1 назывные предложения. Урок

Существует такой выразительный стилистический приём в художественных и поэтических произведениях, как использование односоставных предложений в тексте.

1. Светает… 2. Прохладно. 3. Утро. 4. А вот и гости к нам!

Могут быть с главным членом, выраженным глагольной формой (1) или наречием (2). А вот односоставные назывные предложения отличаются тем, что они состоят только из главного члена, напоминающего по форме подлежащее (3, 4).

Чаще всего и выражается этот член существительным в именительном падеже или существительным, имеющим зависимые слова. Например:

1. Война. 2. Год 1941. 3. Сожженные сёла. 4. Разруха и запустение. 5. Рыдающие над трупами детей безутешные матери.

Из представленных примеров видно,чтоназывные предложения могут состоять из однословного главного члена (1, 4), но также главный член иногда имеет при себе зависимые слова. (2, 3, 5) Хотя зачастую в роли главного члена могут выступать и личные местоимения.

1. А вот и он! 2. Наш добрый Дед Мороз!

Также из примера мы делаем вывод, что употребление слова «вот» в назывном предложении нисколько не меняет его классификацию.

Назывные предложения утверждают существование каких-то явлений в настоящее время. Различают четыре основные категории их: бытийные, указательные, оценочно-бытийные и желательно-бытийные.

Бытийные назывные предложения чаще всего являются повествовательными, которые просто называют существующие предметы или явления, констатируя факт их существования. Подлежащее присутствует в таких предложениях в именительном падеже. Например:

1. Пять двадцать вечера. 2. Неудачный эксперимент.

Указательные назывные предложения содержат в своём составе "вот", "вот и", "вон", "вон и".

1. Вот ветла. 2. А вот и дом. 3. Вон баня неподалёку. 4. А вон и стог.

Оценочно-бытийные предложения обычно произносятся с восклицательной или вопросительной интонацией, на которую указывают соответствующие и экспрессивно-эмоциональные частицы «какой», «что за», «ну и». Примерами могут послужить следующие предложения:

1. Какой прекрасный день! 2. Ну что за встреча! 3. А тайна? 4. Что ж, пусть тайна!

Предложения, выражающие сильное желание или мечту, кроме именного подлежащего, находящегося в именительном падеже, в свой состав часто включают частицы "только бы", "лишь бы", "если бы". Это так называемые желательно-бытийные назывные предложения. Примеры:

1. Ах, только бы один звонок! 2. Лишь голосок её звенящий!

Очень часто назывные предложения используются в бытовой речи и, как результат, в прямой речи или в сценариях драматических произведений.

1. - сказала девочка, указывая рукой в сторону. 2. "Дама в шляпке с букетом, сидящая около кадушки с фикусом", - кивнул мужчина в ответ.

1. Занавес. 2. Длинная-длинная винтовая лестница, уходящая под самый потолок. 3. Задний план: скала, одинокая сосна на ней.

Некоторые лингвисты также относят к назывным предложениям названия литературных, музыкальных и изобразительных произведений, книг, журналов, фильмов, телепередач, надписи на вывесках и тому подобное. Но в этом случае мнения языковедов расходятся.

1. "Неуловимые мстители". 2. "Девочка с персиками". 3. Вход на третий этаж. 4. "Голубой огонёк".

Некоторые произведения, чаще всего поэтические, являются оригинальными, состоя исключительно из назывных предложений. Особенность такого изложения - фундаментальность, остановка в действии. Ведь без сказуемых довольно трудно показать развитие сюжета, движение.

Седьмое декабря. Классная работа.

  • Проверка готовности к уроку.
  • Проверка домашнего задания.
  • Чем отличаются двусоставные предложения от односоставных?
  • Как подчеркивается главный член односоставных предложений?

Сформулируем тему урока:

  • К. Д. Бальмонт «Родное»:
  • Аллеи рек. Зеркальности озер.
  • Хрустальный ключ. Безгласные затоны.
  • Живая сказка - страшный темный бор.
  • Его вершин немолкнущие звоны.
  • Воздушность ив. Цветы родных полей.
  • Апрельский сон с его улыбкой маю.
  • Я целый мир прошел в мельканье дней,
  • Но лучше вас я ничего не знаю.
  • Чем выражены основы в большинстве предложений?
  • Какое значение придают стихотворению подлежащие?
  • В стихотворении практически нет действия. Подлежащие передают недвижность, постоянство, тишину, вечную красоту русского пейзажа. Его «безглагольность» противопоставлена в стихотворении «целому миру», «мельканью дней».

  • Назывные (номинативные) - это такие односоставные предложения, в которых главный член обычно выражается именем существительным в именительном падеже или сочета­нием числительного с существительным.
  • Эти предложения показывают, что события, явления, пред­меты, названные главным членом, существуют.
  • Замените двусоставные предложения близкими по смыслу назывными односоставными. Для указания с помощью назывных (номинативных) предложений на что-либо, находящееся в непосредственной близости, перед гла­зами, употребите в них частицу вон или вот.
  • Наступил декабрь. Мы видим стеллажи с книгами вдоль стен, нам броса­ется в глаза большой стол с горой рукописей. Показались ракеты. Подхожу к электростанции.

Диктант «Крестики-нолики» Х – назывное предложение О – неназывное предложение

  • 1. Зимний лес.
  • 2. Занесенная снегом избушка.
  • 3. Идет снег.
  • 4. Вечереет.
  • 5. По темному небу плывут облака.
  • 6. Тоскливо.
  • 7. Изредка птицы ночные кричат.
  • 8. Тишина.
  • 9. Величавые ели.
  • 10. Засыпает страна Снежной королевы.

«Крестики-нолики» (проверка)

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Х Х О О О О О Х Х О


Физкультминутка - мяч вспомним правописание приставок, которые заканчиваются на З и С


Прочитайте. Укажите назывные предложения. Почему уместно употребле­ние назывных предложений при описании отрывочных впечатлений раннего дет­ства? Спишите, расставляя пропущенные запятые и подчёркивая грамматические основы двусоставных и односоставных предложений.

  • Ра(н, нн)его детства тума(н, нн)ое в..дение. Как сквозь сон р..стут (не)ясные образы м..лькают отрывочные к..ртины. Всё смутно (не)определённо. Опять туман.
  • Смутная картина. Мерещит(?)ся в памяти что(то) стра(н, нн)ое". Я проснулась на руках (не)знакомого человека. Мне холодно. Кругом темно.
  • Новые лица высокие комнаты. Старушка, бабушка какая(то), ла­скает меня... Ещё рисует(?)ся в памяти. Огромный те(н, нн)истый сад между толстыми стволами деревьев. Густые зар..сли. Тишина... Солнце тёплыми пятнами прон..кает туда.
  • (По М. Тенишевой)

Записать номера назывных предложений:

  • 1. В хорошую погоду не сидишь дома.
  • 2. В лесу потемнело.
  • 3. Слезами горю не поможешь.
  • 4. Укутанные инеем, притихшие леса.
  • 5. Светлые дали.
  • 6. Вход в музей.
  • 7. Ясный день.
  • 8. Пахнет прибитой дождём пылью.
  • 9. Мне не работалось.
  • 10. Я не работал.
  • 11.Первый звонок.

Взаимопроверка ответы:

4, 5, 6, 7,11.

0 ошибок «5»

1 ошибка «4»

2 ошибки «3»

4 ошибки и больше «2»


Итог урока

  • Что узнали нового?
  • Что осталось непонятным?
  • Что понравилось больше всего?
  • Что показалось самым трудным?

В русском языке кроме двусоставных предложений, характеризующихся наличием двух главных членов, подлежащего и сказуемого, есть еще и односоставные, то есть такие, в которых только один главный член. И вот назывные предложения – это такие, в которых данный главный член выражен именем существительным. Изучаемая в 8 классе тема очень важна, поскольку она является основой для понимания базовых принципов синтаксиса и формирования навыков составления сложного текста.

Особенности и примеры назывных предложений

Назывные предложения (они же номинативные) могут состоять только из подлежащего, но это не обязательно, оно также может иметь зависимые слова. Подлежащим в такой синтаксической конструкции всегда будет имя существительное, стоящее в форме именительного падежа. Кроме того, в состав этого предложения могут включаться междометия и частицы (указательные или восклицательные).

Как правило, в качестве распространяющего члена предложения выступают определения – согласованные или несогласованные.

В назывном предложении может быть одно подлежащее или несколько однородных: Шум и гам вокруг.

Вот примеры назывных предложений.

Бессонница. – предложение состоит только из подлежащего. Силуэт человека в тумане. – в этом предложении у подлежащего есть зависимые слова. Вот та дождь! – в этом номинативном предложении использованы местоимение и указательная частица.

Назывное предложение всегда сообщает о существовании предмета или явления в настоящем времени.

В случаях, когда номинативное предложение распространяется с помощью обстоятельств (как правило со значением времени или места), некоторые исследователи относят их к другой категории – двусоставным неполным предложениям. Например: Скоро весна (то есть скоро наступит весна) – это предложение можно рассматривать как такое, где пропущено сказуемое.

Виды назывных предложений

Их классификация основана на смысловой нагрузке. Итак, номинативные предложения подразделяются на:

  • Бытийные : Река. Звезды. Бескрайнее небо.
  • Указательные (обязательно включают указательные частицы): Вот нужное место.
  • Бытийно-оценочные: Беда! Враги!

Вне зависимости от типа, назывные предложения одинаковы по содержательной нагрузке, они одновременно краткие и фрагментарные, но в то же время очень емкие.

Достигается этот эффект за счет того, что хотя в них и описываются только делали ситуации или события, но это всегда яркие детали, которые данную ситуацию или событие отличают от остальных. Благодаря этим деталям читатель или слушатель может построить полную картину того, о чем говорят – обстановку или событие.

Чаще всего односоставные предложение, в которых главным членом является подлежащее, используются в поэтической речи и художественной прозе. Кроме того, они характерны также для ремарок в драматических произведениях.

Что мы узнали?

Номинативным называется такое предложение, в котором только один главный член – подлежащее. Такая синтаксическая единица может быть как распространенной, так и нераспространенной. Ее распространяют в основном определения (согласованные и нет), но также могут использоваться и обстоятельства, особенно указывающие на место или время. В последнем случае, правда, номинативное предложение может рассматриваться и как неполное двусоставное. Также в состав назывного предложения могут входить междометия и указательные или эмоциональные частицы. По смысловой нагрузке эти синтаксические единицы делятся на три категории: бытийные, указательные и бытийно-оценочные.
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок по учебному пособию «Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений» С.Г. Бархударов, С.Е Крючков, Л.Ю. Максимов и др.

Место занятия в учебном процессе: Тема «Простое предложение. Односоставные предложения».

Форма занятия: урок изучения нового материала с применением ИКТ.

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку.

Данный урок является одним из уроков, посвященных изучению темы «Односоставные предложения». На следующих занятиях предполагается контроль знаний учащихся по данной теме. Используется дифференциация при проведении закрепления материала.

Цели урока: познакомить учащихся с назывными предложениями; показать отличие назывных предложений от других односоставных предложений; воспитывать у учащихся интерес к творчеству русских поэтов, любовь к русскому языку; формирование умений использовать назывные предложения в речи; определять роль назывных предложений в художественной литературе.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

II. Проверка знаний, умений, навыков учащихся

1. Сделайте разбор по членам предложения (2 слайд)

Хорошо пахнет сено.
Хорошо пахнет сеном.

2. Определите тип односоставного предложения (3 слайд)

  1. Люблю зимний лес.
  2. Меня знобит.
  3. Мне холодно.
  4. В поселке строят новую школу.
  5. Слезами горю не поможешь.
  6. Цыплят по осени считают.

3. Беседа (4 слайд)

– Что общего между этими предложениями?

– Назовите отличительные черты каждого типа предложений.

III. Новый материал

1. Слово учителя:

– Мы продолжаем работу по изучению односоставных предложений. И сегодня познакомимся с интересными односоставными предложениями – назывными. Изучая односоставные предложения сегодня, понаблюдаем над назывными предложениями, ответим на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?»

2. Выразительное чтение стихотворения А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» (5 слайд)

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

– Это необычно. Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись тому, что можно без глаголов так изобразить красоту мира. Л. Н. Толстой восторженно отмечал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина.». Другие усматривали в этой безглагольности посягательства на законы поэтики. А. Фет часто использует этот прием в своих произведениях.

– Назовите грамматические основы предложений. Какой частью речи выражен главный член в этих предложениях?

– Такие односоставные предложения, в которых главный член выражен подлежащим, называются назывными. Назывные предложения обозначают существование предмета или явления в настоящем времени. (6 слайд)

3. Выступление назывного предложения (заранее подготовленный ученик)

– Давайте послушаем, что нам расскажет о себе назывное предложение.

Позвольте назвать себя: Назывное предложение! Вы, конечно, догадались, чем я занимаюсь? Да, да! Мне нравится называть, т. е. сообщать о самом существовании чего– то: предметов, событий, явлений... Я вокруг вас, я на каждом шагу, но вы меня не замечаете. Вы приехали, сошли с поезда и увидели: «Н. Новгород», «Вокзал», «Выход в город», «Кассы», «Буфет», «Остановка троллейбуса» и т. п. – это все я, Назывное предложение. Вы едете в город, кондуктор объявляет остановки: «Парк культуры и отдыха», «Металлуртческий завод», «Порт» – это Назывные предложения. А ребенок смотрит в окно и кричит: «Вон море!» – и это опять я, Назывное предложение. Как жаль, что никто не спросит, что это за предложения, которые так часто встречаются? Каким предложением назвали магазины «Хлеб», «Обувь», «Книги»? А это все я, Назывное предложение. Мне достаточно одного слова, чтобы обрадовать людей. Услышав меня в поезде, в трамвае они говорят радостно: «Вот мой город. Вот моя остановка, а вон мой дом! А Вт мой сынишка!» У меня один главный член предложения – подлежащее, но оно так много говорит людям. Подлежащее может иметь разные определения, а иногда у меня есть частицы – вот и вон . Порой я сообщаю и о страшных событиях: «Пожар!», «Землетрясение!», «Авария!» или отдаю приказания: «Огонь!», «Старт!», «Стоп!» Но главная моя задача – называть то, что нужно людям, что их радует и помогает жить. Меня используют и в поэзии, и в прозе. Есть даже целые стихотворения, которые написаны только Назывными предложениями. С одним из них вы уже познакомились. Послушайте еще одно, А. Кольцова:

Закоптелые палатки,
Черный хлеб, вода,
Кашель пряхи, плач дитяти.
О нужда! Нужда!

Правда, немного обидно, что ребята меня редко приглашают в свои сочинения.

– Что же нам сообщило о своем значении и строении Назывное предложение? (Значение: сообщает о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. Строение: один главный член – подлежащее; может иметь при себе указательные частицы вот и вон ; может быть распространенным и нераспространенным.) (7 слайд)

Назывные предложения используются при записи в дневниках, письмах, т.е. в таких жанрах, которые отличаются быстротой фиксации основных, главных деталей, или используются в начале описания (8 слайд)

– Сверим свои наблюдения с теорией учебника.

4. Знакомство с теорией учебника (стр. 106-107)

5. Упражнение 241 (устно)

6. Заполнение таблицы «Односоставные предложения»

IV. Отличие назывных предложений от неполных

– Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными (9 слайд). Сравните: Вечер. – Тихий вечер. Шепот. – Робкое дыханье . Вторые предложения распространены согласованными определениями. Распространить назывные предложения могут только второстепенные члены, относящиеся к группе подлежащего, т. е. все виды определений (согласованные и несогласованные).

Если в предложении есть обстоятельство или дополнение, то такое предложение большинством учёных считается двусоставным неполным с опущенным сказуемым, а обстоятельство напоминает о его существовании (10 слайд).

Тишина в заснеженном лесу. В дымных тучках пурпур розы…

Об этом мы поговорим подробнее на последующих уроках.

V. Закрепление материала

1. Записать под диктовку, найти назывные предложения.

  1. Бабье лето. Время обмолота. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят. (В. Боков.)
  2. Запах розы и жасмина. Трепет листьев. Блеск луны… Из открытых окон льется песня южной стороны. (А. Плещеев.)
  3. Тишина. Кукушка. Травы. Я один в лесу глухом.

2. Работа с репродукцией И.И. Левитана «Март» (11 слайд) (слабым ученикам – индивидуальные карточки)

– Выразительная емкость назывных предложений делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия.

Рассмотрите репродукцию картины И. Левитана «Март». Попробуйте при помощи нераспространенных назывных предложений описать эту картину. (Предложения выводятся на слайд.)

День. Снег. Деревца. Небо. Лошадь. Дом. Тропинка. Настроение.

– Распространите эти назывные предложения при помощи согласованных и несогласованных определений. Запишите получившийся текст в тетради.

Ясный мартовский день. Потерявший свое зимнее великолепие снег. Пробуждающиеся ото сна деревца. Небо без облаков. Запряженная лошадь. Двухэтажный дом. Грязная тропинка. Весеннее, солнечное, радостное настроение.

Карточка № 1

1) Яркие голубые дни. Синее море. Вечер был тихий, лёгкий. 2) Маленький ручеёк. Вода немного коричневатая. Она не течёт, а сочится из мхов, от подножия невысоких берёзок, ив, ольхи и болотной травы... 3) Ночь. Поскрипывает и по­скрипывает ставенка. 4) Крепко морозит. 5) Мороз. Хрустит под валенками снег.

Карточка № 2

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.

1) Чистые стены, обитые лесом. Запах воды и смолы. 2) Третий час дня. Пасмурно. 3) Вон радуга. Весело жить! 4) Безветрие, и всё небо залито краской. 5) Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух.

Карточка № 3

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.

1) Душная ночь. Будет гроза... Вон и блеснуло бледно и тревожно. 2) Ночь тихая, тихая. Снег рыхл. Где-то далеко в небе тянет весной. 3) Заморозки. Подсохло. Я вышел пройтись к речке. 4) Во всём мне хочется дойти до самой сути: в работе, в поисках пути, в сердечной смуте. 5) Зима подходит к середине, дороги мокнут, с крыш течёт, и солнце греется на льдине.

VI. Анализ текстов

Анализ текстов с точки зрения роли в них назывных предложений. Второй и шестой тексты записать в тетради.

Задания к текстам:

  1. Внимательно прочитайте стихотворения, определите идейный замысел и позицию автора.
  2. Найдите односоставные предложения. Определите их роль в поэтическом тексте.
  3. Чем односоставные предложения помогают в выявлении авторского замысла и понимании идейного смысла стихотворения?

1) Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
(К. Бальмонт.)

(Чары – волшебство, колдовство.)

2) Глушь да топь, коряги да пеньки.
Старая березовая роща,
Редкий лес на берегу реки.
(Д. Кедрин.)

3) Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
(Б. Пастернак.)

(Чертог – дворец.)

4) Маленький городок.
Северный городок.
Выцветшая луна.
Северная Двина.
Рябь темно-синих вод.
Музыка. Теплоход.
Девушка на холме.
Юноша на корме.
(К. Ваншенкин)

5) Последний день июля месяца. Кругом – Россия – родной край. Ровной синевой залито все небо. Лишь одно облачко на нем не то плывет, не то тает. Безветрие, теплынь. Воздух – парное молоко.
Глубокий, но пологий овраг... По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали – края земли и неба. Синеватая черта большой речки...
(По И. Тургеневу)

– Использование назывных предложений в тексте помогает автору красочно, лаконично, немногословно нарисовать картину родного края.

6) Так (н.. .)спешно идет жизнь. Дни, вечера, ночи, праз.. .ники, будни.
Ярм...рка. Кр...щенский м...роз. В шубах д...ревья. На ш...стах полощ...т...ся флаги. И зима, зима. От снега все мя... кое.
(По Е. Замятину)

– Использование назывных предложений в тексте помогает автору лаконично и точно рисовать картину русской зимы, крещенских морозов.

VII. Литературное задание

– Вспомните героев комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» и по предложенной характеристике угадайте, определите, о ком идёт речь(12-13 слайды)

  1. …, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек.
  2. …, провинциальная кокетка, ещё не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей.
  3. …, молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими.
  4. …, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет.
  5. …, судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен.
  6. …, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут.
  7. …, простодушный до наивности человек.

(ОТВЕТ: 1) Городничий; 2) Анна Андреевна; 3) Хлестаков; 4) Осип; 5) Ляпкин-Тяпкин; 6) Земляника; 7) Почтмейстер).

VIII. Подведение итогов урока

1. Блиц-опрос

– Назывные – односоставные предложения? (Да).

– Назывные – двусоставные предложения? (Нет).

– Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? (Да).

– Может ли назывное предложение быть нераспространённым? (Да).

– Может ли назывное предложение быть распространённым? (Да).

– Может ли главный член предложения в назывном предложении быть сочетанием числительного с существительным? (Да).

2. Решение проблемного вопроса

– Сегодня на уроке мы говорили о назывных предложениях. Вы заметили, что таких предложений много в стихотворениях. Не случайно Н.В.Гоголь сказал: «Родник поэзии есть красота». Наблюдая над назывными предложениями, вы можете ответить на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?» (Назывные предложения делают стихотворения мелодичными, конкретно указывая на предметы, явления, которые волнуют поэта).

– Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали что-то новое, значит, стали умнее.

Пусть каждый из вас скажет себе: «Я – молодец! Я думал. Я старался. Я делал открытия». (Слайд 14)

Домашнее задание: §24, упражнения 243 (письменно), 248 (устно); подготовиться к контрольному диктанту (15 слайд).

– Спасибо за сотрудничество. (Слайд 16)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: