Невозможность абсолютной свободы. Почему свобода не может быть абсолютной


Абсолютная свобода

П р о л о г.

Свобода

Что же такое свобода? О ней так много говорят, но мало кто её видел.
Свобода витает в умах человечества ещё с самых ранних времён. Мифы Древней Греции были проникнуты этим возвышенным чувством. Свобода для них была ценнее жизни, выше любви. Как яростно и самоотверженно они боролись за эту прекрасную и недостижимую Свободу! И всё новое время кипело этой высокой идеей освобождения человечества от рабства, крепостничества и грубых средневековых устоев.
Тема свободы была актуальна всегда. И сейчас она живёт и будоражит умы миллионов. За свободу страдали, убивали и погибали. Этот вечный символ безграничности свежего, чувственного полёта над проблемами бытия навсегда закрепился в подсознании человека. Государство и человек, Бог и человек, Судьба и человек – и сейчас эти проблемы занимают умы прогрессивной, думающей части населения нашей планеты.
А теперь мы постараемся разобраться ради чего, собственно, я всё это написал.
Вот какие определения свободы даются в толковых словарях:
1. Свобода в философии – возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.
2. Отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов.
3. Вообще отсутствие каких-либо ограничений в чем-либо.
4. Состояние того, кто не находится в заключении, в неволе (т.е. находится на свободе).
Перед нами четыре определения свободы, которые употребляются в разных сферах существования человека.
В философии свобода приравнивается к возможности проявления своей воли (некая квинтэссенция свободных проявлений разумного человека). Здесь свобода предстаёт как одна из высших ипостасей человеческого разума, способного осознать законы развития природы и общества. По этой теории людей, способных оторваться от грешной ничтожности земной литосферы и ворваться в высший круг небесных светил, наверное, очень мало. Поэтому эта свобода доступна лишь немногим избранным.
В политической, общественной жизни свобода предстаёт как отсутствие элементарных, естественных ограничений, таких как свобода слова, печати, личности, мысли, совести и других миметивных определений. Свобода в этом аспекте равноценна правам, которые гарантирует нам демократическое государство.
В неком локальном мире, например, в семье, за свободу нередко принимается анархичное, эгоистичное отрицание прав и обязанностей, заложенных в этой структуре. Во главу угла ставиться свобода личности, возведённая до абсолюта и, порой, доведённая до абсурда.
Дети, как самая свободолюбивая часть общества, тем не менее, всегда ограничены всевозможными,нет”. И эти несчастные, молодые, сочные идеями и мыслями создания, порой идут на саморазрушение во имя достижения безграничной сущности неба.
И, наконец, просто каждый человек в отдельности сознаёт свою свободу хотя бы в том, что он на свободе… И волен, в определённых рамках, делать всё, что ему заблагорассудится.
Делая расшифровку этих флюктуационных стереотипов свободы, я пришел к очень интересной закономерности. Она заключается в том, что во всех определениях свободы отсутствует её абсолютная масштабность, т.е. все они чем-нибудь ограничены. В философском понимании, свобода ограничена высшим осознанием законов природы и общества. В политическом понимании – государством. В локальном (семейном) – ответственными и нравственными взаимоотношениями. В личностном понимании – совокупностью всех этих (и не только) ограничений.
Итак, что же получается? Миф о свободе, как о безграничном полёте человеческого сознания, рушится на глазах.
В связи с этим возникает другой вопрос: существует ли другой логический субстрат, имеющий наибольшую власть, наибольшую масштабность по отношению к всеобъемлемости свободного,я”? Существует ли абсолютная свобода? Нужна ли она?

Абсолютная свобода.

Наш мир – это упорядоченная схема событий, взаимосвязанных друг с другом. Из одного вытекает другое, из другого третье. Если ты написал письмо, то совершенно логично, если ты пойдёшь и купишь конверт. Если ты долго не спал, то тебя тянет ко сну, а если ты при этом никак не можешь уснуть, то значит, тебе что-то мешает. События не берутся из ни чего, их рождает взаимопроникающая связь сопутствующих обстоятельств. На первый взгляд некоторые события кажутся незначительными, но, в итоге, они же могут оказаться решающими.
Мы живём в относительно демократическом обществе. Государство гарантирует нам различные права: на жизнь, собственность, свободные выборы и т.д. И мы полностью уверены, что только это и нужно для нашей абсолютной свободы: я сам себе хозяин, лишь бы мне не мешали…
Однако в этом кроется глубокое заблуждение. Те естественные и демократические свободы, которые мы получаем от общества, в сущности, ничтожны перед настоящей, глобальной проблемой свободного существования.
Следующее наше заблуждение заключается в том, что мы представляем,абсолютную свободу” как некую анархию. Нет правительств, нет подчинённых и начальников, никто ни за что не отвечает, все ровны и вольны в своих действиях.
На самом же деле,абсолютная свобода” – это вековая бесконечность. С одной стороны она лежит за пределами нашего понимания, а с другой стороны – это видимый беспредельный образ жизни.
Что включает в себя это понятие? Это полное отрицание каких-либо взаимосвязей. ,Абс. св.” не подчиняется логике и здравому смыслу. Это нечто спонтанное и непостоянное. Не только другие не понимают, почему ты это делаешь, но и ты сам этого не понимаешь, потому что,абсолютная свобода” – это не только свобода от режима, общества и людей, но это и свобода от самого себя.
Всё происходит безраздумно и бесцельно. Здесь нет рамок, запретов и заборов. Душа открыта, как прозрачное стремление ветра. Мысль прилетает и улетает, возвращается и не остаётся.
,Абсолютная свобода” – это когда ты сам не знаешь, что ты сделаешь через секунду. Ты не подчиняешься никому, но и сам себе ты не принадлежишь.
А теперь возникает совершенно логичный вопрос: тогда на кой ляд она нужна, если ты сам не понимаешь, чего ты хочешь?!
Если рассуждать разумно и подходить ко всему с прагматической точки зрения, то это, конечно же, полная чушь… Но для человека творческого и безнаправленного это выливается в более сложную проблему. Это выбор каждого. Способен ли он пожертвовать всем ради всего?
Но одно предельно ясно: эта эйфорическая мечта о полной независимости бытия в реальном мире нереальна. Поэтому, выбирая путь свободы, мы неожиданно осознаём, что только самоубийство является дорогой к этой независимости… Готовы ли вы пожертвовать тем, что есть на то, что, возможно, будет? Так, что подумайте, прежде чем сделать шаг по направлению к оазису. Ведь это может оказаться всего лишь мираж…

Абсолибрестика

Итак, мы выяснили, что «абсолютная свобода», в человеческом обществе невозможна. Что легко доказуемо элементарным примером. Даже если человек осознал эту проблему и решил пойти по пути абсолютной не подчинённости бытовым сжатиям, всё равно он обречён на провал. Ведь мы так устроены, понимать все, что мы делаем. И если этот человек всё-таки изменил обычный ход событий, разорвал оковы, разъедающей мозг субстанции и, например, по загадочному провидению, вдруг остановился посреди площади и к изумлению одноклеточной толпы, закричал: «Неисповедимы пути Господни!». Мало того, что этому событию могут быть даны совершенно рутинные объяснения, типа того, что его заставили это сделать, или он настолько был заключён в свои мысли, что не заметил всей этой окружающей кутерьмы и т.д. Но даже если брать совсем невероятный поворот событий, что этот человек обладает даром «абсолютной свободы», и он сделал этот поступок совершенно безраздумно, бесцельно, не понимая даже, что выйдет в данный момент из его уст, всё равно в его мыслях должен был вначале провинтится этот вариант, а потом уже получился бы результат. Он должен был, к примеру, подумать: «А не совершить ли мне чего-нибудь такое необыденное, антиразумное». И если у него хоть на долю секунду зародилась такая мысль то – это уже логика, уже разум.
Таким образом, получается, что «абсолютная свобода» совершенно бесполезна в разумном, хотя и плохо продуманном, но предопределённом мире. Тогда возникает совершенно логичный вопрос, что же я так упорно о ней пишу, на кой она мне сдалась, если это лишь красивая сказка. Так я вам скажу: просто это магическая, абиссальная свобода нашла отображение в моём постконструктивном уме, и выродилось в литературное направление. Я назвал его – «абсолибрестика» (лат. Absolutes неограниченный, безусловный, liberty, свобода). Теперь попробуем посмотреть чем же всё-таки характеризуется этот аберрационный стиль.
Во-первых, это совершенная свобода в выборе стиля, языка и архисюжетной линии. Безграничная свобода мыслить, как велит ум и сердце. Постоянное совершенство собственной личности и языка, которым ты выражаешь свой индивид. Усложнение и раскрепощения слова. Конструирование собственных словосочетаний, путём скрещивания уже существующих слов.
Во-вторых, это постоянно бесструктурный поток вибрирующей константы. Мысль, рождающаяся в рассудительной голове мудрого человека, никогда не может быть прямолинейной и односторонней. Этот человек всегда подходит к проблеме с разных сторон, взвешивает все «за» и «против» и мучительно рождает свой многоплановый ответ. И поэтому мысль постоянно перескакивает с тезиса на антитезис, с аргумента на контраргумент. Многоликий поток мысли – это постоянное колебание пульса, который никогда не остановится. Поэтому и в книге происходят бесконечные движения пульсирующего скачка волосатого умовозлияния. Что вытекает в непрекращающийся процесс перемещения темы, времени и пространства.
В-третьих, это набор чётко слаженных, общерастекающихся метафор. Превращение элементарного события в божественные закономерности.
В-четвёртых, это использование, так называемых, слов «раздрожителей», которые бы сбивали привычный ход текста, возвращали читателя к жизни, заставляли задумываться над происходящим. Жизнь – это не монотонные красивости, это парадоксальные несоответствия, это то, что приводит нас в ступор, что шокирует и удивляет, - вот, что такое жизнь.
В-пятых, это не бессмысленный набор отрывков человеческого сознания, а строгое понимание той мысли, которую хочешь воспроизвести на бумаге. Внешний хаос, заменятся на сознательную внутреннюю подкладку.
В-шестых, это неудержимый призыв к отрешению от обыденности и стандартномыслению. Это отвлечение от банальных истин и стандартных изощрений. Это нечто большее, чем просто выверт, больше чем попытка выделиться, это то, что роднит нас со своей душой. А душа у каждого индивидуальна и неповторима, надо уметь слышать свою душу, ни сердце, ни разум, а свою душу!
Вот, примерно, те черты, которыми можно охарактеризовать этот стиль. А сей час, я хотел бы привести пример подобного направления:

Пелена беспорядка.

Сонная пелена разноцветного беспорядка окутала серую бесконечную землю. Всё растаяло и утонуло в беспредельной сонливости ночного сознания. Наступили хмурые осенние дни, голодные и бесстрастные.
Мир, уходящий в беспространственную спячку, давал понять, что жизнь не терпит изменений. Всему живому нужен определённый, выверенный временем отдых. И человек не сможет существовать, если он не будет иметь моральную базу для пребывания. В жизни, похожей на утренний отблеск солнца, всё проходит и улетает в слепую даль. Наша же цель в этом круговороте солнечных отблесков, заключается в том, чтобы ловить эти мгновения и запечатлевать их на табличках времени.
Мы, тормознутые и недалёкие, никак не можем понять этой простой истины. Нельзя жить ради сиюминутного блаженства, а нужно отражать эти мгновения в ранг бесконечности, и только тогда мы увидим истину.
Утомлённые хаотичной беспорядочностью люди, начиная строить свои схемы и планы, приучаются обманывать собственную природу. Хотя для первых людей, на мой взгляд, была свойственна спонтанность и неоднозначность. Эти первые разумные существа обладали даром,абсолютной свободы”, которая недоступна современному обывателю.
Причина, отдаляющаяся от следствия и уничтожающая подкорковую трезвость, выходит с другой стороны понимания, и оборачивается в непонятную схему противоречий и недосказок.
Объединяя этот поток антилогических высказываний, я хотел бы сказать, что неважно как писать, неважно, что тебе после этого скажут, важно только то, что ты пишешь, и что из этого получится.

Э п и л о г

Возможно, Вы спросите меня: - ,Зачем всё это? Ради чего нужны все эти корявые, гидраденитные предложения? Весь этот натянутый пафос? Это стремление выделиться, создав новый стиль и обрушив на читателя массу непонятных слов и словосочетаний? Зачем это всё?”
…А зачем жить? Зачем что-то делать, к чему-то стремиться? Всё равно, в большинстве случаев, это лишь пустая трата времени и сил. А зачем вообще время? К чему ограничивать себя какими-то ничтожными отрезками бытия? …Чтобы не потеряться? Да ладно, все мы там будем…
Зачем я писал всё это? Этот вопрос можно поставить в ряд с теми, которые я только что перечислил. Да ни зачем! Просто если я мыслю, значит, я существую, а значит, это кому-нибудь нужно!
Постмодернисты считают, что всё уже было. Всё, что они скажут или придумают, всё было давно уже за них сказано. Их главная цель – это сконструировать из всего того, что было, то, что будет. Из старых идей сложить некий пазл, чтобы получилась красивая картинка. Я же думаю, или, по крайней мере, надеюсь, что ещё осталась неизведанная земля, тот необитаемый остров, куда не ступала нога человека. И я пытаюсь найти его. Да, возможно, те черты, которые я перечислил, характеризуя мой стиль, так же не новы. Пусть это тоже где-то было, но я хоть попытался…
Сейчас начало 21-го века, но слышали ли Вы хоть одного русского автора, который потряс мир, или хотя бы Россию, который взбудоражил бы сознание русской интеллигенции? Пелевин? Пригов? Кнышев? Акунин? Ну же, смелее! Может быть я кого-нибудь пропустил?!
Если даже и пропустил, то их разве можно сравнить с теми личностями, которых породило начало 20-го века: Сологуб, Гумилёв, Цветаева, Мандельштам, Блок, Бунин и т. д.
Тогда всё кипело, множилось, расцветало. А сейчас наоборот: гниёт, обезличивается, угасает.
Вот и мне хочется вернуться в то подвижное, разъедающее статику время. Вдохнуть воздух свободы… Поэтому я и написал этот очерк, эссе, как угодно.
И ещё одна мысль, которую я отметил в ходе работы над данной проблемой. Нет ничего абсолютного. Я не признаю таких слов, как,всё”,полностью” и,всегда”. Потому что наша жизнь тем и замечательна, что полна различных исключений. Если бы всё было гладко, однолинейно, однобоко, то не было бы смысла жить. А так как мир не подвластен определённым планам и схемам, то и остаётся место для мыслей, чувств и переживаний.
Таким образом, получается, что всё в мире относительно. Между этой бесконечной относительностью и конгломератом жизненных проявлений находится человек. На него воздействует и то и другое, но он ни то, ни другое. Он Человек.

Всего Вам доброго, господа!

Словарь

Аберрация [лат. Aberratio отклоняться] – искажение изображений, получаемых в оптических системах.
Всякое отклонение от нормы в строении или функции.
Абиссальный [ гр. abyssos бездонный ] – глубоководный.
Гидраденит [ гр. Hidros пот + аденит ] – гнойное воспаление потовых желёз.
Квинтэссенция [ лат. Quinta essentia пятая сущность] – 1) в античной философии – эфир, пятый элемент, основной элемент небесных сил, противополагавшийся четырём земным элементам (воде, земле, огню и воздуху)
2) самое главное, важное, наиболее существенное.
Конгломерат [ лат. Conglomeratus собранный, скопившийся] – механическое соединение чего-л. разнородного, беспорядочная смесь.
Миметизм [гр. Mimetes подражатель] – сходство внешнего вида или поведения неядовитого или съедобного животного с животным другого вида, ядовитым, несъедобным или защищённым иным образом от врагов.
Спонтанный [ лат. Spontaneus самопроизвольный] – вызванный не внешними воздействиями, а внутренними причинами; самопроизвольное, неожиданное действие.
Субстанция [ лат. Substitutio сущность ] – 1) материя в единстве всех форм её движения.
2) неизменная основа, сущность вещей и явлений.
Субстрат [ лат. Substratum подстилка, подкладка ] – общая материальная основа всех процессов и явлений; основание, носитель субстанция.
Флюктуация [ лат. Fluctuatio колебание ] – случайное отклонение величины (=колебание).
Эйфория [ гр. Euphoria eu хорошо phero переношу] – неоправданное реальной действительностью благодушное, повышенно-радостное настроение.
Куповых Дмитрий Олегович

1 группа.

ПОЧЕМУ НЕВОЗМОЖНА АБСОЛЮТНАЯ СВОБОДА

Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. К примеру, кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Включив на полную мощность магнитофон, человек осуществил свое желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время.
Именно поэтому во Всеобщей декларации прав человека, где все статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других.
Рассуждая о невозможности абсолютной свободы, обратим внимание еще на одну сторону вопроса. Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения. Широко известно выражение «буриданов осел». Французский философ Буридан рассказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осел умер от голода. Еще раньше аналогичную ситуацию описывал Данте, но говорил не об ослах, а о людях: «Поставленный между двумя блюдами, одинаково удаленными и одинаково влекущими, человек скорее умрет, чем, обладая абсолютной свободой, возьмет в рот одно из них».
Абсолютно свободным человек быть не может. И один из ограничителей здесь - права и свободы других людей.

Вопросы к группе 1.

1.как вы думаете, был ли человек когда-либо на протяжении существования человечества свободен?

2. Хотели ли вы быть абсолютно свободными людьми?

3.Определите причины невозможности абсолютной свободы

4. Сформулируйте принцип ограничения свободы человека, в котором начало фразы звучит таким образом:"Моя свобода заканчивается там, где....."

5. Как вы понимаете притчу о Буридановом осле?

2 группа

СВОБОДА КАК ПОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ

Так трактовали свободу многие философы - Б. Спиноза, Г. Гегель, Ф. Энгельс. Что же стоит за этой формулой, ставшей почти афоризмом? В мире есть силы, действующие непреложно, неотвратимо. Эти силы влияют и на деятельность человека. Если эта необходимость не осмыслена, не осознана человеком, он ее раб; если же она познана, то человек обретает «способность принимать решение со знанием дела». В этом и выражается его свобода воли.

Но что же это за силы, какова природа необходимости? На этот вопрос даются разные ответы. Одни усматривают здесь Божий промысел. Им предопределено все. В чем же состоит тогда свобода человека? Ее нет. «Предвидение и всемогущество Божие диаметрально противоположны нашей свободной воле. Все будут вынуждены принять и неизбежное следствие: ничего мы не совершаем по своей воле, а все происходит по необходимости. Таким образом, мы ничего не делаем по свободной воле, но все в зависимости от предвидения Божьего», - утверждал религиозный реформатор Лютер. Такую позицию отстаивают сторонники абсолютного предопределения. В противоположность этому взгляду другие религиозные деятели предполагают такую трактовку соотношения Божественного предопределения и свободы человека: «Бог задумал Вселенную так, чтобы все творение имело бы великий дар - свободу. Свобода прежде всего означает возможность выбора между добром и злом, причем выбора, данного самостоятельно, на основе собственного решения. Конечно, Бог в одно мгновение может уничтожить зло и смерть. Но при этом Он одновременно лишил бы мир и свободы. Мир сам должен вернуться к Богу, поскольку сам от Него отошел».
Понятие «необходимость» может иметь и иной смысл. Необходимость, считает ряд философов, существует в природе и обществе в виде объективных, т. е. независимых от сознания человека, законов. Иначе говоря, необходимость есть выражение закономерного, объективно обусловленного хода развития событий. Сторонники этой позиции, в отличие от фаталистов, конечно, не считают, что все в мире, особенно в общественной жизни, жестко и однозначно определено, они не отрицают наличие случайностей. Но общая закономерная линия развития, отклоняемая случайностями в ту или другую сторону, все равно пробьет себе дорогу. Обратимся к примерам. Известно, что в сейсмоопасных зонах периодически происходят землетрясения. Люди, не знающие этого обстоятельства или игнорирующие его, возводя свои жилища в этой местности, могут быть жертвами опасной стихии. В том же случае, когда этот факт будет учтен при строительстве, например, сейсмоустойчивых зданий, вероятность риска резко уменьшится.
В обобщенном виде представленную позицию можно выразить словами Ф. Энгельса: «Не в воображаемой независимости от законов природы заключается свобода, а в познании этих законов и в основанной на этом знании возможности планомерно заставлять законы природы действовать для определенных целей».
Таким образом, трактовка свободы как познанной необходимости предполагает постижение и учет человеком объективных пределов своей деятельности, а также обусловленное развитием знаний, обогащением опыта расширение этих пределов.

Вопросы к группе 2.

2.Как вы понимаете смысл этого высказывания?

3. Какова природа необходимости. Какие ответы на этот вопрос давали:

а) сторонники абсолютного предопределения фатализма)

б)религиозные деятели другого направления

В)философы, отрицающие фатализм.

4. Сторонники первой позиции исходят из акта Божественного творения жизни на Земле. Остается ли при таком понимании необходимости место для свободной воли человека?

группа 3

СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Рассмотрим еще одну ситуацию. Современное общество предоставляет человеку разнообразные средства, помогающие избавиться от угнетенного, депрессивного состояния. Среди них есть и такие (алкоголь, наркотики), которые неумолимо разрушают человеческий организм. Делая свой выбор, человек, который знает о такой опасности, может пренебречь этим, но тогда его неминуемо ждет расплата, причем платить придется самым дорогим - собственным здоровьем, а иногда и жизнью.
Иначе говоря, подлинно свободный человек не будет рабом своих сиюминутных настроений и пристрастий. Он изберет здоровый образ жизни. В данном случае, помимо осознанной опасности, человека побуждают действовать так, а не иначе и определенные общественные условия. Существуют нормы морали и права, традиции и общественное мнение. Под их влиянием и складывается модель «должного поведения». С учетом этих правил человек поступает и действует, принимает те или иные решения.
Отклонение человека от установленных социальных норм вызывает, как вы уже знаете, определенную реакцию со стороны общества. Негативное отклонение вызывает социальные санкции, т. е. наказание за неодобряемые действия. Такое наказание еще называют ответственностью человека за свою деятельность и ее последствия. (Вспомните, в каких случаях наступает уголовная, административная, материальная и другие виды ответственности.)
Но понятие «ответственность» связано не только с внешними формами воздействия на человека, ответственность выступает важнейшим внутренним регулятором его деятельности. Тогда мы говорим о чувстве ответственности, долга. Оно проявляется прежде всего в сознательной готовности человека следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих, принимать санкции в случае допущенных нарушений.
Как показывают исследования психологов, большинство людей склонны принимать на себя ответственность за свои действия. Однако возникают ситуации, когда чувство ответственности притупляется. Так, человек в толпе способен на такие действия - оскорбительные выкрики, сопротивление представителям правопорядка, различные проявления жестокости и агрессии, которые он никогда бы не совершил в иной обстановке. В данном случае влияние оказывает не только массовость выступлений, но в первую очередь анонимный характер деятельности людей. В такие моменты ослабляются внутренние ограничители, снижается беспокойство по поводу общественной оценки. Формируя у себя чувство ответственности, человек защищает себя от деиндивидуализации, т. е. превращения в безликое существо с пониженным самосознанием.

Вопросы к группе.3.

1. Как соотносится между собой понятия два понятия как "свобода" и "ответственность".

2.что такое ответственность? Представьте себе, что вы оказались участниками спора между двумя молодыми людьми. один утверждает,:"Ответственность-это мера принуждения, внешнего воздействия". Другой говорит:"Ответственность -это сознательное чувство, готовность человека сознательно следовать нормам закона и морали ".Чью бы сторону вы бы заняли? Почему?

3. А каково ваше отношение к этим понятиям? Как поступаете вы в повседневной жизни? почему?

4. к чему может привести неограниченная свобода выбора?


  • Наш выбор может быть осознанным и неосознанным. Давайте рассмотрим ситуацию осознанного выбора. Скажите, что вы могли бы сейчас делать, если бы вам не нужно было идти на этот урок? А что заставило вас прийти сюда? Насколько осознан и насколько свободен ваш выбор? Осознанный выбор не всегда является верным. Человек может пить, курить, употреблять наркотики. Это выбор осознанный? Свободный? (Выбор свободный, но влечет за собой несвободу, зависимость). Но выбор всегда остается за человеком!

  • Выбор всегда сложен, так как он несет ответственность. Скажите в условиях сложности выбора на кого вы перекладываете ответственность?

  • . Вот в наш век, считают ли они, что вся информация представленная в интернете, находится для них в свободном доступе. Если да, то хорошо ли это? может ли человек называться более свободным, когда владеет информацией. Если нет, хорошо ли это, то что некоторые факты скрыты от нас, в частности например он них, от детей.
группа 4.

«СВОБОДА ОТ» ИЛИ «СВОБОДА ДЛЯ»

Задумаемся над тем, какого человека мы обычно считаем свободным. Первое, что приходит на ум, - это тот, кого не принуждают к чему-либо, не заставляют делать то, что ему не хочется, над которым нет гнета обстоятельств. «Сегодня я свободен, потому что мне не нужно бежать к репетитору»; «Я хочу снять квартиру, чтобы освободиться от опеки родителей и почувствовать себя наконец свободной» - можно привести еще немало фраз и высказываний, в которых проявляется именно такое понимание свободы.
Однако философы полагают, что это только исходный пункт свободы. Подлинное освобождение начинается с самоограничения. «Свобода для» - это добрая воля, подчиненная нравственному закону. Человек свободным усилием предотвращается от зла и поворачивается к добру. И. Кант считал, что такой свободный выбор стоит выше природной необходимости.
Таким образом, мы с вами перешли от рассмотрения внешних ограничителей свободы к внутренним запретам, которые человек устанавливает для себя. «Ни похвалы, ни порицания, ни почести, ни наказания не будут справедливы, если душа не обладает способностью стремиться и сопротивляться и если порок непроизволен», - утверждал христианский богослов III в.

Главное не в том, каковы внешние обстоятельства жизни человека. Важнее другое: как они преломляются в его сознании, как человек проецирует себя в мир, какие цели перед собой ставит, какой смысл и значение придает окружающей действительности. Именно это предопределяет выбор из многообразия возможных вариантов поведения. Отсюда некоторые современные философы делают вывод: человеческая деятельность не может получать своей цели извне, ничто внешнее по отношению к сознанию не может его мотивировать, человек совершенно свободен в своей внутренней жизни.
Подлинно свободный человек сам выбирает не только поступок, но и его основания, общие принципы своих действий, которые приобретают характер убеждений. Такой человек даже в условиях прогрессирующего вырождения человеческого рода или при полной стабильности деспотического или тоталитарного режима в своей стране не дойдет до состояния духовного упадка и будет действовать так, как будто отстаиваемые им принципы обязательно восторжествуют в будущем.
Критики подобной позиции считают, что если каждый будет искать основы своего поведения лишь в соответствии с собственными побуждениями без учета общепринятых ограничений и запретов, то общество утратит свою целостность и людей ожидает хаос: вместо желаемой свободы они получат полный произвол.
А какова ваша точка зрения? Какая из этих позиций и почему вам представляется правильной?

Вопросы к группе 4

1. Составьте словесный портрет свободного человека. Опишите, каким будет этот человек.(походка, движения, мимика. речь и т.д.)

2. что такое свобода "от" и свобода"для" в чем отличия этих подходов в трактовке категории свободы?

4. Вспомните ситуации из своей собственной жизни, когда вы ушли от выбора (не сделали выбор). По каким причинам? На кого вы переложили эту ответственность и почему? Ощутили ли вы последствия этого решения?

ПОЧЕМУ НЕВОЗМОЖНА АБСОЛЮТНАЯ СВОБОДА

Свобода в деятельности человека

Свобода личности в различных ее проявлениях выступает сегодня важнейшей ценностью цивилизованного человечества. Значение свободы для самореализации человека было осмыслено еще в древние времена. Стремление к свободе, освобождению от пут деспотизма, произвола пронизало всю историю человечества. С особой силой это проявилось в Новое и Новейшее время. Все революции писали слово «свобода» на своих знаменах. Мало кто из политических лидеров и революционных вождей не клялся привести руководимые ими массы к подлинной свободе. Но хотя подавляющее большинство заявляло о себе как о безусловных сторонниках и защитниках свободы личности, смысл, вкладываемый в это понятие, был различным. Категория свободы является одной из центральных и в философских исканиях человечества. И как политики окрашивают это понятие в разные цвета͵ подчиняя нередко его своим конкретным политическим целям, так и философы подходят к его осмыслению с разных позиций. Попробуем разобраться в разнообразии этих трактовок.

Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Прежде всœего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. К примеру, кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Включив на полную мощность магнитофон, человек осуществил свое желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время. Именно в связи с этим во Всеобщей декларации прав человека, где всœе статьи посвящены правам и свободам личности, в последней, содержащей упоминание об обязанностях, говорится, что при осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые имеют своей целью обеспечить признание и уважение прав других. Рассуждая о невозможности абсолютной свободы, обратим внимание еще на одну сторону вопроса. Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения. Широко известно выражение «буриданов осœел». Французский философ Буридан рассказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осœел умер от голода. Еще раньше аналогичную ситуацию описывал Данте, но говорил не об ослах, а о людях: «Поставленный между двумя блюдами, одинаково удаленными и одинаково влекущими, человек скорее умрет, чем, обладая абсолютной свободой, возьмет в рот одно из них». Абсолютно свободным человек быть не может. И один из ограничителœей здесь - права и свободы других людей.

Уроки 38-40. Свобода в деятельности человека

Цели и задачи: объяснить понятия и термины: «свобода», «свобода выбора», «необходимость», «ответственность», «свободное общество», «деиндивидуализация», «предопределение»; ознакомить

с ролью свободы и необходимости в человеческой деятельности; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся.

Тип урока: урок-проблема.

Ход урока

I. Организационный момент

Сели ровно, ноги поставили прямо, спину выпрямили, учебники все положили на правую сторону, ручку — на левую, дневник лежит под учебником, никто не поворачивается, все должны неотрывно

смотреть только на меня и т. д.

Как вы думаете, какой основополагающий принцип и ценность человеческой жизни я сейчас своими действиями нарушила?

Издавна человек пытался приобрести свободу. Сладкий миг свободы нередко оценивался дороже жизни.. . На алтарь свободы были брошены бесчисленные жертвы. Поразмыслим: правда ли, что свобода во все времена воспринималась как святыня? Отчего сегодня большинство из нас верны

не себе, а политическому лидеру? Свободен ли человек? Что такое «свобода»? Об этом и пойдет речь на наших уроках.

Тема урока: «Свобода в деятельности человека». Мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Почему невозможна абсолютная свобода?

2. Свобода как познанная необходимость.

3. Свобода и ответственность.

4. «Свобода от» или «свобода для».

5. Свободное общество.

II. Новый материал

Свобода — сложный феномен. Это не призыв, не благопожелание, не субъективная настроенность и далеко не всегда сознательный выбор. Для каждого человека свобода имеет свои оттенки.

Попробуем убедиться в этом: сыграем в игру «Ассоциация».

Итак, каждый должен высказать свои ассоциации, которые возникают у него при слове свобода.

Попробуем более детально разобраться с философской категорией «свобода». Работаем по группам.

Группа 1 работает с п. 1 «Почему невозможна абсолютная свобода» § 16.

Группа 2 работает с п. 2 «Свобода как познанная необходимость» § 16.

Группа 3 работает с п. 3 «Свобода и ответственность» § 16.

Группа 4 работает с п. 4 «»Свобода от» или «свобода для»» § 16.

Вопросы и задания к группе 1

1. Как вы думаете, был ли человек когда-либо на протяжении существования человечества абсолютно свободен?

2. Хотели ли вы быть абсолютно свободными людьми?

3. Разделитесь на две подгруппы: одна должна составить рассказ на тему: «Я живу в обществе абсолютной свободы». Вторая группа должна продумать вопросы, которые будут указывать на противоречивость наличия абсолютной свободы.

4. Определите причины невозможности существования абсолютной свободы.

5. Расшифруйте притчу о Буридановом осле. Как вы ее поняли?

6. Сформулируйте принцип ограничения свободы человека, в котором начало фразы звучит следующим образом: «Моя свобода заканчивается там, где…»

7. Согласны ли вы с данным принципом?

Вопросы и задания к группе 2

2. Как вы поняли смысл этих высказываний?

3. Согласны ли вы с ними? Чего в данном определении, для вас, больше, свободы или необходимости? Свой выбор поясните.

4. Какова природа необходимости? Какие ответы на этот вопрос давали:

а) сторонники абсолютного предопределения;

б) религиозные деятели другого направления;

в) философы, отрицающие фатализм?

5. С кем из мыслителей вы согласны и почему?

Вопросы и задания к группе 3

1. Как соотносятся между собой два таких понятия как «свобода» и «ответственность»?

2. Не считаете ли вы, что в самой постановке вопроса уже содержится противоречие? Выскажите свое мнение и аргументируйте его.

3. Какие факторы могут склонить человека сделать свой выбор в понятиях: «Я могу…», «Я должен…» Приведите практические примеры.

4. Что такое «ответственность»? Представьте, что вы оказались участником спора между двумя молодыми людьми. Один утверждал: «Ответственность — это мера принуждения, внешнего воздействия». Второй говорил: «Ответственность — это сознательное чувство, готовность человека сознательно следовать нормам закона и морали». Чью сторону вы бы поддержали? Почему?

5. А каково ваше отношение к этим понятиям? Как поступаете вы в своей повседневной жизни? Почему?

Вопросы и задания к группе 4

1. «Нарисуйте» портрет свободного человека. Объясните выбор тех качеств, которыми вы наделили свободного человека.

2. Попробуйте продолжить фразу: «Я свободе, так как…»

3. Почему философы полагают, что, ставя вопрос «Свобода от», человек находится лишь на исходном пункте свободы?

4. Согласны ли вы с ними?

5. Почему они говорят о том, что следующим, более высоким этапом развития человеческой личности должна быть иная формула: «Свобода для»?

6. Как вы понимаете эту формулу?

7. При таком подходе речь идет о деиндивидуализации. А не противоречит ли это свободе? Не есть ли это ограничение свободы?

8. Все ли согласны с такой позицией?

9. Какова ваша точка зрения? Какая из этих позиций и почему вам представляется правильной?

(По ходу работы на доске и в тетрадях выстраивается схема-конспект.)

Свободное общество

А теперь попробуем составить проект «Свободное общество». Разбившись на группы, создайте свои проекты. При необходимости вы можете проконсультироваться в четвертом пункте параграфа.

После окончания работы представьте результаты наглядно в виде коллажа.

III. Итог урока

К чему может привести неограниченная свобода выбора?

Какова связь понятий «свобода» и «ответственность»?

Как вы считаете, какова должна быть роль государства в поддержании прав и свобод личности в обществе?

А как граждане могут гарантировать свободу друг другу?

Домашнее задание

Выучите § 16, выполните задания.

Как бы ни стремились люди к свободе, они понимают, что абсолютной, безграничной свободы быть не может. Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным от него. Прежде всего потому, что полная свобода одного означала бы произвол в отношении другого. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет. К примеру, кому-то в ночную пору захотелось послушать громкую музыку. Включив на полную мощность магнитофон, человек осуществил свое желание, поступил свободно. Но его свобода в данном случае ущемила право многих других полноценно выспаться в ночное время.

Рассуждая о невозможности абсолютной свободы, обратим внимание еще на одну сторону вопроса. Такая свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решения. Широко известно выражение «буриданов осел». Французский философ Буридан рассказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осел умер от голода.

Но главными ограничителями его свободы являются не внешние обстоятельства. Некоторые современные философы утверждают, что человеческая деятельность вообще не может получать цель извне, в своей внутренней жизни индивид абсолютно свободен. Он сам выбирает не только вариант деятельности, но и формулирует общие принципы поведения, ищет им основания. А потому объективные условия существования людей не играют такой большой роли при выборе ими модели действий. Цели человеческой деятельности формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть лишь права и свободы других людей. Осознание этого самим человеком необходимо. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами.

Следовательно, свобода личности в обществе, безусловно, существует, но она имеет не абсолютный, а относительный характер. Из этой относительности свободы исходят все демократически ориентированные правовые документы.

Именно поэтому в Декларации Организации Объединенных Наций «О правах человека» подчеркивается, что права эти в ходе своей реализации не должны ущемлять права других индивидов. Следовательно, относительный характер свободы находит свое отражение в ответственности личности перед другими людьми и обществом в целом. Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой. В противном случае наступает губительная для общественной системы анархия, превращающая социальный порядок в социальный хаос.

Таким образом, абсолютно свободным человек быть не может, и один из ограничителей здесь - права и свободы других людей.

При всем различии приведенных выше точек зрения ясно, что игнорировать необходимость, сложившиеся обстоятельства, условия деятельности, устойчивые тенденции развития человека, конечно, можно, но это будет, что называется, «себе дороже». Но есть такие ограничения, с которыми большинство людей смириться не могут и ведут против них упорную борьбу. Это различные формы социального и политического произвола; жесткие сословно-кастовые структуры, загоняющие человека в строго определенную ячейку социальной сетки; тиранические государства, где воле немногих или даже одного подчиняется жизнь большинства и т.д. Здесь нет места свободе или она выступает в крайне урезанном виде.

При всей важности учета внешних факторов свободы и её границ еще большее значение, по мнению многих мыслителей, имеет внутренняя свобода. Так, Н.А. Бердяев писал: «Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т.е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы».

Таким образом, цели человеческой деятельности должны формулироваться в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека. Границей такой свободы могут быть только права и свободы других людей. Свободу можно добыть, но самое трудное - научиться жить свободным человеком. Жить так, чтобы все делать по своей воле - но при этом не угнетая других, не ограничивая свободу других. Осознание этого самим человеком необходимо.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: