Образы мазая и животных в поэме. Анализ стихотворения Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы

Жанр: сказка

Главные герои: Некрасов , Мазай - его приятель

Некрасов - близкий к крестьянам писатель, написал очень известную историю, а краткое содержание сказки «Дедушка Мазай и зайцы» для читательского дневника поможет вам ее вспомнить.

Сюжет

Главный герой (Некрасов) в летний сезон навещает приятеля и проводит с ним неделю, во время которой они охотятся в лесу, наблюдают за природой - дождями, пением птиц, цветением различных растений, ночью замечают глаза птиц и зверей. Однажды, пережидая в сарае ливень, они разговарились, и Мазай рассказал, как весной из-за тающего снега в реке поднялась вода. А он плыл на лодке и увидел на клочке суши зайчат. Пожалел их дед и принял на судно. Поплыл дальше, спас еще несколько малюток, а затем увидел дерево, плывущее по воде, на котором тоже ютились зайчата, он прикрепил деревце к лодке и поплыл к берегу. Малютки выпрыгнули на сушу и разбежались. А Мазай наказал им не попадаться ему на глаза зимой, иначе пристрелит на охоте, не пожалеет.

Вывод (моё мнение)

Какую бы профессию или занятие ты ни имел, нужно помнить, кто ты на самом деле - человек, а человек - один из обитателей и частица природы, и нужно помогать животным, даже если ты охотник.

Николай Алексеевич Некрасов - поэт, у которого детская поэзия явилась новой вехой в творчестве. Поэт прекрасно понимал, какую огромную роль в становлении личности ребенка и её личностных качеств играет детское чтение. Николай Некрасов посвятил свои произведения той группе людей, на которую он возложил ответственность за судьбу Родины, - простому, крестьянскому чаду. Очередное творение Николая Некрасова, появившееся в детском чтении, - "Дедушка Мазай и зайцы". Основной темой данного стиха является трепетное отношение к природе, добродушие по отношению к живым существам.

Дед Мазай повествует о том, как в весеннюю пору, при половодье, подбирая зайчишек, плыл он по реке. Первым делом Мазай подбирает зайцев с островка, на котором те стояли, дабы не увязнуть в разливающейся повсюду воде. Немного позже дед снял зайца с пня, затем из-за преизбытка в лодке зверюшек, зацепил багром бревно вместе с обитающими на нём зайцами.

В данном стихотворении Николай Некрасов, во всей красе показывает маленькому читателю простую жизнь, её поэзию, прививает уважительное отношение и любовь к крестьянскому люду, описывает необычайную доброту таких редких натур как дедушка Мазай.

Деду Мазаю свойственна настоящая любовь ко всему живому. Он предстает перед читателем как подлинный альтруист, которому доброта и щедрость не дают наблюдать за горем, обрушившимся на зайцев. В произведении находятся эпитеты и сравнения.

В стихотворении про старого, добродушного Мазая и зайцев есть использование доброго юмора, прослеживается большая и искренняя любовь ко всему живому. Речь деда Мазая - речь настоящего человека-гуманиста, поистине хорошего охотника. Она не утомляет маленьких читателей, ибо его внимание переносится с объекта на объект. Тут присутствуют и точные замечания, о том как поет пеночка, и уханье удода. Вниманию читателя представляется и простецкий анекдот о неведомом Кузе - человеке известном тем, что сломал курок у ружья; об ином охотнике, который на охоте, чтобы руки не мерзли, при себе всегда имел горшочек с углями.

Стихотворение Некрасова "Дед Мазай и зайцы" понравится маленькому читателю. Оно даёт урок разумной и большой любви ко всему живому, к нашей хрупкой и беззащитной природе, прекрасные картины которой даны в произведении. Литератор не стремится пренебречь различными жестокими описаниями, он с большим доверием относится к уму и чувствам юного читателя.

Вариант 2

Разнообразие творческих направлений отличает творчество Н.А.Некрасова. Развитие человеческой личности начинает формироваться с детских лет и для писателя важно, что бы дети учились доброте, любви к окружающему. Эта основная тема произведений Некрасова для детей.

Самым известным детским творением великого поэта является поэма «Дедушка Мазай и зайцы». Произведение создано в 1870г. События поэмы происходит после подписания манифеста о возвращении из ссылки бывших декабристов. Литераторы видели в главном герои, вернувшимся в дом сына, черты лица Волконского и характер Бестужева. Образ дедушки получился собирательным, но очень ярким и свободолюбивым.

Описание главного героя писатель преподносит глазами его внука Александра. Первое знакомство с дедом было у Саши визуальное. Он видит портрет с изображением молодого героя Отечественной войны. Родители прямо не говорят о судьбе дедушке, но они дают понять мальчику, что он честный, смелый и порядочный человек.

Появление в жизни Александра деда Мазая вносит в его жизнь множество интересных рассказов, учит мальчика смотреть на окружающий мир другими глазами. Дедушка поучает внука с добротой, рассказывая о простой крестьянской жизни, о природе родного края. Его повествование наполнено без граничной любовь к людям и всему живому.

В глазах мальчика дедушка настоящий герой. Он в половодье спасает несчастных зайцев, обреченных на смерть от приближающейся воды. Дед относится к зверькам как к людям, разговаривает с ними. Мазай ласково относится к деревенским ребятишкам, ведет на равных разговор в простыми мужиками, поет народные песни. Человек с широкой русской душой, дед не сидит не месте. Он старается помочь по хозяйству: копает в огороде, плетет, помогает управляться с ребятишками.

Прекрасно описание родной природы. В пении птиц, скрипе сосны, в дожде чувствуется отношение самого автора к происходящему. Красоту природы подчеркивают множество используемых эпитетов и сравнений.

Но не все в жизни так прекрасно. Дед рассказывает об отрицательной стороне жизни. Чиновники, военные командиры, знать, которые не дают людям жить счастливо. При описании используются множество эпитетов, гиперболы, метафоры. Что подводит к мысли о необходимости реформ в стране и несмотря на то, что автор прямо не говорит, но читателю не стоит труда понять, что дело декабристов продолжается. За справедливость необходимо бороться- основной подтекст поэмы.

Всего в произведении 22 небольшие главы. Простой, разговорный стиль повествования делает произведение понятным читателю разного возраста. Достигается это с помощью перекрестной рифмовки, когда женская рифма переходит в мужскую рифму.

Некрасов тонко чувствует детскую душу, к сложным вопросам человеческих отношений он подходит психологически тонко, не раня маленькую, еще несформировавшуюся личность. Его любовь к живому миру, людям передается невольно и читателю.

Анализ стихотворения Дедушка Мазай и зайцы по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Целый мир от красоты Фета

    Литературные критики, как правило, связывают стихотворение Фета Целый мир от красоты.. с его статьей на тему стихотворений Тютчева, в которой поэт рассматривал не только произведения своего современника

  • Анализ стихотворения Мандельштама Век

    События Октябрьской революции очень трагичны и кровавы. Многие из этих действий оставили неизгладимый отпечаток на личности многих авторов, в том числе и великого поэта Осипа Мандельштама.

  • Анализ стихотворения Я последний поэт деревни Есенина

    Весьма амбициозно и своенравно называть себя последний поэт деревни, но когда Есенин восклицает Я последний поэт деревни, он говорит не только про собственную личность, оно говорит об ушедшей, эпохе

  • Анализ стихотворения Осень Есенина

    Сергей Александрович Есенин, один из тех писателей, которые, очень много своих произведений писали о природе. Он был родом из деревни, именно это было причиной его большой любви к матушке природе.

  • Анализ стихотворения Творчество Ахматовой

    Произведение является составной частью поэтического сборника «Тайны ремесла», основной целью которого поэт представляет описание творческой процесса и объяснение появления поэтических строк.

Произведение о том, как добрый охотник помог зайцам - это не просто стихотворение об охотнике, с которым произошел интересный случай. В этом произведении Н. Н. Некрасова чувствуется призыв к тому, что нужно беречь и уважать природу. О проявлении бережного отношения к окружающей среде можно прочитать в кратком содержании "Дед Мазай и зайцы".

Особенности творчества Некрасова

Прежде чем ознакомиться с кратким содержанием "Дед Мазай и зайцы", нужно рассмотреть особенности творчества известного поэта. Чем его творчество отличается от других? Николай Некрасов близко к сердцу принимал трудности крестьянской жизни. И его забота о простом русском народе чувствуется практически во всех его творениях.

Некрасовские стихотворения были посвящены описанию жизни крестьян: их быта, проблем, образа жизни. Поэт активно использовал в своих произведениях народный разговорный язык, благодаря чему герои его историй кажутся живыми. Сочетая разговорный стиль и фразеологизмы, Некрасов значительно расширил поэтические рамки.

Образ дедушки как сторожа леса

В кратком содержании "Дед Мазай и зайцы" следует более подробно остановиться на основном действующем лице. Старый охотник Мазай - это добрый простой человек, который охотится не ради удовольствия. Его огорчает то, что люди перестали проявлять должное уважение к природе и не заботятся о ней. По мнению Мазая, нужно с любовью относиться не только к животным, но и к самой маленькой травинке.

Дедушка Мазай любил край, в котором он жил. Его можно сравнить с "хранителем" леса и природы: для него все лесные жители - его друзья. Дед Мазай показан добрым и сердобольным человеком. В кратком содержании "Дед Мазай и зайцы" основное внимание будет уделено эпизоду с зайцами. Если вы решите ознакомиться с произведением в полном варианте, то прочитаете красивое описание природы.

Эпизод с половодьем

Рассказчик приезжает к своему другу Деду Мазаю в деревню каждый год. В один из вечеров их настигает сильный ливень и они укрываются в сарае. Охотник рассказывает истории и рассказчику запомнился эпизод о спасении зайцев. Весной было половодье, Мазай поплыл на лодке за дровами. На обратном пути он видит, что на островке, окруженном водой, находятся зайцы. Дедушка решает их спасти и забирает к себе в лодку. По пути он помогает и другим длинноухим друзьям.

Так они добираются до берега. Жители смеются над тем, что сделал охотник. Мазай просит зайцев не попадаться ему зимой на охоте, потому что в другое время года он на них не охотится. Двоих зайчат он вылечил и отпустил в лес.

Это было краткое содержание "Дед Мазай и зайцы" Некрасова. С помощью этой истории поэт хотел призвать людей бережно относиться к природе.

Некрасов Н. сказка "Дедушка Мазай и зайцы"

Жанр: литературная сказка в стихах

Главные герои сказки "Дедушка Мазай и зайцы" и их характеристика

  1. Дедушка Мазай. Старый опытный охотник. Вдовец, у него есть внук. Фантазер и рассказчик. Умный и наблюдательный. Веселый.
  2. Поэт, автор. Охотник, любит детей.
План пересказа сказки "Дедушка Мазай и зайцы"
  1. Летний дождь.
  2. Деревенька Мазая
  3. Байки Мазая.
  4. Половодье
  5. Зайцы на острове
  6. Заяц на пне
  7. Зайчиха
  8. Бревно с зайцами
  9. Берег близок
  10. Зайцы убежали
  11. Последняя пара зайцев
  12. Напутствие Мазая.
Кратчайшее содержание сказки "Дедушка Мазай и зайцы" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Поэт любил охотиться вместе с Мазаем, стариком, который знал множество смешных историй.
  2. В этот раз Мазай стал рассказывать о половодье прошлой весной.
  3. Тогда он плыл по реке и вдруг увидел целый островок зайцев.
  4. Мазай посадил зайцев в лодку, и подбирал других зайцев по реке.
  5. Последним Мазай зацепил багром бревно, с сидящими на нем зайцами.
  6. У деревни Мазай отпустил зайцев, сказав им не попадаться ему зимой.
Главная мысль сказки "Дедушка Мазай и зайцы"
Любое животное заслуживает жалости и заботы, потому что оно живое существо.

Чему учит сказка "Дедушка Мазай и зайцы"
Сказка учит быть веселым, уметь фантазировать, уметь рассказывать интересные истории и анекдоты. Учит любить животных и бережно к ним относиться. Учит не брать от природы лишнего, а только то, что потребно.

Отзыв на сказку "Дедушка Мазай и зайцы"
Мне понравилась эта веселая история. про спасенных зайцев. Дедушка Мазай поступил очень хорошо, не дав зайцам погибнуть при половодье. Он действовал прямо как сотрудник МЧС в наши дни.

Пословицы к сказке "Дедушка Мазай и зайцы"
Сам погибай, а товарища выручай.
Кто скоро помог, тот дважды помог.
Жизнь дана на добрые дела.
Поневоле заяц бежит, когда лететь не на чем.
Кто живет у воды, тому наводнение привычно.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Дедушка Мазай и зайцы"
Поэт был на охоте со старом Мазаем, когда на казалось бы совершенно чистом небе появилась маленькая тучка и вдруг хлынул ливень. Поэт и Мазай бегом устремились к сараю и спрятались в нем.
Деревня, в которой живет Мазай, стоит на низменном месте и весной ее затопляют талые воды. Но Мазай любит свою деревню и лес, в который он ходит постоянно - за грибами, брусникой, охотиться.
Мазай не верит в лешего и один раз даже специально караулил лешего в лесу, но никого не поймал. А вот ночью в лесу страшно и тихо как в храме.
Мазай старый и опытный охотник, но глаза его к старости стали подводить, и он часто промахивается. Зато знает много анекдотов про других охотников. Например про охотника, который прежде чем стрелять, греет руки над угольками.
Однажды весной Мазай плыл по реке на лодке. Вода поднялась высоко и затопила всю низменность. И вот видит Мазай островок, на котором набилось множество зайцев. А вода все пребывает и вот под зайцами осталось земли меньше аршина.
Мазай схватил одного зайца и перебросил в лодку. А остальным просто скомандовал прыгать. И зайцы гурьбой попрыгали в его лодку.
Плывет Мазаый дальше. Видит заяц застыл на пне. Снял его. Потом зайчиху с зайчатами прихватил возле кустов. Наконец увидел Мазай бревно, которое плыло по реке, а на бревне с десяток зайцев.
Садить их было уже некуда и Мазай просто зацепил бревно с зайцами багром.
Так и приплыл он обратно в деревню. Бабы и ребятня так все со смеху и покатились, глядя на странную процессию.
А зайцы, увидев берег заволновались, стали скакать в лодке. А когда лодка подошла к берегу, они всей гурьбой попрыгали из лодки и дали стрекача вверх по холму.
Только два зайца, совсем замерзшие, остались в лодке. Мазай взял их домой и отогрел. Утром, сухие зайцы тоже убежали в лес.
А Мазай пригрозил им, чтобы зимой ему не попадались на прицел. Ведь летом и весной он зайцев не бьет - шкура у них плохая.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Дедушка Мазай и зайцы"

Да здравствует смелость, азарт, быстрота,

Да здравствует вежливость и доброта!

Да здравствуют добрые лица!

И пусть тот кто злится – стыдится!

Улыбнитесь друг другу, будьте всегда внимательны и вежливы.

Открытый урок литературы по теме: "Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Разделы:

Цель урока: совершенствовать знания о творчестве Николая Алексеевича Некрасова; активизировать внимание учащихся на значимости роли природы в его произведениях, изучив отрывок из поэмы “Дедушка Мазай и зайцы”.

Задачи.

Предметная.

1. Учить анализировать художественные произведения, выделяя в них основную мысль.

2. Развивать умения выделять из текста выразительные средства языка.

3. Учить составлять характеристику главного героя, пользуясь сплошным и выборочным чтением.

Деятельностно – коммуникавная. Cовершенствовать умение самостоятельно работать с книгой, в паре, в группе.

Ценностно – ориентационная. Развивать познавательный интерес к окружающей природе через содержание модульного курса “Здоровье”.

Методы. Организация и осуществление учебно-познавательной деятельности, стимулирование и мотивация учения, контроля и самоконтроля в обучении.

Тип урока. Урок изучения нового материала.

I. Организационный момент.

1.Проверка готовности учащихся:

Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Всё ль на месте, всё ль в порядке,
Книжка, ручка и тетрадка?

2.Эмоциональное настроение:

Орешек знаний твёрд, но всё же
Мы не привыкли отступать
Нам расколоть его поможет
На чтении девиз: “Хочу всё знать?”

II. Проверка домашнего задания.

Домашнее задание :

Н. А. Некрасова “Не ветер бушует над бором…” + образные средства языка поэтического произведения.

Фронтальный опрос домашнего задания.

Какое произведение мы изучали на прошлом уроке?

Ответ ребёнка . На прошлом уроке мы изучали отрывок из поэмы Н. А. Некрасова “Мороз, Красный нос”.

Какая здесь основная мысль?

Ответ ребёнка. Мороз – Воевода дозором обходит владенья свои. (Ребята объясняют эти строки).

Чему оно учит?

Ответ ребёнка . Зима так же прекрасна, как и любое время года.

Работа с текстом произведения. Индивидуальный опрос письменного домашнего задания.

Задание 1 группы:

Задание 2 группы:

Выписать эпитеты.

Выписать олицетворение.

Ответы детей.

Ответы детей

Мосты ледяные.

Солнце играет,

Шумные воды.

Обходит дозором,

Голая земля.

Мороз шагает

Косматая борода.

Мороз хвастливую

Хвастливая песня.

Песню поёт.

2 учащихся отвечают у доски – выразительное чтение стихотворения.

Задание ребятам: соревновательный характер прочтения стихотворения посредством постановки логического ударения, интонационной окраски чтения, правильного произношения слов.

Задание ребятам : оценить выразительность чтения, эмоциональную передачу содержания текста.

Ответ учащихся. При выразительном чтении учащиеся обращают внимание на технику чтения, голосовое воспроизведение, на пунктуационные знаки препинания.

Проблемный вопрос – вывод.

Ответы учащихся.

Дети называют Мороза Воеводой потому, что он похож на сказочного царя, который строит дворцы изо льда, мосты ледяные, убирает своё царство в алмазы, жемчуг, серебро.

А я бы сравнил Воеводу с Егерем. Потому, что Егерь хозяин лесов, а мороз – хозяин зимы. Егерь охраняет лес от браконьеров, а мороз охраняет царство метелей, пурги.

Воевода – военачальник, правитель у славянского народа. На Руси известен с XX века. В Российском государстве – во главе полка, отряда (конец XV – начало XVIII века), города (середина XVI века – 1775), провинции (1719 – 75).

Проверка работающих индивидуально по тексту.

Что такое эпитеты?

Ответ ребёнка. Слова, которые называют характерные признаки предметов, явлений, отвечают на вопрос какой?, какая?, какое?, какие?, называются эпитетами.

Что такое олицетворение?

Ответ ребёнка. Слова, употреблённые в переносном значении и характеризующие неодушевленные предметы как живые существа.

Учащиеся зачитывают выполненное задание.

Анализ ответов учащихся самими учащимися.

Ответ дан полный. Олицетворения и эпитеты выделены правильно и обосновано.

III. Беседа (диалог) с учащимися.

Какие стихи Некрасова кроме этого вам запомнились?

Ответ ученика. “Перед дождём”, “Железная дорога”,

Мороз, Красный нос”.

Почему?

Ответ ученика. Только очень внимательный человек мог заметить красоту окружающей природы и словесно донести её прелесть читателям.

Какая единая тема звучит в этих произведениях?

Ответ ученика. В этих стихотворениях звучит тема божественной красоту окружающей природы.

Итог. Только очень хороший человек мог написать стихи, которые затронули нашу душу. Уметь слушать стихи и слышать – значит слышать душу поэта, работу его ума и сердца. Таков Некрасов – он любит и крестьянских детей, и природу родного края и всё, что его окружает. Иначе он бы не заметил красоту и выразительность серой, пасмурной погоды в стихотворении “Перед дождём”, скрытые для человеческого взгляда позолоты осени, бодрящей усталые силы здоровым, ядрёным воздухом в стихотворении “Железная дорога” и алмазное, жемчужное, серебряное царство Мороза – Воеводы в поэме “Мороз, Красный нос”.

Красоту и гармоничность природы можно передать не только словом, как это делают писатели и поэты.

Люди какой профессии тоже могут передать красоту природы?

Ответ ученика. Художники – красками, музыканты – нотами.

ТСО.

Прослушаем произведение известного композитора П. И. Чайковского из цикла “Времена года”.

Посмотрим на иллюстрацию художественного полотна И. И. Шишкина “Зима в лесу”.

Подумайте, какая тема объединяет все эти произведения.

IV. Сообщение темы урока.

Слово учителя.

Сегодня на уроке мы продолжим тему природы и познакомимся ещё с одним из произведений Некрасова “Дед Мазай и зайцы”.

V. Объяснение нового материала.

Проблемный вопрос. Какая основная мысль прослеживается в отрывке “Дед Мазай и зайцы”

Первичное выразительное чтение учеником. (Ученик-помощник).

Беседа по проблемным вопросам и анализ стихотворения. (групповая работа).

Ответ учащихся.

Я считаю, что в отрывке Некрасова “Дед Мазай и зайцы” основная мысль – это дружба деда Мазая и зайцев.

Мне кажется, что основная мысль заключается в том, как дед Мазай приходит на помощь к зайцам.

Я считаю, что основная мысль отрывка – доброе отношение деда Мазая к зайцам, потому, что я где-то читал, что доброта человека измеряется отношением любви к животным.

По моему глубокому убеждению, основная мысль – это описание природы в момент половодья.

Чтобы понять главную мысль этого отрывка, нужно разобраться в трудных словах и выражениях.

Самостоятельное прочтение текста самими учащимися.

Мы уже говорили о широкой и многогранной душе поэта. Данное произведение ещё раз подчёркивает внимательность поэта к окружающей действительности.

VI. Словарная работа. (работа в парах).

Задание для учащихся

Выделить трудные слова.

По мере возможности истолковать.

Слова: дичь, горемыка, силок, гурьбой, нахлынут, низменном крае.

О каком событии рассказал Некрасов в этом отрывке?

Ответ ученика. О страшном стихийном явлении – половодье.

А что такое половодье?

Работа со словарем. Половодье – весенний разлив реки от таяния снега.

Мы уже говорили о широкой и многогранной душе поэта. Данное произведение ещё раз подчёркивает, насколько поэт был внимателен ко всему, что окружает нашу действительность.

Анализ стихотворения.

От чьего лица ведётся рассказ о природе?

Ответ ученика.

Рассказ о природе ведётся от лица главного героя – деда Мазая.

Какой дед Мазай? Нарисуйте его словесный портрет.

Понравился ли он вам?

Чем?

Как бы вы поступили в данной ситуации?

Задание учащимся. Составить характеристику главного героя с опорой на текст по плану:

Внешний вид героя.

Действие деда при экстримальной ситуации.

Совет деда Мазая зайцам.

Отношение к природе.

Ответы учеников

VII .Рефлексия.

Основная мысль данного произведения – это

Что такое половодье.

Продолжить мысль деда Мазая: “Взял бы я вас, да…”

Перечислить добрые поступки деда Мазая.

VIII. Дифференцированное домашнее задание.

Выразительное чтение стихотворения или отрывок наизусть.

Выразительное чтение стихотворения + характеристика главного героя с цитатами из текста.

Написать сочинение на тему “Мы спасены!”

Во время поездки Некрасов и закончил поэму, которую посвятил вскоре своей сестре Анне Алексеевне. Полностью поэма была опубликована в «Современнике» в первых номерах за 1864 год. Она вызвала резко отрицательную реакцию славянофильской критики и глубокое сочувствие демократической критики. Признание выразил в своем письме сын декабриста Михаил Сергеевич Волконский: «Сейчас я прочел ваш Мороз. Он пробрал меня до кости и не холодом, – а до глубины души тем теплым чувством, которым пропитано это прекрасное произведение » В 1865 году Некрасов опубликовал в «Современнике» цикл стихотворений «О погоде», представляющих собой сатирическое изображение пореформенной российской действительности. В нем поэт дает исторически полную характеристику Петербурга 60-х годов с точки зрения революционера – демократа. В конце 60-х Некрасов создает цикл стихотворений, посвященных русским детям: «Дядюшка Яков», «Пчелы», «Генерал Топтыгин», «Дедушка Мазай и зайцы». «Дедушка Мазай и зайцы» имеет под собой реальную основу. «Дед Мазай, - писал М.М. Пришвин, - жил не только в воображении Некрасова, а действительно жил все время в Вежах, охотился с Некрасовым, спасал зайцев, а после него в этом же самом доме живут до сих пор его потомки».

Анализ стихотворения Н.А. Некрасова

«Дедушка Мазай и зайцы»

1. Представление учащимся картины И.И. Левитана «Большая вода», как способ формирования зрительного образа такого природного явления, как половодье. Беседа по картине, с целью развития речи детей при передаче своих художественных впечатлений при просмотре картины.

2. Первичное понимание идеи стихотворения (работа над его названием).

Краткая вступительная беседа о Некрасове.

По словам Н.А.Добролюбова, «любимейший русский поэт, представитель добрых начал в нашей поэзии, единственный талант, в котором теперь есть жизнь и сила». Посмотрите на портрет Николая Алексеевича Некрасова. Каким вы его себе представляете? Некрасов в детстве был шаловливым, веселым, озорным мальчиком. Он родился в богатой дворянской семье, но очень любил играть с детьми крестьян, купался с ними в речке, собирал в лесу малину, чернику, а зимой катался на санках. Жизнь поэта складывалась непросто. Поэтому и стихи у Н.А.Некрасова разные: веселые, если он пишет о детстве, серьезные, если он пишет о жизни народа, о Родине.

Сегодня мы познакомимся с новым стихотворением «Дедушка Мазай и зайцы».

О чем рассказывает вам название произведения?

3. Первичное чтение текста учителем.

4. Повторное чтение по картинам (по сюжету) с остановкой на «непонятных словах»;составление картинного плана с использованием набора сюжетных картинок.

Толкование слов развивает воображение, умение представлять детали картины (силки, багры, тягота, потеха, «лопочут ушами», ухнул и др. ).

5. Эпизодическое чтение, сопоставление отношения к зверькам Мазая и мужиков.Составление системы образов, рисование героев (читательская оценка поступков героя).

Чтение первой картины.

В каких словах Мазая слышится самый большой упрек мужикам? («Где у них совесть?»)

Что такое совесть?

Чтение второй картины.

Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев.

Как Мазай называет зайцев? О чем говорят эти слова?

Как характеризуют Мазая слова, с которыми он обращается к зайцам? (С юмором)

Чтение третьей картины.

Что значит слово «горемыка»?

Почему Мазай так назвал зайца?

Чтение четвертой картины.

Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.

Хотел ли Мазай посмеяться над зайчихой? Почему он так ее назвал?

Чтение пятой картины.

Какие чувства испытал Мазай, когда увидел зайцев на бревне?

Чтение шестой картины.

Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.

Как отнеслись односельчане, когда Мазай вез зайцев деревней?

Обиделся ли Мазай на эти замечания?

Выразительное чтение после разбора.

Чтение седьмой картины.

Подчеркните слова Мазая, которыми он называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.

(Смена ритма в тексте используется автором для передачи стремительности движений вместо размеренной речи старого человека. Темп чтения быстрый, живой, показывает беспокойство зайцев, которые увидели берег).

Чтение восьмой картины.

Подчеркните слова, которыми Мазай называет зайцев в этой картине. Прочитайте их.

Как сам Мазай говорит, почему он не бьет зайцев ни зимой, ни летом?

А как вы думаете? (Он их не бьёт не только весной, но и летом).

Перечитайте слова, которыми он называет зайцев.

7. Заключительная беседа по прочитанному.

Понимание идеи стихотворения.

Каким вы увидели деда Мазая? (Удивительный охотник, который не стрелял, а спасал зайчишек во время половодья).

Перечитайте строки, в которых раскрывается его характер.

И ещё следует обратить внимание детей на название стихотворения. Нигде в тексте не проявивший впрямую своего отношения к Мазаю, автор тут ласково называет его не дедом, а дедушкой, и всё потому, что этот охотник не убивает, а спасает в половодье гибнущих зайцев, то есть поступает по-человечески.

ма урока: "Н.А. Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы". Состав слова (повторение)"

Цели урока:

познакомить учащихся с отрывком стихотворения Н. А. Некрасова “Дедушка Мазай и зайцы”;

развивать умение понимать прочитанное, улавливать главную мысль произведенияж

cовершенствовать умения внимательно наблюдать за языком произведения, понимать образные выражения, используемые в немж

cовершенствовать умение разбирать слова по составуж

прививать любовь к окружающему миру, к природе, к животным.

Форма проведения урока: мастерская.

Оборудование: портрет Н. А Некрасова; тесты; жетоны; магниты; мел; лист оценки (2 шт.); загадки; цветная бумага для аппликации; клей; ножницы; альбомные листы; цветные карандаши; фломастеры.

План урока:

1. Организационный момент.

2. Постановка темы, целей урока.

- Сегодня, ребята, мы снова распахнули дверь в нашу мастерскую.

- Вспомните, что такое мастерская.

- Кто такие мастера?

- Что они делают в мастерской?

- Догадались ли вы, что мы будем делать с вами в мастерской по наличию предметов на столах?

- Работать будем по группам. Девиз у нас такой: “Все помогают каждому, каждый помогает всем”.

(Даю задания по группам.)

На столах у вас лежат загадки, ребусы. Среди них есть лишняя загадка – будьте внимательны. Вам нужно их отгадать и составить название произведения.

1 группа.

2 группа.

1). Кто любит морковку
И прыгает ловко,
Портит в огороде грядки,
Удирает без оглядки? (Заяц.)

1). Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая - для лета,
Шуба для зимы – другого цвета. (Заяц.)

2). Лейся, дождь, веселей,
Мы с тобой дружим.
Весело нам бегать
Босиком по… (лужам.)

2). Вяжет мама
длинный шарф,
Потому что сын… (жираф.)

3). Дед + ушко = существительное ед.ч., м.р.

(Дедушка.)

Догадались, о каком произведении идет речь?

Сегодня мы прочитаем отрывок стихотворения Н. А. Некрасова

(показываю портрет поэта) “Дедушка Мазай и зайцы”. Поучимся понимать выражения, используемые в нем, пронаблюдаем за языком произведения. А также повторим разбор слова по составу.

3. Работа над новым материалом.

1).Подготовительная работа.

Мы прочитали с вами первую часть стихотворения, которой нет в учебнике.

Кто запомнил, было ли то, о чем пишет поэт или это выдумка?

Как поэт и Мазай оказались в сарае?

(Н. А. Некрасов и Мазай встретились на охоте. Пошел дождь и они, увидев какой-то сарай, спрятались в нем.)

Что особенного было в деревне, где жил Мазай?

(Домики в ней на высоких столбах, вода весной прибавляется буд-то в Венеции.)

А кто запомнил о Венеции? (Город, в котором вместо улиц вода и люди переправляются на лодках – гондолах, а управляют лодками гондольеры.)

Что вы узнали о самом Мазае? (Дедушка Мазай был вдов, бездетен, имеет внука. Мазай – охотник.)

Над чем поэт “хохотал от души”? (Поэт хохотал над рассказами об охотниках.)

2). Речевая разминка.

а). Прочитайте пословицу, меняя логическое ударение. Найдите правильный вариант чтения. (Пословица написана на доске.)

Делу время, потехе час.

б). Прочитайте скороговорку, обращая внимание на подчеркнутые буквы. Тренировка концентрации внимания. (Задание написано на доске.)

У меле Зай мпенол ки джгшорп Бу рое бы про за апвук бо джрое ле лдоаапр ли дломис зу оленйж бы жбюь.

- Чем похожа скороговорка со стихотворением? (В скороговорке говорится о зайце и в стихотворении говорится о зайцах.)

3). Первичное чтение учащимися подготовленными заранее.

а). Проверка понимания:

- О каком интересном случае рассказал Мазай поэту?

- Когда произошел этот случай? (Весной.)

б). Словарно – лексическая работа.

- В стихотворении очень много слов, непонятных вам выражений.

На доске: Багор – шест, длинная палка с металлическим крюком и острием;

Гуторить – разговаривать;

Половодье – разлив реки;

Гинут – гибнут;

Аршин – старинная русская мера длины, равная 71 см;

Сажень – старинная русская мера длины, равная трем аршинам;

Зипун – крестьянский кафтан из грубого толстого сукна. Сукно – ткань. Кафтан – одежда. (Показываю картинку.)

Дали стречка – убежали;

Измокли – промокли;

Силки – небольшая сетка.

4. Физкультминутка.

- Все эти слова вы должны понять, так как будете осознанно читать стихотворение, а пока разминка.

Зайка.

Скок – поскок, скок – поскок,
Зайка прыгнул на пенек.
В барабан он громко бьет,
В чехарду играть зовет.
Зайцу холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.

Лапки вверх, лапки вниз,
На носочки подтянись.
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок
А затем вприсядку,
Чтоб не мерзли лапки.

4). Повторное чтение текста про себя. Подготовка к анализу стихотворения. Найти ответы на вопросы.

(Вопросы даны каждой группе перед повторным чтением.)

5). Анализ произведения.

- Как относится Мазай к своим односельчанам – охотникам? (Он их осуждает.)

- Почему осуждает? За что? (Осуждает за ловлю зверей силками, за истребление дичи в больших количествах, так как он сам добрый человек, любит природу. Дедушка Мазай хоть и охотится, но разумно.)

- Видна ли любовь к животным в речи Мазая?

- Как он называет зайцев? Выборочное чтение.

(Бедные зверьки, зайцы мои, команда косая, зайчики, зайчишки, плуты косые.)

- Какова главная мысль Н. А. Некрасова в стихотворении “Дедушка Мазай и зайцы”? (К природе нужно относиться бережно, надо ее любить.)

-Какие способы художественного изображения использует поэт в стихотворении? (Использует тропы.)

- А что вы понимаете под словом тропы? (Эпитет, метафора, сравнение, гипербола.)

Задание 1 группе: найти в стихотворении эпитеты, гиперболы.

Задание 2 группе: найти в стихотворении метафоры, сравнения.

(Учащимся дается время на подготовку задания.)

- Как описывает поэт природу?

- А как вы относитесь к природе?

- Как бы вы поступили на месте Мазая?

- Понравился вам рассказ? Почему?

5. Разбор слов по составу.

- В речи мы часто употребляем слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Например, суффикс –ушк- в слове зимушка или суффикс –ишк- в слове ребятишки. Встречаются и другие уменьшительно – ласкательные суффиксы.

- Как вы думаете, какую роль играют слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами? (Слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами подчеркивают милое, доброе отношение автора к героям. Показывают, какие добрые и вежливые были герои. Помогают определить размер героев.)

-Выпишите существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами и разберите их по составу.

(Учащиеся работают в группах.)

(Ребята выписали и разобрали по составу слова: островок, островочек, дедушка, зайчики, столбик, зайчишко, ребятишки, зверишки.)

6. Итог урока. Рефлексия.

1).Ответы на вопросы.

- Какие мысли и чувства вы пережили сегодня, читая стихотворение?

- Каким вы представили себе Мазая?

- Это стихотворение грустное или веселое?

- Что могло случиться с зайчатами?

- Для чего поэт написал это стихотворение? (Чтобы мы бережно относились к природе.)

- Над чем вы задумались, когда прочитали стихотворение?

2). Игра – тест.

Чтобы проверить как вы внимательно читали стихотворение, немного поиграем.

В нашем болотистом, низменном крае
Впятеро больше бы дичи велось,
Кабы сетями ее не ловили,
Кабы
граблями ее не давили;
Только уселась команда косая,
Весь
городочек пропал под водой…
“То-то! – сказал я. – Не спорьте со мной!
Слушайтесь,
мальчики, деда Мазая!
Только что начал работать веслом,
Глядь,у куста копошится
крольчиха…
Смотрят, на задние лапы встают,
Весла
качают, грести не дают…
Мы за деревней
в кустах очутились.
Тут мои зайчики точно сбесились…

3). Творческая работа. (Предлагается учащимся составить аппликацию или проиллюстрировать один из понравившихся эпизодов стихотворения.)

Выставление оценок в “Лист оценок”. Командирам групп предлагается прокомментировать работу учащихся в своей группе.

7. Домашнее задание.

Перечитать с 242 – 244, разделить текст на части, подготовиться к пересказу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: