого числа глагол? Какого времени?

6.Работа по теме урока.

1.Изменение по временам.

Прочитайте текст.(На листочках, на парте.)

Что заметили? (Не такие глаголы, как-то все не связано).

Исправьте глаголы, прочитайте правильно.

На какие три группы можно разделить эти глаголы? (На глаголы настоящего, прошедшего, будущего времени.)

Выпишете глаголы с вопросами.

На какие вопросы……

Н. В. П. В. Б. В.

Что делает? Что делал? Что будем делать?

сидит сидел будем гулять

глядит увидел будем ходить

мурлычет спел будем говорить

кличет поел

7.Физкультминутка. Осанка.

2.Изменение по временам и числам.

Сигнальные карточки: Ед., Мн., П., Н., Б.

Я называю слова, а вы определяете число и время глагола. (жужжит, шьет, вьют, живут, ……..)

3.Самостоятельная работа.

Заполнение таблицы. (На листочках, на парте.)

Изменение глаголов по временам: стучать, петь.

8.Итог урока.

О какой части речи говорили? Как изменяется? Как определить число и время глагола? На какие вопросы отвечает глагол прошедшего времени, ………

Послушайте стихотворение, постарайтесь запомнить хоть один глагол.

Вопросы после чтения: в каком времени употребляются глаголы, как догадались?


И увидеть он знакомую кошку.

Он ей песню спеть,

А потом поесть.

Вот теперь сидеть,

На нее глядеть.

Кисонька мурлыкать,

Кота к себе кликать:

Курочек соседских попугать.

Будем вместе по улице ходить

Рыженький котик сидеть на окошке

И увидеть он знакомую кошку.

Он ей песню спеть,

А потом поесть.

Вот теперь сидеть,

На нее глядеть.

Кисонька мурлыкать,

Кота к себе кликать:

Пойдём, котичек, на улицу гулять,

Курочек соседских попугать.

Будем вместе по улице ходить

И о разном с тобой будем говорить.


1. Была я малышкой,

Играла пустышкой,

Гуляла с братишкой

И с няней – мартышкой.

Я пела, плясала,

Над книжкой зевала,

Цветы собирала,

О чуде мечтала.

Но время бежало,

И я подрастала.

Я скоро узнала,

Что взрослою стала.

И детство моё

Навсегда потеряла.

2. Сейчас я живу

В небольшом зоопарке

И каждый мой день

Пребываю в запарке:

Я в школу бужу

По утрам малышей,

Кормлю их, купаю

От ног до ушей.

Я штопаю, глажу, стираю,

Игрушки за их убираю,

Мету, отмываю, кручу, кипячу,

Хвалю и ругаю,

Шучу и ворчу.

3. В понедельник или среду

Всё я брошу и уеду,

И оставлю их одних,

Безобразников моих.

Сяду в поезд и тогда

Посмотрю на города.

Я отправлюсь в южный порт,

На какой-нибудь курорт.

Как начну я там форсить,

Платья модные носить,

Буду плавать, буду прыгать,

Буду всех с ума сводить.

Когда море надоест,

Запланирую отъезд.

И вернусь обратно к ним

К безобразникам моим.


- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

- - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - - -

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: