Развитие речи. лексическая тема "деревья и кустарники"

Алла Филимонова
Конспект квест-игры «Путешествие в лес» для детей средней группы

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Волошинский детский сад

Конспект квес-игры на тему :

«Путешествие в лес »

для детей средней группы

Разработала : Филимонова А. Г.

Цель : выявление уровня сформированности экологических знаний и представлений детей 4-5 лет ;

Образовательные :

Закрепить с детьми полученные знания о природе : животных, насекомых, птицах, лекарственных растениях;

Закрепить знания детей о том , какие звуки издают птицы;

Закрепить знания детей о правилах поведения в природе;

Формировать положительные взаимоотношения между дошкольниками, побуждать их к добрым поступкам;

Формировать социально-коммуникативные качества (сотрудничество) ;

Продолжать учить устанавливать причинно - следственные связи;

Активизировать словарь

Воспитательные :

Воспитывать заботливое отношение к природе;

Воспитывать чувство сострадания и ответственности к животным, птицам, насекомым;

Воспитывать доброту, отзывчивость, вежливость.

Воспитывать уважение друг к другу, чувство ответственности, внимательное отношение к окружающим;, умение работать в команде.

Развивающие

Развивать у детей интерес к живой природе, любознательность и эмоциональную отзывчивость, кругозор, мышление, связанную речь;

Развивать умение входить в определенный образ, выполнять имитационные движения;

Развивать пространственное мышление и ориентацию в пространстве; - развивать коммуникативную активность через общение, повышать концентрацию и игровую активность детей ;

Развивать логику, развитие личности в командной игре, упорство для достижения цели;

Развивать представлений о хороших и плохих поступках.

Обогащать словарный запас;

Способствовать развитию у детей умения понимать свое и чужое эмоциональное состояние, выражать при этом сочувствие, сопереживание.

Материал :

Письмо, стрелки- указатели, картинки диких животных, игрушки ежа и муравья, картинки с изображением лекарственных растений, макеты деревьев, животных, загадки, презентация «Насекомые» , аудиозаписи «Звуки леса» , плачь, журчание ручья,видеозапись «Голоса птиц» , мусор и большой мусорный пакет для игры, аудиописьма от Мудрой Совы, записка, кинетический песок, веточки, рюкзак, пазлы, медали, торт

Предварительная работа : рассматривание картинок, беседы, чтение художественных произведений о животных, птицах, насекомых, отгадывание загадок., просмотр мультфильмов из серии «Шишкин лес» , просмотр презентаций «Животные наших лесов» , «Насекомые» , «Лесная аптека» , , «Птицы Ростовской области» , «Деревья и кустарники» составление рассказов о птицах и животных, д/и : «Кого не стало» , «Четвёртый лишний» , «Кто где живёт?» , «Кто что ест?» , «Чей хвост» , «Узнай по силуэту» , «Животные и их детеныши » , «Зимующие и перелетные птицы» , «С какого дерева листок» , «Назови лекарственную травку» и др.

Воспитатель : Ребята, сегодня почтальон принес мне письмо. Вы хотите узнать, от кого оно и что в нем написано?

Дети : Хотим.

Воспитатель : Тогда слушайте. «Дорогие ребята! Пишет вам Мудрая Сова. Мы, лесные жители слышали, что вы любите природу и много о ней знаете. Мы хотим проверить, так ли это, и приглашаем вас в путешествие по лесу . Мы приготовили для вас подарок, но чтобы получить его, вам надо выполнить много трудных заданий. За каждое выполненное задание вы получите подсказку- пазл. Если вы найдете все подсказки и правильно их соедините, то сможете узнать, где находится подарок. А чтобы вы не заблудились в лесу мы оставили для вас стрелки - указатели.»

Воспитатель : Ребята, вы готовы отправиться в путешествие по лесу ? Вы согласны выполнить задания лесных жителей и хотите получить подарок?

А как вы думаете, на чём можно отправиться в лес (ответы детей )

Я предлагаю отправиться в лес пешком.

Но прежде чем отправляться в лес, давайте вспомним правила поведения в лесу.

Нельзя ломать деревья!

Нельзя брать яйца в птичьих гнёздах. Птица может их бросить, и птенцы не появятся.

Нельзя разрушать муравейники

Нельзя разжигать костёр. Надо его потушить!

Нельзя приносить лесных животных домой. Лес для них – родной дом.

Нельзя рвать большие букеты цветов

Нельзя шуметь! (В лесу своя музыка и посторонний шум сильно напугает птиц и животных.)

Нельзя мусорить в лесу.

Можно фотографировать природу.

Нужно смотреть под ноги, чтобы не наступит на ящерицу, жука, змею

Молодцы ребята, вы знаете, как себя вести в лесу. Отправляемся в путь.

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки

(звук леса)

Воспитатель : Вот мы и добрались до первой полянки. Послушайте, как поют птицы. Но что - то здесь не видно никого

Воспитатель : Ну что, поищем животных, ну ка посмотрите внимательно, куда же они спрятались?

Посмотрите внимательно, а чья это тень. (если дети затрудняются угадать животное по силуэту предлагает отгадать загадку «За горами, за полями,

За дремучими лесами

Хищник-ворище

Ночами рыщет,

Добычу ищет,

Зубами - щелк.

Правильно волк. Как называется дом у волка – логово. Чем питается волк? (Мелкими животными)

Ребята вы слышите, за пеньком пыхтит кто- то. (Звук ежа) (Воспитатель заглядывает)

Хотите узнать, кто здесь, отгадайте загадку

«Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной» Где дом ежа? Чем питается? (Живет ежик под корягами и пнями. Он питается червяками, жуками, ловит ящериц, ядовитых змей, мышей, лягушек.)

А здесь кто спрятался, чей это пушистый рыжий хвостик выглядывает

Лиса, молодцы. Чем питается? Как называется дом лисы? (Лиса охотится на зайцев и мышей, живет в норе)

Интересно, а чьи это длинные ушки выглядывают из- за кустика? Кто там прячется. Правильно заяц. Чем питается заяц, где его дом (Питается травой, корой деревьев. Живет в норе под кустом)

Смотрите, под деревом скорлупа от орехов лежит, кто же здесь прячется – белка. Где дом белки (в дупле) .Чем питается (шишками, орехами, желудями, грибами, ягодами) Правильно.

Воспитатель : Ребята, а давайте поиграем в игу

КТО, КЕМ БЫЛ В ДЕТСТВЕ

Ловкая белка –

Была в детстве …. бельчонком,

ЕЖ – колючий,

Был в детстве … ежонком,

А хищный волк –

Маленьким … волчонком.

А хитрющая лиса-

Рыженьким … лисенком,

Длинноухий быстрый заяц

В детстве был… зайчонком.

Воспитатель : Молодцы, вы справились с заданием. А где же пазл подсказка, смотрите за кустиком сумка, что же в ней лежит? Правильно в ней первый пазл. Заберем ее с собой. Пойдем дальше? куда нам стрелки показывает? Не отставайте, давайте вспомним игру «В лес отправимся гулять» я начинаю, а вы продолжайте

Раз – два – три – четыре – пять –

В лес отправимся гулять. (Обычная ходьба)

По извилистым тропинкам потихоньку мы пойдем. (Ходьба "змейкой”) .

Может быть, и под листочком

Сладку ягоду найдем. (присели)

На носочки дети встали, по дорожкам побежали. (Бег на носках)

И на каблучках пойдем,

Через лужи перейдем. (Ходьба на пятках) .

Воспитатель : Ребята! Смотрите нам на встречу Ежик бежит. Здравствуй Ежик, ты куда спешишь.

Ежик : Беда в лесу приключилась, Айболит в Африку улетел зверей лечить, а мне друзья – лесные жители позвонили, сказали, что заболели, просили помочь. А я не знаю, чем зверей в лесу лечить можно. Может вы мне подскажите?

Воспитатель : Как вы думаете, чем можно вылечить зверей в лесу (можно собрать лекарственные травы.) А вы в травах разбираетесь, знаете какой травкой какую болезнь лечить можно? Поможем Ежику травы в корзинку собрать? Ежик, ты нам скажи, что болит у твоих друзей?

Ежик : У лисы ангина и высокая температура (надо заварить чай из ромашки)

Воспитатель : Правильно, где у нас картинка с изображением ромашки. Кладите ее в корзинку.

Ежик : А медведь бочонок с медом поднял, спина теперь болит, чем полечить? (дети предлагают приложить лист лопуха и крапиву)

Воспитатель : Правильно, ищите картинку крапивы и лопуха, кладите в корзинку.

Ежик : А маленький зайка бежал, споткнулся через шишку и разбил себе колено, чем помочь (надо приложить подорожник)

Воспитатель : Молодцы, ищите картинку с изображением подорожника, Подорожник это растение – доктор. Приложи чистый листочек к ушибу, боль будет меньше. А если поранился, то подорожник остановит кровь, убьет микробов, и ранка быстро заживет.

Ежик : Вот спасибо вам ребята, помогли мне травку собрать, теперь я смогу своим друзьям помочь. Я слышал, вы подарок ищите, вот вам пазл подсказка. Досвидания.

Воспитатель : Ребята, нам пора идти дальше. Куда стрелочки показывают

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки

Воспитатель : Ну вот ребята мы пришли в березовую рощу. (На экране березовая роща, звук леса, пение птиц, послушайте как здесь поют птицы (фонограмма пение птиц) какое же задание нам приготовили лесные жители

Воспитатель : Ну что ребята, выполним задание лесных жителей, присаживайтесь рядышком со мной, внимательно смотрите на экран и отгадывайте, какая птица для вас поет. (Видео пение птиц (дятел, ворона, сорока, кукушка)

Воспитатель : Молодцы ребята вы были внимательны и всех птиц отгадали. Воспитатель : А какие птицы еще живут в лесу? Расскажите, какую пользу приносят птицы?» (Уничтожают вредных насекомых - червяков, гусениц, которые поедают листики на деревьях)Молодцы.

Ребята, я что-то устала, а вы? Давайте приляжем на полянке, отдохнем, послушаем пение птиц, расслабимся

Релаксационное упражнение «Расслабление» (Голос)

Все умеют танцевать,

Прыгать, бегать, рисовать,

Но пока не все умеют

Расслабляться, отдыхать.

Есть у нас игра такая –

Очень легкая, простая,

Замедляется движенье,

Исчезает напряженье…

И становится понятно –

Расслабление приятно!

Воспитатель :. Ну что, отдохнули, вставайте, пора идти дальше, с заданием вы справились, а где же пазл (высоко на дереве, достают пазл, кладут в сумку)

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки

Смотрите впереди ручеек (звук ручья, аккуратно по кочкам через ручеек переходите, чтобы ноги не промочить.

Воспитатель : Ребята, смотрите какая красивая полянка впереди, как много на ней цветов (Звук насекомых) как вы думаете кто здесь живет? (дети высказывают свои предположения (бабочки, пчелы, кузнечики) Ребята, а как всех этих жителей цветочной полянки можно назвать одним словом? Правильно, насекомые. Ребята, а что вы знаете о насекомых? (Они бывают полезными и вредными.) Каких полезных насекомых вы знаете? (Это пчёлы, муравьи, божьи коровки.) А вредных? (-Это мухи, комары, гусеницы.) .

Воспитатель : Ребята, смотрите здесь записка лежит, это, наверное лесные жители оставили для нас задание. Прочтем? «Ребята отгадайте загадки и узнайте, какие насекомые живут на цветочной полянке,если отгадаете правильно, то на экране появиться насекомое»

Воспитатель : Справимся, отгадаем загадки? Слушайте внимательно и смотрите на экран

1. Прыгает пружинка-

Зелененькая спинка-

Сверху на серединку,

С травинки на былинку,

С ветки на тропинку.

(Кузнечик) (изображение на экране)

2. Спал цветок и вдруг проснулся -

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, встрепенулся,

Взвился вверх и улетел.

3. Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.

И летать умеет ловко

Это… Божья коровка

4. Домовитая хозяйка

Летает над лужайкой,

Похлопочет над цветком-

Он поделится медком.

(Пчела)

Воспитатель : Ребята давайте встанем в круг, друг за другом и вспомним упражнение про пчелу.

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелёк

И весёлый мотылёк,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. (Встают, загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название насекомых. Делают кружки из пальчиков и подносят их к глазам.)

Пожужжали, полетали, .(Дети бегут по кругу на носочках и машут воображаемыми крылышками.)

От усталости упали. (Вновь бегут по кругу. Медленно опускаются на ковёр.)

Воспитатель : (Звук плачь) Ребята, вы слышите, кто то плачет (воспитатель заглядывает за кустик)

Это муравей. Что случилось, муравей, почему ты плачешь?

Муравей :Беда у меня приключилась

На мой домик кто-то наступил,

И его разворошил

Воспитатель : Не плачь, муравей мы с ребятами поможем тебе построить новый домик. Правда ребята? Ребята, а вы знаете как называется дом муравьев (муравейник, на экране появляется муравейник) Да муравейник, посмотрите на экран. Муравьи очень дружные и трудолюбивые. Чтобы построить муравейник, они очень долго и много трудятся.

Вы знаете из чего строят муравьи свой дом? (песок, веточки деревьев, листики, цветочки.) Смотрите, под кустиком песок, веточки, листочки лежат, давайте быстро, дружно построим дом для муравья. (дети складывают муравейник) .

Муравей : Спасибо вам ребята, вы очень дружные и трудолюбивые, очень быстро построили мне муравейник. Я слышал вы подарок ищите, вот вам пазл - подсказка. До свидания, счастливого пути.

Воспитатель : Молодцы, как я рада за вас, ребята вы и загадки отгадали и муравью помогли. Пойдем дальше?Под ноги смотрите, не отставайте

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки.

Вот мы и к следующей полянке вышли. Посмотрите. На этой полянке никто не живет, ничего не растет, птицы не поют (на поляне мусор, пластиковые стаканы, бутылки, бумажки от конфет) Что здесь интересно случилось (дети высказывают свои предположения)

Голос Мудрой Совы : «Ребята, на этой полянке побывали дети- неряхи, Они кричали, шумели, всех птиц и зверей распугали, мусор разбросали, помогите нашей полянке, уберите мусор и получите последний пазл – подсказку»

Воспитатель : Ребята, поможем полянке? Давайте вместе соберем весь мусор на полянке в большой пакет, а когда вернемся в детский сад, выбросим его в мусорный бак. (Дети вместе с воспитателем собирают мусор и находят пазл) (звук пение птиц) Ребята послушайте, как запели птицы, это они вас благодарят за то, что вы помогли полянке

Воспитатель Ребята, мы выполнили последнее задание лесных жителей

Вы помните Мудрая Сова в письме писала, что для того чтобы узнать, где находится подарок, нужно собрать все пазлы в картинку, на ней и будет изображено то место, где лежит подарок от лесных жителей. Давайте скорее соберем все пазлы и узнаем, где лесные жители прячут для вас подарок (дети собирают пазлы, появляется картинка – подарок под большой елкой.) А где здесь самая большая елка растет? (Дети ищут, находят коробку) .

Воспитатель : Ребята, вам интересно, что лежит в коробке? Давайте ее откроем (Открывают – там медали «Знатоки природы» ) Посмотрите, какие медали приготовили для вас лесные жители (дети рассматривают медали) Воспитатель предлагает детям помочь друг другу надеть медали.

Ребята, а в коробке еще что-то есть, смотрите здесь яблоки. Яблоки я предлагаю съесть, когда вернемся в детский сад. Как вы думаете почему (потому что надо помыть фрукты и яблоки)

Воспитатель : Ребята, нам пора возвращаться домой в детский сад,

Друг за дружкою вставайте

И за мною все шагайте.

Через кустики и кочки,

Через ветки и пенёчки

Воспитатель : Вот мы и в детском саду.

Давайте вспомним, где мы с вами были?

Кого встретили? какие задания лесных жителей мы выполнили?

Кому мы помогли?

Что было вам интересно?

Что было вам трудно?

Вам понравилось наше путешествие ?

1. Показать ребенку на прогулке разные виды деревьев, отметить особенности строения (ствол, ветви, листья (иглы), плоды и т.д.).

2. Рассмотреть вместе с ребенком картинки. Познакомить его с названиями деревьев. Зак-репить в словаре обобщающее понятие «деревья».

3. Упражнение «С какого дерева плод?»: Расскажи, какой плод нашел каждый из лес-ных обитателей под деревом. Соедини линией каждый плод с деревом, на котором он вырос, и расскажи, что где растет. (Ежик нашел желуди. Желуди растут на дубе. И т. д.) Составь предложения по образцу: «Ежик бежал, бежал и до дуба добежал».



4. Упражнение «Скажи наоборот»: Сосна высокая, а рябина низкая.

У сосны иглы длинные, а у ели....

У дуба ствол толстый, а у березы....

У клена листья большие, а у березы....

У березы ствол светлый, а у клена....

5. Упражнение «Закончи предложения нужными словами»:



6. Упражнение «С какого дерева лист, веточка?»: Раскрась расположенные выше ли-стья и веточки. Проведи линию от каждого из них к соответствующему дереву. Назови, какие это листья и веточки. (Лист березы — березовый. И т. д.)

7. Упражнение «Что происходит с листьями?»: Составь рассказ по картинкам и опор-ным словам.


8. Упражнение «Считай и называй»: Соедини деревья одного вида линиями одного цвета.


Расскажи, каких деревьев много (много дубов, елей...). Посчитай (запиши в кружки или зарисуй точками количество) и назови их. (Одна береза, две березы, ..., пять берез).

9. Упражнение «Подскажи словечки»: Вставь пропущенные слова (текст читает взрослый).

Белочка сидела (на) дереве и грызла орешки. Вдруг один орешек упал и белочка спустилась (с) дерева. Орешек лежал (под) листом. Белочка схватила орешек и спряталась (за) дерево. Мимо шли дети и увидели, что (из-за) дерева выгля-дывает хвост белочки. Мальчики подошли поближе (к) дереву. Белка услышала шаги и мигом залезла (на) дерево. Она спряталась (в) дупле.

Загадки

Этот лес густой, тенистый,

Хвоей пахнет он смолистой. (Ельник.)

Зимой и летом зелена,

Называется... (сосна).

В каждый дом

Под Новый год

Это деревце придет.

Зеленое и колкое,

Оно зовется... (елкою).

На дубовых ветках

Качаются детки,

Маленькие, озорные,

На них шапочки резные. (Желуди.)

В черных черточках стволы

Шелковисты и белы. (Березы.)

Лес могучий, величавый

И зовут его... (дубравой).

Объясните, какие слова помогли найти отгадки?

Четвертый лишний

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор.

1. Дубрава, березняк, болото , ельник.

2. Береза, роза , клен, осина.

3. Осина, липа, дуб, ель .

4. Шиповник, боярышник, орешник, сосна .

5. Липа, осина, клен, сирень .

6. Тюльпан, нарцисс, дуб , роза.

7. Сосна, ель, пихта, яблоня.

8. Осинник, кедровник , березняк, дубрава.

Игра в слова

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее еловому (сосновому, березовому, осиновому, дубовому) лесу. Объясните выбор каждого слова.

Желудь, березовый сок, сосновая шишка, новогодняя гостья, еловая лапа, подосиновик, дубрава, белоствольная, хвойное дерево, тенистый, смолистая, янтарь, могучий, красно-лиловый лист, светолюбивая, растет на краю леса, горькая кора, лакомство для белок, черника, кислица, длинные зеленые иглы, сбрасывает иглы, кедровая шишка.

После игры для активизации памяти и речи детям можно предложить следующие задания.

Вспомните, какие слова, подходящие еловому (сосновому, дубовому...) лесу, вы слышали?

Составьте рассказ-описание с опорой на план.

1. Как называется лес?

2. Как он выглядит?

3. Какие деревья растут в этом лесу?

4. Какие кустарники, травы, цветы, грибы растут в этом лесу?

5. Какие звери и птицы живут в этом лесу?

6. Дополнительные сведения, известные детям.

Пословицы и поговорки

Почему в народе говорится?

1. Лес да вода поле красят.

2. Лес и вода — родные брат и сестра.

4. Лес без птиц и птицы без леса не живут.

5. Грибов ищут — по лесу рыщут.

6. Под березами — не только подберезовики.

7. В лес идем пустым-пусто, а из леса — густым-густо.

9. Без счастья и в лес по грибы не ходи.

10. В лес дров не возят, в колодец воды не льют.

11. В лес не съездишь, так и на печке замерзнешь.

12. Возле леса жить — голоду не видеть.

13. И лес шумит дружней, когда деревьев много.

15. Недорубленный лес опять подрастает.

16. Охотник слышит, как лес дышит.

17. Бор сожгли, а соловушек по гнездышку плачет.

19. Не ищи зайца в бору: на опушке сидит.

20. От малой искры сыр-бор загорается.

Вопросы

1. Что такое лес?

2. Какие бывают леса?

3. Какие деревья растут в хвойных лесах?

4. Почему ель и сосну называют хвойными деревьями? Какие еще хвойные породы деревьев вы знаете?

5. Какие деревья растут в широколиственных лесах?

6. Что такое смешанный лес?

7. Какие звери и птицы питаются семенами шишек?

8. Какое главное дерево в дубраве?

9. Какие звери и птицы любят угоститься желудями?

10. Какие грибы растут под березами? А под осинами?

11. Что такое лесная опушка?

12. Где находится опушка: в чаще или на краю леса?

13. Какие деревья растут в лиственных лесах?

14. Какие растения растут на лесных полянках?

15. Какую пользу приносит человеку лес?

16. Какую пользу приносит лес живой и неживой природе?

17. Почему лес называют «зелеными легкими» планеты?

18. Почему лес называют хранителем вод?

19. Почему в лесу нельзя жечь костры, шуметь, рвать цветы?

20. Как называют профессию человека, охраняющего лес?

21. Как называют леса, в которых нельзя охотиться и рубить деревья?

Учитесь сравнивать

1. В чем отличие лиственного леса и хвойного?

2. В чем сходство и отличие елового и соснового леса?

3. В чем сходство и отличие кедра и сосны?

4. В чем сходство и отличие пихты и ели?

5. В чем сходство и отличие березняка и осинника?

6. Чем отличается еловый лес от лиственного?

7. Что общего между опушкой и лесной полянкой?

8. В чем отличие между опушкой и чащей?

9. Чем отличается смешанный лес от хвойного?

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кустовская средняя общеобразовательнаяшкола»

Номинация «Сохраним леса России»

Игра – путешествие по теме:

«Лес и его обитатели»

Выполнила: Лежнева О.С

учитель начальных классов

МБОУ «Кустовская СОШ»

Цель: прививать детям любовь к природе, бережное отношение к ней.

  • Способствовать воспитанию любви к родной природе;
  • Познакомить с правилами поведения на природе;
  • Пробудить интерес к урокам окружающего мира.
  • Воспитывать наблюдательность.
  • Оформление:

  • 1-й плакат “Сохранить природу – сохранить жизнь на Земле”.
  • 2-й плакат “Охранять природу - значит охранять Родину” (М. Пришвин).
  • Таблички с экологическими знаками.
  • Карточки с пословицами.
  • Картина “природа”.
  • Рисунки детей.
  • Жетоны.
  • Музыка: “Звуки природы”, “Голоса птиц”, Ю. Чичков “Это называется природа”.
  • Учитель : Здравствуй, лес, дремучий лес,
    Полный сказок и чудес!
    Ты о чем шумишь листвою
    Ночью темной, грозовою?
    Что ты шепчешь на заре,
    Весь в росе, как в серебре?
    Кто в глуши твоей таится?
    Что за зверь?
    Какая птица?
    Все открой, не утаи:
    Ты же видишь, мы свои!

    Сегодня мы с Вами проведем необычную игру – путешествие по теме: “Лес и его обитатели”. Отправимся по лесной тропинке, будем делать несколько остановок. В игре принимают участие две команды, болельщики. По итогам игры мы сможем поощрить лучшую команду и самого лучшего знатока леса. За каждый правильный ответ на каждой остановке свой жетон получит тот ученик, который не только правильно ответит, но и покажет знания по правилам поведения в лесу.

    (Звучит музыка “Звуки природы”).

    На нашем шаре на земном,
    Где мы родились и живем,
    Где в травах летняя роса
    И голубые небеса,
    Где море, горы, степи, лес –
    Полно таинственных чудес.
    - По лесу бродит серый волк,
    И ландыш тоненький цветет,
    В степи ковыль, как нежный шелк,
    Расчесывает ветерок.
    Гремит на скалах водопад,
    И брызги радугой летят.
    А в синем море синий кит –
    Большой, как дом, на волнах спит.
    Не разрушайте этот мир,
    Девчонки и мальчишки,
    Иначе эти чудеса
    Останутся лишь в книжке.
    - Чтоб был в источниках нарзан,
    С полянки – земляника,
    Будь осторожен, как Тарзан,
    Дружи с природой дикой!
    - Ты тоже часть ее чудес,
    И для тебя темнеет лес,
    И речка светлая течет,
    И все весною зацветет.
    И надо постараться
    Нам с этим не расстаться!
    Итак, наша игра начинается!

    1Тур “Сложи пословицу”

    Каждой команде выдаются конверты с разрезанными карточками, на которых написаны пословицы. Участникам за отведенное время нужно правильно собрать карточки с пословицей.

    Аист на крыше - // мир в доме.
    Земля хоть и кормит, // но и сама есть просит.
    Жизнь дана // на добрые дела.
    Доброе дело // само себя хвалит.
    Много воды - // много травы.
    Растение - // земли украшение.
    Много леса - // не губи, мало леса - // береги, нет леса - // посади.
    Покорми птиц зимой, // они отплатят тебе добром летом.
    Не нужна соловью // золотая клетка, а нужна ему // земная ветка.
    Срубили кусты - // прощай птицы.
    Увидел скворца - // весна у крыльца.
    Искру туши // до пожара, отведи беду // до удара.
    Рощи да леса - // родного края краса.
    Судьба природы - // судьба Родины.

    2 Тур “Что мы знаем о деревьях ”

  • Из какого дерева делают флейты, кларнеты? (Из клёна.)
  • Из какого дерева сделаны внутренние детали построек Московского Кремля, древесина этого дерева не гниёт. (Лиственница.)
  • Какие дрова горят самым жарким пламенем? (дубовые, берёзовые.)
  • Из какого дерева сделаны спички? (Из осины.)
  • Какое дерево цветёт первым, а какое последним? (Ольха, липа.)
  • Какое дерево используется для изготовления лыж? (Берёза.)
  • Из какого дерева делают пианино? (Из ели.)
  • Какое дерево, как и берёза, даёт сладкий сок? (Клён.)
  • Сосну сажают для укрепления песков, а ель нет. Почему? (У сосны глубокая корневая система, а у ели поверхностная.)
  • Почему заяц зимой гложет осинку, ведь она горькая? (В осиновой коре содержится 10% жира.)
  • Что можно получать из хвои сосны? (Витаминную муку, искусственную шерсть.)
  • Из какого дерева делают корабли? (Из дуба.)
  • Какое дерево чаще всего высаживают в городах? (Липу.)
  • У каких деревьев листья осенью красные? (У осины, рябины, клёна.)
  • Какое дерево является лучшим пылесосом? (Тополь.)
  • 3 Музыкальный тур “Кто кого перепоет”

    С песней праздник веселее,
    Без нее нам жить нельзя,
    Потому на конкурс песен
    Приглашаем Вас, друзья!

    Каждая команда по очереди должна пропеть песню о природе, о животных, о птицах, о растениях.

    4 Тур “Отгадай загадки”

    Белобокая сорока
    прилетела из далека,
    Не сказала, где была.
    - Но зато она, ребята
    Очень хитрые загадки
    На хвосте нам принесла.
    Кто быстрее отгадает,
    Тот и фишку получает.

  • Ищет целый день он крошки,
    Ест букашек, червяков.
    Зимовать не улетает
    Под карнизом обитает. (Воробей)
  • Он прилетает каждый год
    Туда, где домик его ждет,
    Чужие песни петь умеет,
    А все же голос свой имеет. (Скворец)
  • Вертится, стрекочет,
    Весь день хохочет. (Сорока)
  • Эти дружные ребята
    На пеньке растут в лесу. (Опята)
  • Серенькие шапки, рябенькие ножки.
    Под березой растут, как их зовут? (Подберезовики)
  • У него невзрачный вид, учти – он очень ядовит!
    Не бери его с полянки, как его зовут? (Бледная поганка)
  • А этот красавец на беленькой ножке.
    Он в красной шляпке, а на ней горшки. (Мухомор)
  • Гляну в окошко,
    Идет тоненький Антошка. (Дождь)
  • Лечу – кручу, на весь мир ворчу. (Метель)
  • Весной веселит, летом холодит,
    Осенью умирает, зимой согревает. (Дерево)
  • Над рекой, над долиной
    повисла белая холстина. (Туман)
  • Луна зацветает,
    Рожь поспевает,
    Когда это бывает? (Летом)
  • Что не сеяно родится? (Трава)
  • У занесённых снегом кочек
  • Под белой шапкой снеговой

    Нашли мы маленький цветочек

    Полузамёрзший, чуть живой! (Подснежник)

  • Синенький звонок весит,
  • Никогда он не звонит. (Колокольчик)

  • Дом со всех сторон открыт,
  • Заходя в зелёный дом –

    Чудеса увидишь в нём. (Лес)

    5 Изобразительный тур “Спасем нашу Землю вместе”

    Каждая команда должна нарисовать за отведенное время (5 мин.) экологический плакат. Участникам раздаются фломастеры и ватман.

    Пока команды готовятся к данному конкурсу, у нас – “Игра со зрителями”.

    Лето – чудная пора,
    Детвора кричит …. (Ура!)
    - Нам и реки, и леса
    Дарят летом …(чудеса)
    - Кто же чудо совершил
    Летом в сказку … (превратил)?
    - Сделал кто весь мир таким:
    Звонким, радостным …(цветным)?
    - Стала вся Земля кругом
    Ярким, красочным …. (ковром).
    - Где над куполом небес
    Зеленеет пышно … (лес).
    - А вокруг цветут цветы
    Небывалой … (красоты).
    - Вот, приветствуя ребят,
    Колокольчики … (звенят).
    - Как приятно бегать нам
    По ромашковым … (лугам)!
    - Словно солнечные зайчики,
    Золотятся … (одуванчики).
    - В мир добра и красоты
    Превращают мир … (цветы)!

    Ребята, вам пришли телеграммы. Послушайте, о чём в них говорится.

  • «Мне нужна помощь! Срочная! Вылезли жуки, лезут на деревья, жуют всё подряд. Зимой они сидели в земле – на 2 м вглубь запрятались, а сейчас напали на деревья. Я работаю за двоих, но всё равно не справляюсь – их много. Нужна срочная помощь! Передайте это ребятам. Срочно.
  • Ваш дятел».

  • «Мы – первая зелень, и за это нас ломают. Ломают все, кому не дорог лес. Мы даже боимся распуститься первыми в лесу. А чего хорошего? Всё равно сломают. Помогите нам! Это очень больно, когда тебя ломают. Очень!
  • Ваши верные друзья: Ива, Черёмуха, Сирень».

    Учитель: Какие ответы вы пошлёте на эти телеграммы? Какую помощь можете оказать?

    Ребята, предлагаю вам ответить на вопросы.

  • Идя на экскурсию в лес, дети увидели сон-траву. Гена хотел сорвать и принести в класс, а Ира предложила выкопать и посадить на пришкольном участке. Ребята долго спорили, но так и не решили. Кто прав.
  • (Сон-траву рвать нельзя, она взята под охрану. Пересаживать тоже нельзя. Осенью нужно собрать семена и посадить в не слишком затемнённом месте.)

  • Серёжа рассказал о том, что когда они гуляли с папой в лесу, то развели костёр и пекли картошку. Потом папа залил костёр из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал. Как убедить папу Серёжи в том, что в лесу разжигать костёр нельзя.
  • (Кострище в лесу не зарастает 5-7 лет, а до полного разложения консервной банки нужно 90 лет, полиэтиленового пакета – 200 лет.)

    6 Тур “Экологические знаки”

    Берегите Землю,
    Землю берегите!
    Берегите жаворонка
    В голубом зените.
    - Берегите горы,
    реки и леса,
    Пусть не исчезает
    В жизни красота!

    Каждой команде выдается по 5 знаков-символов. Участники по очереди должны назвать правила поведения в лесу, согласно знакам:

  • Не рви цветы.
  • Нельзя разорять муравейники.
  • Не ломайте ветви деревьев и кустарников.
  • Не повреждай кору деревьев.
  • Нельзя брать яйца из гнезд.
  • Не разводите костер в лесу.
  • Не сбивайте грибы, даже не съедобные.
  • Нельзя раскапывать норы и тревожить зверей.
  • В лесу, на природе запрещается поднимать крик и шум.
  • Отдыхая в лесу, не оставляй после себя мусор!
  • Помогайте птицам и животным зимой, когда им трудно.
  • Учитель: - Известный писатель М.М. Пришвин говорил: "Берегите природу! Если будет вода и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летают в нем птицы – я не поверю и воздуху. Лес без зверей – не лес…".

    … Ты, человек, любя природу,
    Хоть иногда ее жалей.
    В увеселительных походах
    Не растопчи ее полей!
    И не исчерпывай до дна.
    И помни истину простую:
    Не жги ее напропалую
    Нас мало – а она одна! (В. Шефнер)

    Звучит в исполнении всех участников песня Ю. Чичкова на слова М. Пляцковского “Это называется природа”:

    Мы любим лес в любое время года,
    Мы слышим речек медленную речь…
    Все это называется природа,
    Давайте же всегда ее беречь!

    Подводятся итоги игры. Награждаются команды.

    Учитель: Ребята, надеюсь, вы ещё больше будете любить родную природу, проявлять к ней интерес, оберегать её. Наши конкурсы помогли вам расширить свои знания о природе, а также проявить своё бережное отношение к ней. Спасибо.


    Лежнева Оксана Сергеевна

    Конспект совместной деятельности по познавательно - речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста

    Тихоненко Наталья Александровна, воспитатель 1 категории, МАДОУ "Катюша" Ямало-Ненецкий А.О. г.Лабытнанги
    Описание: Данная методическая разработка совместной деятельности по познавательно - речевому развитию детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление пройденного материала,будет полезна в первую очередь воспитателям,а так же родителям, студентам, учителям начальных классов. Способствует обогащению, расширению знаний детей о лесе, умению составлять описательные рассказы, загадки, с помощью различных методов обучения и развитию разговорной речи детей во время работы.

    Тема: "Лес"

    (закрепление)
    Цель: закрепить знания детей о лесе как природном сообществе.
    Задачи:
    Образовательная - обучать детей правильно отвечать на вопросы, быть внимательными к деталям; учить детей загадывать загадки по схемам, следуя последовательности, составлять описательные рассказы о лесе;
    Развивающая - развивать речь, фантазию, воображение, память, развивать диалогическую речь, обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов, дать понятие слову «лес», «лесник», использовать слова синонимы, закреплять умение, выражать свои мысли полными предложениями, учить понимать значение мудрость народных пословиц;
    Воспитательная – воспитывать бережное отношение к растительному и животному миру.
    Словарная работа: лес, лесник, лиственный лес, хвойный лес, берёзовая роща, ельник,дубрава, «Старичок – Лесовичок».
    Предварительная работа: Чтение художественной литературы про лес, его обитателей.Просмотр фильмов и презентаций. Наблюдение на прогулках.
    Оборудование: картинки с изображением деревьев, кустарников, грибов. Мнемотаблицы (лес в разное время года). Иллюстрации диких животных, насекомых, цветы, схемы – загадки, игрушка – Лесовичок.
    Ход работы
    1.Организационный момент
    «Игра с руками»
    У оленя дом большой, (руки уголком над головой)
    Он в своё окно глядит. (голову выводим вперёд)
    Бежит заинька косой, (прыжки на месте)
    Громко в дом ему стучит. (Стучат кулачком о стол)
    Заяц, заяц, заяц стой! (грозят пальцем)
    В дом ко мне не забегай,
    Скорее лапочки давай. (берут друг друга руки)
    2.Упражнение на расслабление речевого аппарата (губ)
    «Лягушки»
    (губы вытягиваются, как при произношении звука «и», а затем возвращаются на место.
    3.Сюрпризный момент
    Появляется «Старичок- Лесовичок»
    "Старичок-Лесовичок" -Здравствуйте ребята! Вы знаете кто я?
    Воспитатель - Правильно это - сказочный дедушка охраняющий лес. Он пришёл к нам сегодня в гости,и хочет узнать - Что вы знаете про лес?
    Воспитатель - Кто был в лесу?
    Воспитатель - Что видели там?
    Воспитатель - Что растёт в лесу?
    Воспитатель - Встречали ли вы лесных зверей? Каких?
    Воспитатель- А встречались ли на пути муравейники?
    Воспитатель - Слышали ли кузнечиков?
    Воспитатель - Знаете ли, как нужно вести себя в лесу? (не кричать, говорить тихо, не рвать цветы, не разорять гнёзда и муравейники, не бросать мусор, не разжигать костры)
    "Старичок- Лесовичок" - Ну, молодцы!
    Воспитатель - Какие растения самые важные в лесу? (деревья)
    Воспитатель - Правильно это деревья, их очень много.
    Дидактическая игра «Найди, что я опишу»
    (дети находят картинки с нужным изображением: берёза, клён, сосна и т.д.)
    Зелена, а не луг,
    Белена, а не снег,
    В серёжках, а не человек.

    Великан стоит могучий
    С головою, словно туча.
    В туче в жёлтых теремочках
    Много маленьких сыночков.


    Кто под самый
    Новый год
    К нам из лесу
    В дом придёт-
    В огоньках, шарах звезде
    И серебряном дожде?


    Её всегда в лесу найдешь –
    Пойдем гулять и встретим:
    Стоит колючая, как еж,
    Зимою в платье летнем.


    Воспитатель - Что ещё растёт в лесу под деревьями? (кустарники, травы, ягоды, грибы)







    Воспитатель - Как называют лес, в котором растут берёзы, клёны, тополя и т. д.? (лиственный)


    Воспитатель - А как называется лес, в котором растут ели, сосны, кедр и т.д.? (хвойные леса)


    Воспитатель - Есть берёзовые рощи, там растут только берёзы.


    Воспитатель - А если растут только ели, как назвать такой лес? (ельник)


    Воспитатель - В дубраве растут, как вы думаете что? (дубы)


    (по ходу рассматриваем иллюстрации)
    4.Гимнастика для глаз
    5.Физ. минутка
    Руки подняли и покачали – это деревья в лесу.
    Локти согнули, кисти встряхнули – ветер сбивает росу.
    Плавно руками помашем – это к нам птицы летят.
    Как они сядут, покажем, крылышки сложим назад.
    Дидактическая игра «Загадай и отгадай»
    (дети составляют самостоятельно по схемам загадки)


    ("Под соснами, под ёлками бежит мешок с иголками")


    ("На лесной полянке у самой тропинке красные горошки.
    Кто мимо пройдёт,в рот к себе их уберёт.")

    "Старичок-Лисовичок" -Ребята можно ли вырубить деревья в лесу? (нет)
    Воспитатель - Почему?
    Воспитатель - Почему все люди любят ходить в лес?
    Воспитатель - Правильно в лесу приятно бывать, общаться с животными и растениями, наблюдать за ними. Лес – это общий дом для животных и растений он даёт им жильё и пищу. Люди восхищаются его красотой, отражают её в стихах, картинах, песнях и т.д.. Лес – это замечательное природное богатство.
    6. Составление описательных рассказов
    Воспитатель - Лес в любое время года выглядит по-разному, но он всегда сказочно красив! А вы можете рассказать почему?
    (дети,по своим мнемотаблицам составляют описательные рассказы)


    "Осенью, зимой, весной и летом красив наш лес.


    Осенью люди собирают в лесу грибы, ягоды, орехи и шишки, а ещё красивые осенние листья.


    Зимою люди ходят по лесу на лыжах. Там можно увидеть зайца, белку или лису, а так же найти неизвестные следы.


    Весной в лесу появляются проталины, расцветают подснежники. На ветках деревьев набухают почки. Птица возвращаются из тёплых стран.


    Летом в лесу собирают землянику, на лесных полянах косят сено.


    Хорошо в лесу в любое время года!"
    Воспитатель - А кто помогает "Старичку-Лесовичку" охранять лес? (человек)


    Воспитатель -Лесник – это человек, который следит за порядком в лесу. И объясняет людям, что лес надо беречь.
    "Старичок-Лесовичок" - А вы знаете пословицы про лес?
    Лес да вода поле красят.
    Лес и вода – родные брат и сестра.
    Лес видит, а поле слышит.
    Воспитатель - Что даёт лес человеку? (тепло, бумагу, игрушки, мебель, жильё)
    7. Итог
    (Катя Т.читает стихотворение)
    В жаркий день или морозный
    Собираясь в лес идти,
    Ты запомни: только с пользой
    Надо время провести.
    Сотни тайн и чудес
    Для тебя откроет лес!
    Воспитатель - О чем мы сегодня с вами беседовали?
    "Старичок-Лесоввичок" - Молодцы, ребята, мне очень у вас понравилось, я вижу вы много знаете о лесе, и я этому бесконечно рад, но мне уже пора возвращаться домой. Но я обязательно к вам ещё как - нибудь загляну на огонёк. До свидания, друзья! Счастливых вам лесных походов!!!
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: