Зикр суфиев. Суфийские техники медитации

Зикр: что это такое и для чего используется? Это понятие дословно переводится, как «воспоминание о божественном». Считается, что эта практика развивает осознанность и помогает очиститься от негатива, выйти на более высокие энергетические вибрации. Поговорим об особенностях зикра.

Зикр - это суфийская практика, песнопения в определенном ритме, которые сопровождаются движениями и правильной техникой дыхания.

Считается, что разные эмоции человека выводят его энергетический потенциал на определенную частоту вибраций. Негативные чувства: гнев, зависть, обида, раздражение, страх и другие понижают энергетические вибрации, позитивные - любовь, благодарность, принятие - повышают.

Поэтому цель исламской духовной практики - исцелить сознание человека от травм и негатива, заставить его перейти на более высокие энергетические вибрации, очистившись от всего, что этому мешает.

В исламе зикр очень распространен. Практика заключается во входе в медитативное состояние при помощи особых техник дыхания и телодвижений, сопровождающихся многократным напевом молитв.

Практика зикра

Эффективность зикра заключается в том, что во время практики человек выполняет совокупность действий. Он и читает молитвы, и работает с телом, и следит за правильной техникой дыхания. Всё это вместе позволяет достичь хорошего результата в работе с подсознанием.

Важные моменты и особенности практики:

  1. Самый известный и наиболее часто используемый зикр - молитва «Ишк - Мабут Алла», что дословно переводится как «Бог есть любовь». Есть и другие тексты, которые подбираются индивидуально, в зависимости от проблемы, которую человек хочет решить.
  2. Чаще всего у суфиев практикуют групповые медитации. Люди становятся или садятся в круг, действуют синхронно. Это значительно усиливает эффективность практики, потому что создается мощный энергетический потенциал.
  3. Очень важно следить за дыханием. Считается, что вдох и выдох символизируют жизнь и смерть соответственно. Поэтому к дыхательным практикам суфийцы относились очень трепетно и внимательно.
  4. При помощи зикра можно раскрыть свой творческий потенциал, окунуться в собственный внутренний мир и лучше познать себя, найти Бога в себе и обрести с ним связь.
  5. Тексты молитв для суфийских практик берутся только из Корана. Поэтому чаще всего они применяются именно мусульманами. Если вы относите себя к другой религии, лучше читать свои молитвы, потому что для результата требуется искренняя вера в того Бога, которому вы поклоняетесь.

Главная цель зикра - помочь человеку обрести связь с Богом, ощутить божественное внутри себя, впустить веру в свое сердце. Если это получается, вы обретаете мощную энергетическую поддержку, убиваете негативные эмоции и дарите себе постоянное чувство безопасности.

Разновидности зикра

Есть несколько видов суфийских практик, которые различают по способу взаимодействия с Богом.

Они следующие:

  1. Джали - поминание вслух. В этом случае человек произносит молитвы громко и четко, концентрируясь на звуковых вибрациях, которые выходят из его гортани.
  2. Хави - поминание в мыслях. В этом случае молитвы произносят мысленно, полностью концентрируясь на ощущениях тела, погружаясь вглубь собственного подсознания.
  3. Коллективные зикры - работа в группе. Важно при этом, чтобы все участники практики соблюдали определенные позы и следили за дыханием, оно должно происходить в унисон.

При работе в группе обязательно нужен наставник, который будет контролировать процесс и помогать участникам глубже погрузиться в медитацию. Руководитель (шейх) следит и за тем, чтобы люди не симулировали, а полностью соблюдали технику.

Посмотрите видео

Зикр (в переводе с арабского "поминание") — духовная практика ислама , в основном характерная для суфизма, заключающаяся в многократном повторении священных текстов, прославляющих Бога.

Зикры очень разнообразны, каждый суфийский орден имеет свои особенности проведения этой практики, делающие акцент на движениях (покачивания, кружения, молитвенные позы), дыхании, звуке (пение или безмолвие), составе молящихся (групповые или индивидуальные занятия). В отдельных источниках зикр противопоставляется фикру , т.е. безмолвному размышлению о природе Бога. Если представлять зикр в терминах других направлений духовного роста, то его суть более всего соответствует медитации.

Невозможно переоценить влияние зикра на духовное развитие мусульман. Суфии утверждают, что это "столп, на котором зиждется весь мистический Путь ". Повторяя молитвенную формулу зикра, мусульманин постоянно помнит о Боге , открывает для него всего себя. При постоянстве практики молящийся переходит в новое состояние , когда зикр идёт не из головы, а непосредственно от сердца .

Произнесение зикра может предваряться молитвами и чтением Корана. Некоторые суфийские общины практикуют использование специальной одежды для зикра, умащивание благовонными маслами и т.д.

Роль суфийского шейха (наставника) во время зикра может быть различной — от явного руководства процессом до незаметного отслеживания, насколько верно молящиеся выполняют практику. Дело в том, что правильное выполнение зикра вызывает чрезвычайно сильные духовные изменения (это частично относится и к наблюдающим за практикой, а не только к участникам): возможны экстатические состояния , выходы души из тела, выбросы отрицательных энергий и другие подобные явления. В этом случае человек, не имеющий должной заботы опытного наставника , подвергается опасности.

Некоторые зикры сопровождаются активным движением. Например, кружащиеся дервиши . Эти люди посредством особого вращения входят в определённое состояние, позволяющее им кружиться очень продолжительное время . Эта практика имеет очень позитивное духовное воздействие , позволяет перейти на новые уровни восприятия. Другой разновидностью зикра, которая связана с кружением, является "круговой танец ", распространённый среди кавказских мусульман . Множество людей вращаются в тесном кругу, в своеобразном сакральном хороводе , настраиваясь на единую энергетическую волну.

Зикры суфийских орденов Средней Азии часто практикуются под музыкальный аккомпанемент или своеобразное хоровое сопровождение. Так, например, распространённый "зикр пилы ", практиковавшийся в Туркестане. Молящиеся произносят священные формулы с особым дыханием , звук которого очень напоминает пилу. По одной из легенд этот зикр связан с поминанием святого мученика, который был распилен. Особенности отправления зикра связаны также с местными обычаями , которые были переняты суфийскими орденами. Например, распространённый в Средней Азии, так называемый "народный ислам " характеризуются громким зикром с подвываниями, мольбами, идущими от самого сердца — чем-то напоминающими шаманские обряды . Мастера других местных орденов, склоняются к преимуществам тихого зикра.

Несмотря на перечисленные варианты исполнения зикра, все их объединяет произнесение молитвы. Это может быть одно из 99 имён Бога , проговаривая которые человек взращивает в себе соответствующие качества ("Творец", "Милостивый" и др.). Распространённым зикром является формула "Нет Бога, кроме Аллаха " (ла илаха илла-Алаху). Количество повторений зикра обязательно должно быть нечётным , например, 101 или 1001. Для отсчёта используются специальные молитвенные чётки .

Вообще зикр, как и другие суфийские практики, отличается многослойностью смыслов , которые постепенно открываются при постижении истины в процессе духовного развития от ученика до мастера. Начинающий практиковать зикр, почувствует его психологическое воздействие , особенно сильное при коллективном исполнении , когда каждый участник заряжается энергией общины. В дальнейшем усердный практикующий начинает переключать внимание с внешнего фона зикра, на свой внутренний отклик — движения сердца , через которое Бог говорит с человеком . Со временем зикр проникает всё глубже в душу и тело, которые начинают колебаться в едином божественном ритме — в этот наивысший момент растворяется граница между молящимся, молитвой и Богом . В суфизме этот состояние называют "благодеянием " (ихсан).

Нужно отметить, что кроме ислама практика зикра активно используется в вере бахаи . Согласно наставлений её основателя Бахауллы, каждый последователь должен ежедневно 95 раз повторять имя Бога — "Алла-у-Абха ".

В наше время интерес к суфийским практикам стали проявлять не только мусульмане, но и люди далёкие от ислама , идущие по пути физического и духовного саморазвития, находящие опору в различных религиозных и эзотерических направлениях. Практикующие отмечают, что зикр оказывает благотворное воздействие на энергетическое поле, помогает избавиться от различных болезней .

Слово ЗИКР означает вспоминание о Божестсвенном.. Это пение в определенном ритме, сопровождающееся последовательностью движений и особым дыханием. Это один из основных способов суфийской работы для достижения осознанности. Суфии считают, что вибрация звуков Зикра помогает очистить тело, ум и дух человека. Также пение Зикра используется в суфийской традиции как метод целительства.

Зикр — исламская духовная практика, заключающаяся в многократном произнесении молитвенной формулы, содержащей имя Аллаха. Зикр в исламе развился в основном как медитативная практика суфизма. Суфии называют зикр «столпом, на котором зиждется весь мистический Путь». Во время произнесения зикра исполнитель может совершать особые ритмизированные движения, принимать определённую молитвенную позу (джалса) и контролировать своё дыхание. Зикр нередко противопоставляют фикру, т. с. «безмолвным» размышлениям о себе и о Боге, или медитации.

Практика ЗИКРа

Красота этой практики состоит в том, что к мистическому опыту Божественного становится причастным ваше тело. Сочетая ритмические движения телом с повторением зикра, мы создаем храм и приглашаем в него божественное. Один из самых глубоких зикров - «Ишк Алла - Мабут Алла» - Бог есть Любовь, Возлюбленный и Возлюбленная.

Один из самых часто встречающихся памятований - «Лаа илааха илль Аллаа» - Нет Бога кроме Бога. Это памятование можно совершать в мыслях или вслух в любое время. Суфии также разработали определенные групповые практики с использованием зикра: в кругу сидя или стоя.

При групповом зикре используется также и особое дыхание. К дыханию суфии относятся очень трепетно.. Дыхание для суфи это источник его существования, источник внутренней гармонии человека и его связь с существованием. Дыхание не может принадлежать человеку, это тот дар, которым делится сущее, это жизненная сила Творца.

Практика зикра это еще один способ раскрытия внутреннего мира и неисчерпаемого творческого потенциала человека.. Суть взаимоотношений между суфием и Богом сформулирована в одном стихе писания: «Вспомните же Меня, Я вспомню вас». Такая связь и искренняя, личная осредоточенность на Творце и есть «зикр» Любящий говорит: «Я полностью отказываюсь от своей личности и искренне и полностью посвящаю себя стремлению соприкоснуться и познать Тебя, доставив Тебе, тем самым, большую радость».

Повторение божественных имен - зикр, является своего рода медитация. Это особенность суфийской практики. Исходным материалом для этой практики является Коран. В тексте все связано с Богом, как автором Корана, многократно имена употребляются для описания Бога. Согласно суфиской традиции, насчитывается девяносто девять имен Бога:

Он Бог, нет Бога, кроме него,

Милосердный,

Милостивый,

12) Творец

13) Создатель

29) Судия

30) Правосудный

31) Милующий

47) Мудрый

48) Любящий

49) Славный

52) Истина

53) Защитник

59) Созидатель

79) Благой

91) Всевидящий

98) Ведущий правильным путем.

99) Долготерпеливый.

Зикру суфии придают огромное значение, как способу сосредоточить свои сердца исключительно на Боге, позволяющему сердцу быть полностью поглощенным богом, и ничем иным.

Египетский суфий Ибн Аталлах Искандари (ум 1309) посвятил зикру сочинения “Ключ к спасению и светоч духа”. Он понимает зикр как многоуровневый процесс, в который вовлечены все человеческие способности, от языка, представляющего самый верхний уровень, затем сердца, души, духа, разума, и до самого сокровенного совести, именуемой тайной. Зикр следует совершать, только будучи совершенно искренним, без всяких отвлечений мысли. Ибн Аталлах описывает, как следует производить ритуал: нужно усесться на место благовоненное, с целью привлечения ангелов и джиннов, скрестив ноги, лицом к Мекке, ладони положив на бедра и закрыв глаза. Независимо от присутствия наставника следует представить его образ как спутника и проводника. Возносить молитвенную формулу от самого чрева, используя слова “нет божества” для изгнания из сердца всего, за исключением Бога, а слова “кроме Бога” - для обретения сердца, когда ничего иного уже нет.

С образованием суфийских братств зикру стали предавать одно из наибольших значений в практике суфизма, началась практика прилюдного отправления зикра группой суфиев. Группы суфиев, очень громко, привлекая к себе внимания окружающих, стали повторять имена Бога. Как раз из-за этой практики суфистов стали называть воющими дервишами. Но практика коллективного зикра практикуется не всеми суфиями, многие религиозные авторитеты настаивают на исключительно молчаливом зикре.

Виды зикра

Зикр джахри (джали) — поминание вслух; зикр хафи — мысленное поминание про себя. Совершать поминание можно либо в одиночестве, либо на общих собраниях представителей суфийской общины [маджлис аз-зикр]. Некоторые братства (такие, например, как шадилийа, халватийа, даркава и т. д.) подчёркивали преимущества уединенного зикра, который они называли «зикром избранников [Божьих]» (зикр аль-хавасс), то есть тех, кто приблизился к концу мистического «пути». Другие же (например, рахманийа в Алжире и Тунисе) указывали на «опасности» уединённого поминания и советовали сочетать его с коллективным зикром, который мог отправляться как во время больших «собраний» (хадра), так и в небольших «кружках» (халка) подвижников. Правила коллективного зикра в некоторых братствах предписывают их участникам определённые позы и контроль над дыханием. Такие «поминания» напоминают своего рода литургию, которая начинается с произнесения коранических айатов или молитв, завещанных основателем братства. Такой зачин обычно называется хизбом или вирдом.

Подготовка к зикру

Помимо вводной части — произнесения формул хизба и вирда — участники зикра, по словам Аль-Газали, должны отрешиться от мира, принять аскетический образ жизни и иметь «искреннее намерение» (ният) следовать по пути. Рекомендовалось также умащать себя благовонными маслами и облачаться в ритуально чистую одежду.

Роль шейха

Важную роль в совершении коллективного зикра играет духовный наставник и руководитель суфийской общины. Он наблюдает за исполнением зикра во время совместных радений с тем, чтобы его последователи не позволяли себе симулировать экстатическое поведение или «работать на публику». Что касается индивидуального зикра, то его исполнитель должен полностью забыть обо всём окружающем и постоянно удерживать пред мысленным взором образ своего шейха.

Позы зикры

Кружащиеся дервиши в Стамбуле

В суфийских руководствах оговаривается поза суфия во время индивидуального поминания (ему надлежит сидеть на молитвенном коврике скрестив ноги) и положение его рук.

Во время коллективного зикра приняты кружения дервишей.
Варианты, модификации зикра весьма разнообразны

В соответствии с традициями того или иного братства или ордена, мастерством Шейха. Зикр проводится следующим образом:

Все присутствующие встают или садятся в круг. Шейх дает определенную медитативную настройку и затем, по его указанию, присутствующие начинают выполнять ряд сменяющих друг друга упражнений. Эти упражнения представляют собой ритмичные движения, выполняемые во все убыстряющемся темпе (например, наклоны, повороты, раскачивания тела). Движения сопровождаются произнесением определенных молитвенных формул. На фоне их могут даваться и дыхательные техники.

Формулы зикра

Как правило, зикр начинается произнесением первой части мусульманского символа веры (шахада), а именно: «Нет божества, кроме Бога» (ла илаха илла-Алаху). Согласно шазилийскому методу, произнесение этой формулы должно начинаться во «вместилище сердечного светила и месте средоточия духовного света», то есть в левой части груди, затем её нужно плавно «двигать» из нижней части груди наверх и вправо, пока она не вернётся в своё исходное место. Таким образом, она совершает полный круг в груди отправляющего зикр (закир).

Распространённой формулой зикра является так называемое «Имя величия», то есть Аллах. Её артикуляция должна сопровождаться двумя следующими движениями: произнося первый слог, состоящий из хамзы и краткого звука «а», подвижник ударяет себя подбородком в грудь, а затем, выдыхая слог «ллах», он запрокидывает голову назад. Ещё одна известная формула зикра связана с аль-Халладжем и его последователями. В ней в слове Аллах опускается начальный слог ал, поэтому она звучит как лаху, лахи, лаха. Ас-Сануси предупреждал, что эту формулу надлежит использовать с осторожностью и только тем, кто «осознаёт её возможные последствия». Другие формулы зикра обычно представляют собой одно из «прекрасных имён» Бога, а именно: Хува, [аль-]Хакк, [аль-]Хайй, [аль-]Каййум, [аль-]Каххар и т. д. Согласно Аль-Газали, чтобы начать отправление «тихого» зикра, суфий должен уединиться в своей келье (завийа), где ему следовало постоянно произносить слово «Бог» (Аллах), пока это слово не проникнет в каждую клетку его тела.

Продолжительность зикра

Продолжительность зикра всегда должна быть нечётной — 101, 1001 и т. п.
Стадии зикра

Согласно Ибн "Ата" Аллаху, большинство из них различали три стадии поминания. Первая — это «зикр языка», который должен быть обязательно подкреплён «намерением сердца»; отсутствие такого искреннего намерения и полной сосредоточенности на имени Бога делает зикр бессмысленной и ненужной рутиной. На этой стадии подвижник обязан строго придерживаться правил поминания, предписанных ему его шейхом. Его задача заключается в том, чтобы «вселить Того, Кого он поминает (то есть Бога) в своё сердце». Когда эта задача исполнена, «воззвания к Богу» становятся непроизвольными и продолжаются уже без всяких усилий со стороны исполнителя поминания. Однако на этой стадии всё ещё можно различить три ключевых составляющих зикра: самого «поминающего» (закир), «поминание» (зикр) и «Поминаемого» (мазкур), то есть Бога.

После того, как первый этап пройден, суфий вступает в стадию «зикра сердца», на которой, согласно Аль-Газали, «на его языке не остаётся и следа [поминаемых им] слов». Теперь органом зикра становится само сердце суфия. Эта стадия, в свою очередь, делится на два этапа: сначала суфий должен насильно «заставить» своё сердце «произносить» формулу поминания, в результате чего он может почувствовать даже физическую боль в груди. Однако со временем нужда в каких-либо усилиях с его стороны отпадёт, так как формула станет неотъемлемой частью биения его сердца. Теперь имя Бога начинает пульсировать вместе с пульсацией крови в артериях человека без участия его голосовых связок или мозга. Находясь в этом состоянии «Божественного присутствия», вызванном поминанием, суфий совершенно забывает об окружающем мире. Такое состояние является основой для следующей, третьей, стадии зикра, которая называется «поминанием сердечной тайны» (сирр). Будучи вместилищем Божественного знания, сердце лучше других органов подходит для того, чтобы стать местом «лицезрения» Бога (мушахада) исполнителем «богопоминания». Именно в «сердечной тайне» поминающего осознание им Божественной единственности (таухид) и неразделимости человеческого и Божественного начал достигает своего апогея. Суфийские авторы часто связывают эту стадию с состоянием «благодеяния» (ихсан), которое, как уже говорилось, следует сразу за состояниями внешнего подчинения [Божьей воле] (ислам) и внутренней веры (иман). Когда суфий достигает этого состояния, зикр становится неотъемлемой частью его организма. Более того, всё естество суфия становится, иногда даже помимо его воли, «языком, отправляющем зикр». В конечном итоге упомянутая выше триада зикра, состоящая из «поминающего», «поминания» и «Поминаемого», перестаёт существовать и сливается в единое целое. В акте добровольного самоуничтожения в Боге человек, отправляющий зикр, теряет ощущение множественности окружающего мира (фана "ан аз-закир би-Ллах), и тогда для него наступает не сравнимый ни с чем «момент истины». Индивидуальное «Я» суфия полностью растворяется во всепоглощающем Божественном единстве и единственности, которые не несут в себе и намёка на двойственность или множественность.

Видения, сопровождающие зикр

Во время зикра суфии могут впадать в состояние экзальтации джазба. В некоторых суфийских руководствах описываются звуковые и визуальные явления, которые соответствуют различным формам и стадиям зикра. В одном из таких описаний «зикр сердца» уподобляется «жужжанию пчёл», которое сопровождается особыми зрительными и цветовыми ощущениями. Аль-Газали, к примеру, говорил о видении «огней», которые «иногда проносятся как молнии, а иногда задерживаются, иногда надолго, иногда нет; иногда они следуют один за другим… а иногда сливаются в единое целое». Аль-Газали называет их «проблесками истины», которые Бог щедро ниспосылает Своим «избранникам». Некоторые суфии утверждали, что такого рода «световые явления» наиболее ярки на стадии «зикра сердечной тайны» и потому могут считаться его отличительной чертой. На этой стадии, согласно Ибн "Ата Аллаху аль-Искандари, «пламя зикра не угасает, его огни не иссякают… ты видишь, как одни огни поднимаются вверх, а другие опускаются вниз; тебя окружает пламя, из которого исходит обжигающий жар». Считается, что «поднимающиеся и опускающиеся огни» суть не что иное, как «Божественное озарение», вызванное правильно исполненным зикром.

Религиозное воспитание пока еще не стало массовым. Лишь немногие родители уделяют должное внимание вопросам веры, разговаривая со своими чадами. Потому даже мусульмане путаются, когда их спрашивают, что такое зикр. Мы как-то больше привыкли слышать и говорить слово «молитва». Оказывается, обращение к Аллаху бывает разным. Давайте разберем подробно, что такое зикр, когда и как его читают. Зачем вообще придумана такая странная молитва.

Несколько слов о вере

Как вы уже поняли, речь пойдет об исламе. Чтобы читатель понял некоторые тонкие моменты, необходимо обратиться к сути мировоззрения мусульман. Согласно традиции, все в мире происходит по воле Аллаха. Люди, воспитанные в строгой религиозной традиции, даже помыслить не могут о возмущении. Они принимают волю Всевышнего со смирением и благодарностью. Это необходимо усвоить современному человеку, иначе не будет понятно, что такое зикр. Загляните в глубину души: часто вы благодарите Господа за неприятности и неудачи? В славянской традиции нет такой всеобъемлющей покорности, как в исламе. Оттого мы порой недопонимаем друг друга. Мусульмане живут просто: что нынче есть, то дал Аллах. Нужно поблагодарить и попросить больше. Всевышний постоянно присматривает за своими детьми. Он обязательно даст возможность как-то изменить жизнь, если сумеешь поменьше грешить. Суть в том, чтобы постоянно удерживать в душе образ Всевышнего, не терять связи с ним. Когда следуешь путем Аллаха, остаешься безгрешным. Нужно только удерживать нить, которая связывает с ним твою душу. Зикр, читаемый ежедневно, позволяет быть рядом с Аллахом, постоянно слышать его повеления и советы. Это своеобразное восхваление Всевышнего, направленное на то, чтобы его образ был все время в душе, не стирался обыденной суетой. Если разобрать глубже, что такое зикр, то выясним: это один из способов медитации или самовнушения.

Зачем верующим чтение зикра?

Мы все о чем-то мечтаем, считая, что исполнение заветного желания принесет счастье. Кто-то грезит о деньгах, другим нужна земная любовь, третьи стремятся к карьерному росту. У каждого своя идея фикс. Получив желаемое, внезапно осознаем, что чувство радости быстротечно. Впереди уже маячит новая цель. А в душе опять укореняется привычное разочарование, страх не достичь чего-то и тому подобное. И так может продолжаться всю жизнь. Она превращается в постоянное недовольство, вызванное чувством неудовлетворенности. Бегут годы, а счастье все так же далеко, как в юности. А ведь приходим мы в этот мир совсем за другим. Его для людей создал Всевышний, а они в гордыне своей даже не успевают поблагодарить, насладиться этим совершенством. Чтобы его увидеть и понять, следует сделать малое - успокоить душу, отодвинуть постоянно меняющиеся желания в дальний угол. Для этого используют зикр в исламе. Короткая молитва помогает вернуться в настоящую реальность, удержать мысль о благодарности Небесам за планету и все, что здесь есть. Она успокаивает душу, умиротворяет, позволяет смотреть на все происходящее философски, принимать события такими, как есть, да еще и оценивать их правильно. Зикр, читаемый регулярно, структурирует мысли, избавляет от суетности и тревог.

Виды зикра

В исламе считают, что всегда надобно поминать прекрасные имена Аллаха. Разделяют три вида зикра. Он может осуществляться языком, сердцем и всем телом. Что имеется в виду? Когда верующий читает священные слова или просто Всевышнего - это зикр языка. Как правило, с него начинается день мусульманина. В Коране есть такая строчка: «О те, которые уверовали! Поминайте Аллаха многократно». Потому в мыслях должен постоянно присутствовать Всевышний. Так, человек может ощущать с ним связь непрерывно. Зикр сердца - это молитва без слов. Такому способу необходимо учиться, само ощущение движений души не приходит к человеку. Сначала верующие говорят устами, следя за своими чувствами. Только спустя много времени они понимают, что такое зикр сердца. Последний вид - это восхваление Аллаха всеми частями тела. Направлены эти короткие молитвы на то, чтобы быть постоянно душой рядом со Всевышним, слышать его волю, не грешить, не поддаваться соблазнам. Разные ветви ислама выработали собственные традиции. Читать их положено по-арабски. Но народы используют и собственные языки для молитвы. А уж зикр сердца вообще не требует слов. Давайте поговорим о традициях разных народов.

Групповое восхваление Аллаха

Говорят, что ни селение, то свой норов. Зикры используют все народы, исповедующие ислам. Но у каждого есть свои особенности. Чеченский зикр - это особенный танец, сопровождающийся хоровым «пением». Мужчины во множестве движутся по кругу, произнося имена Аллаха. Как говорят сами участники мероприятия, чеченский зикр наполняет всех силами, позволяет забыть об усталости, страхе, гневе. Широкая известными такие своеобразные молитвы стали во время войны. Людей удивляли мужские хороводы. Однако у них очень древня традиция. Так представители этой народности заряжаются отвагой, чтобы отстаивать права своей общины. Зикр, произнесенный вместе, сплачивает людей. У каждого в душе возникает невероятное чувство общности, позволяющее рисковать. Зикр используют, как особый вид объединительной психологической практики. Молитва необходима людям, жившим испокон веков в очень сложных условиях. Им необходима уверенность в том, что Всевышний не забыл об их народе, присматривает за слабыми, поможет в трудной ситуации. В зикре - танце принимают участие воины. Им отстаивать общину, рискуя жизнью. В таких обстоятельствах очень важна уверенность в том, что рядом верный друг, который не бросит на произвол судьбы. Немного иначе выглядит зикр ингушский. В том ритуальном танце также участвуют лишь мужчины, но движения его не так экспансивны. Цели же все те же - вместе приблизиться ко Всевышнему.

Суфийская практика - зикр

Пение, сопровождаемое танцевальными движениями, используется для воспитания духа, наполнения организма божественными вибрациями. Суфийские зикры бывают индивидуальными и групповыми. Последние привлекают особое внимание своей красотой, и действенностью. Суфии уверены, что звуки помогают очистить тело, ум и душу человека. Эту практику применяют в целительских целях. Зикр в исламе - это способ приблизится к Всевышнему. Суфийская практика имеет несколько иную направленность. Занимаясь пением зикра, человек наполняет свое пространство божественностью, создает храм. Заниматься методикой рекомендуется под руководством духовного наставника. Он разъяснит, как готовиться к мероприятию, чтобы получить правильный эффект. Суфии считают важной подготовительный этап. К групповому зикру допускаются только люди, сумевшие принять аскетический образ жизни, имеющие искреннее намерение следовать по пути просветления. Рекомендуется пользоваться ароматическими маслами, наряжаться в ритуальные одеяния. Суфийские зикры - это праздник для посвященных. Они вместе создают особое пространство. Допускать к такому творчеству людей, неподготовленных, не рекомендуется. Участники создают единое пространство, которое любой может перенапрячь или разрядить.

В чем состоит суть зикра у суфиев

Философский смысл практики состоит в том, что вся сущность человека открывается для божественного. У суфиев тоже различают три виды зикра. Молитва произносится ежедневно. Чаще всего встречается такой текст: «Лаа илааха илль Аллаа». Это сочетание звуков означает: «Нет Бога, кроме Бога». Зикр, слова которого приведены, рекомендуется произносить как можно чаще. Он является и отдельной практикой, и подготовкой к групповому мероприятию. Суфию важно вырасти до зикра сердца. Это состояние, когда слова уже не нужны. Подумал о Всевышнем - в душе сразу появляется свет, говорящий о связи с ним. Групповой зикр - это уже третий уровень, самый сложный. В единении с Аллахом участвуют ум, тело и дух. Проводится он под руководством наставника. Одетые в ритуальные наряды, люди собираются в специальном помещении, где и проводится мероприятие. Цель его - создать атмосферу единения со Всевышним, особое пространство, наполненное божественными энергиями. Считается, что подтверждается практикой, что оно оказывает оздоравливающий эффект на участников. В процессе молитвы упоминаются имена Аллаха, взятые из Корана. В этой книге их насчитывается девяносто девять. Зикр направлен на то, чтобы участники полностью сосредоточились на Боге, открылись ему. Танец-молитва выполняется продолжительное время. Это необходимо для достижения концентрации всеми членами группы.

Как читается зикр

Расскажем для тех, у кого нет духовного наставника, как проводится эта молитва. Зикр начинается с произнесения фразы «ла илаха илла-Алаху». Это начало «шахада» (мусульманского символа веры). Если молитесь в одиночестве, то сядьте на коврик, скрестив ноги. Групповые зикры сопровождаются кружением дервишей или иными ритмичными упражнениями. За первой фразой следуют имена Аллаха. Произносят их ритмично, сосредоточенно, пока не достигнут проникновения слов в каждую клеточку тела. Описать его сложно. Но вы должны полностью отрешиться от обыденных мыслей. Это только первый этап. Продолжайте молитву. Пение приведет к тому, что организм начнет наполняться ощутимым светом. Как правило, читают зикр нечетное количество раз, к примеру, 201, 2001 и тому подобное. Групповой медитацией обязательно руководит шейх (учитель). Он выстраивает или усаживает участников и задет ритм и порядок движений. Считается, что энергия должна распространятся от сердца по всему телу. Для этого подбираются упражнения. В зикре иногда употребляется урезанное имя Всевышнего «лаху» и его формы. С ним следует быть осторожнее, а начинающим суфиям рекомендуется избегать использования таких формул. Иногда во время групповой медитации участники впадают в транс. За их состоянием следят наставники, помогая прийти в себя, если это необходимо.

Как молиться каждый день

Дорога к духовному просветлению трудна и ухабиста. Но с чего-то начать необходимо. Зикры на каждый день рекомендуются, как правило, наставниками. Коли таковым не обзавелись, то не мудрите, а обратитесь к Корану. Все исламские практики основаны на его текстах. Потому нельзя выдумывать отсебятину. Читать следует слова из священной книги. Одна из формул: «ла илаха илла-Алаху», о ней уже упоминали. После перечисляйте все имена Аллаха, которые помните. Конечно, необходимо будет со временем выучить все девяносто девять. Помните, что зикр - это духовное упражнение. Произносить его положено в уединении, усевшись на молитвенный коврик. Ничего не должно отвлекать от этого важного занятия. Фраза «Ля хауля ва ля куввата илля биллях» тоже подходит для ежедневной молитвы, как и любая иная из Корана. (Она означает: «Сила и мощь принадлежат только Аллаху»). Важно понимать, для чего вы это делаете. А цель может быть только одна - почувствовать единение со Всевышним. Читать молитву необходимо нечетное количество раз. Избавьтесь в эти минуты от суетливости, думайте о Боге, стремитесь к нему. Это первый этап: зикр языка. Через определенное время у вас появится ощущение света в груди. Тогда можно будет попробовать зикр сердца. Но торопиться не рекомендуется. Путь этот стребует сосредоточенности, в какой-то степени самоотречения. Как говорят шейхи, надобно отрешиться от всего земного, полностью раствориться в Божественном.

Время совершения зикра

В Коране говорится, что восхвалять Аллаха можно постоянно. Нет нужды поджидать для этого какого-то определенного времени. Тем и хорош для верующего человека зикр. Намаз совершается в отведенные часы. Но бывает, что душа требует общения со Всевышним. Тогда уединитесь и читайте зикр. Однако, есть требования и к этому действию. Нехорошо обращаться к Аллаху в неопрятном состоянии. В исламе особое внимание обращают на чистоту тела и помещения. Каждому верующему надлежит быть опрятным, не стоит путать с богатством или роскошью. Соблюдать аккуратность в одежде и поведении может любой бедняк. Отсутствие средств на обновки - это не порок. Грехом считается зависть или злость, обида на горькую долю. Любое состояние кармана не избавляет от необходимости умываться и стирать одежды. Помните об этом, когда соберетесь прочесть зикр. Безалаберность в помещении и наряде приводит к невозможности сосредоточиться на том, чем занимаетесь. А это помещает ощутить божественность, приблизится к Аллаху. Описанные требования естественны для людей, воспитанных в вере. О них рассказывают родители сызмальства. Но для тех, кто пришел к исламу в зрелом возрасте, такие совету могут пригодиться. Еще важно быть упорным и ответственным. Молитва должны стать частью вашей жизни. То есть, в чтении зикра нужны аккуратность и системность. Негоже делать это иногда, по настроению. Такой подход приравнивается к безалаберности духа.

Заключение

Иногда современный человек, избалованный цивилизацией, воспринимает религию в виде своеобразной волшебной палочкой. Захочу - возьму в руки, и мир засияет, а устану - опять в сундук засуну. Конечно, такой подход не принесет результатов. Единственное, что ждет человека - это разочарование. Любая вера требует работы духа. Зикр является усилием по достижению единения со Всевышним. Не у всех сразу получается ощутить хоть каплю света. Надобен труд, упорство, желание и стремление к результатам. Напрягать придется и тело, и ум, и дух, и волю. Благость сама на голову падает редко. Может только, если святым родились и сумели сохранить это состояние, что маловероятно. Путь к единству с Богом тернист. Повстречаете на этой дороге много соблазнов, ухабов, набьете шишек. Зато итоги окажутся намного серьёзнее, чем те, на которые может отважиться воображение. Но об этом каждый должен узнать самостоятельно. Никто за вас этот путь не пройдет, что прекрасно! Всевышний наделил каждого собственной судьбой, и ее у нас не отнять, разве что сами откажетесь. Мы все стоим перед выбором: пребывать в тщетной мирской суете или постараться возвыситься над нею, приблизиться к божественному.

Два раза был прочитан по радио и много раз
частями и полностью печатался в журналах
и даже в коллективной научной монографии

Ритуальные хороводы с пением возникли в древности как попытка людей магически воздействовать на природу, полную опасностей и увлекательных тайн.

Это с одной стороны, а с другой… Вместе с развитием искусства движений (танцевальных, ритуальных, церемониальных) и голоса (пение, молитвы, заклинания, риторика) гармонично развивались интеллект и душа.

В телевизионных передачах из Чечни во время первой чеченской войны (1994-1996 гг.) зрители нередко видели странные мужские хороводы. Усатые люди в папахах бегут друг за другом, что-то гортанно поют. За кругом - толпа.

Хороводы у всех народов, и у чеченцев - это ритуальные действия для психической и физической зарядки или, наоборот, для разрядки, для отдыха.

У некоторых чеченских родов боевой общинный хоровод стал исламским молитвенным обрядом - зикром.

История Зикра

Среди мусульман России чеченцы и ингуши последними приняли ислам, в XVI-XVII веках. Это на 800 лет позднее волжских татар, на 600 лет позднее башкир. И даже соседи чеченцев на Северном Кавказе кабардинцы, балкарцы, черкесы приняли мусульманство на 300 лет раньше чеченцев и ингушей. Почему?

Есть разные мнения. Известный исследователь народов Кавказа Леонтович писал, что малочисленные (до XVI-го века) вайнахи (сейчас это чеченцы и ингуши) жили в недоступных горах и мало привлекали исламских проповедников. Есть иное мнение: чеченцы и ингуши с их особым стремлением к самостоятельности упорно сохраняли свое христианство. И сейчас в горах Чечни с великим почтением относятся к могилам древних предков, отмеченных каменными крестами.

Многие историки полагают, что война с Россией способствовала укоренению мусульманства в Чечне. Ислам сплачивал разрозненные роды, его воинственные проповедники превращали этническое свободолюбие чеченцев в религиозную борьбу за свободу - джихад. «Джихад» - это «священные усилия» не только на войне, но и при строительстве храма, написании книги с назиданиями для достойных учеников и т.п.

Важным психологическим элементом мусульманства является религиозная экзальтация. У разных народов она проявляется по-разному. Первоначально у арабов она усилила их склонность кочевать, покорять пространства и завоевывать страны.

Затем у поэтически чувственных персов мусульманство способствовало пробуждению, буквально взрыву поэтических дарований.

А стихийно воинственных горцев Северного Кавказа ислам привел к военной организации. У них просыпались боевые таланты. Вспомним знаменитого Шамиля и его мюридов - касту религиозных воинов-чиновников.

Распространению ислама способствовали ордена дервишей, странствующих по свету, наверное, уже тысячи лет. Они подхватили учение Пророка Мухаммеда. Таких орденов, - суфийских общин, - множество. «Суфий» - значит благочестивый, любящий истину мусульманин. У каждого ордена свой молитвенный обряд - зикр.

"Зикр" - значит "память", "напоминание". Во время зикра сначала - покаяние, поминание себя, своих прегрешений и добрых дел. Затем, молитвенное поминание имен Божьих. Их 99. Все они - перечень достоинств и добродетелей, должных быть у людей. И все эти имена - добродетели Бога используются как личные имена мусульман.

Древность обрядов суфийского зикра (то, что они были до Пророка Мухаммеда) признают мусульманские ученые: "Семена суфизма посеяны во времена Адама; они дали зародыши во время Ноя; стали распускаться при Аврааме; плод их появился при Моисее; созрел он при Христе; а при Пророке Мухаммеде произвел чистое вино".

Ортодоксальные мусульмане утверждают, что с тайнами суфизма и обрядом зикра Пророк Мухаммед познакомил Архангел Гавриил по велению Бога. Пророк Мухаммед обучил им своих учеников.

"Что ни город, то свой норов"

Время течет, меняя многое. Неодинаковые изменения жизни, даже в близких одна от другой общинах создают различия образа мыслей и … потребности в неодинаковых ритуалах. Общая религия сдерживает слишком быстрое расхождение единоверцев, но конфессиональные несходства накапливаются.

Христианство непримиримо разделилось на католицизм, православие, многие формы протестантизма. Между разными христианскими конфессиями вспыхивали религиозные войны.

Хотя мусульманство разделилось на шиизм и суннизм, непримиримые друг с другом, но, благодаря Исламу, возникли многие духовные пути - суфийские тарикаты, как правило благополучно взаимодействующие.

Основы суфизма существовали в глубокой доисламской древности. Были два типа арабских общин: мешаюны (подвижные, гуляющие) и ширахаюны (созерцающие).

Психологи знают, что в ответственных, экстремальных условиях многочисленные различия людей могут быть сведены к двум: одних стресс делает активными, подвижными, бурно-эмоциональными, других - пассивными, созерцательно переживающими горе и радость.

Не с этими ли особенностями людей, проявляющимися при стрессе, связаны бурный молитвенный хоровод чеченцев-кадыритов и тихое моление чеченцев-накшбандийцев? Если это так, то различие суфийских молитвенных обрядов создает приоритетные возможности для эмоциональных проявлений и духовного развития разным психологическим типам людей: суфийский орден - община накшбандия - склонным при стрессе к пассивности, орден кадырия - склонным к активности. Пусть эта гипотеза не кажется читателю фантастичной. У мусульман есть и другие особенности, которые могут представляться нам маловероятными.

Суфизм стал религиозно-философским учением, способствующим адаптации исламского мира к многообразию меняющейся действительности. Более того, вполне можно предположить, что разные суфийские общины дают полноту самореализации людям с разным образом жизни и с психологическими различиями.

Однако не все мусульмане принадлежат к суфийским орденам. В сталинские времена эти исламские объединения жестоко притеснялись. Сейчас многие российские мусульмане имеют лишь смутное представление о суфийских орденах.

Зикр на Северном Кавказе

Северного Кавказа достигли два ордена, исповедующие каждый свой путь человека к Богу. Священный путь ордена-общины называется «тарикат». Один из них - тарикат накшбандия. Его исповедовал Имам Шамиль. Главное в ритуале накшбандия - тайная молитва, то есть зикр Хуфия. Поминание сердцем имен Бога. Воспитание сердца благодатными (медитативными) "ударами" по нему - таков суфийский психотренинг. В основе этого культа: "Я один на один с Богом. Мой удел - творение ценностей и красоты".

Основатель ордена - шейх Баххауддин Накшбанд был художником-чеканщиком. Он жил в Бухаре в начале XIV-го века. Свое учение и биографию Накшбанд изложил в книге стихов: "Капли от источника жизни".

Внешний признак служителей этого культа - белая шапочка. Многие, кто отдыхал на побережье Черного моря, покупали белые войлочные шляпы. У них с краев широких полей свисали длинные волоски - опушка. Кто бы мог догадаться, что это шляпа дервишей накшбандия. Опушка мешает смотреть, чтобы мусульманин не заглядывался на прелести внешние и думал лишь о Боге, совершенствуясь в душе.

Я видел в чеченских селах мужчин в мусульманских шапочках разной формы, разного цвета, привезенных из исламских стран. Чеченцы и не подозревали, что носят на головах отличительные знаки не тех тарикатов, к которым принадлежат их тейпы.

Второй священный путь, утвердившийся на Кавказе, тарикат - кадырия. Его основатель Эль-Сагид Абдул-Кадыр-Гиляни жил в Багдаде в XII-м веке. Он завещал своим последователям громкую коллективную молитву-зикр Джагрия во время энергичного хоровода.

Я наблюдал, как такой зикр в Чечне во время первой войны использовался для боевого сплочения народа. Это была мощная психологическая процедура, ритуально-обрядовый хороводный танец.

Есть в Чечне тейпы (кланы), в которых во время зикра молящиеся не сидят и не бегают по кругу, а подпрыгивают на одном месте. Этот молитвенный ритуал основал Бамат-Гирей Митаев, - чеченец из селения Автуры. После смерти его признали устазом (святым учителем Ислама). Над его могилой стоит изящно украшенный зият (домик-склеп). Проезжая мимо, чеченцы, не останавливая автомобиля, привстают в нем в знак уважения к святому.

В Чечне чтят могилы не только устазов, но и эвлиев (волхвов-предсказателей), признанных после смерти святыми. Вероятно в этом отголоски недавнего чеченского язычества, уживающиеся с чеченскими представлениями об Исламе.

Зикр на Первой Чеченской войне

В апреле 95-го, беседуя с префектом горного Шатойского района Даудом Дабаевичем Ахмадовым (до войны он заведовал кафедрой физики в Грозненском университете, к концу войны стал командиром шатойского отряда боевиков), я спросил:

Что дает смелость и стойкость чеченцам в этой войне?

Префект ответил:

Только зикр! Если мы устали, нам помогает зикр. В несчастьях и в радостях у нас есть зикр.

Опытный педагог, расчетливый профессор-математик точно оценил мощь психотехники суфийского обряда.

Может казаться, что зикр на площади возникает стихийно. Однако им управляет шейх. Он знает, когда и где начать ритуальное моление. Его можно узнать в кругу молящихся по головному убору.

Разные шапки - главные отличия разных мусульманских тарикатов. Вокруг шапок навертываются куски материи, показывающие степень духовного совершенства мусульманина. Получается - тюрбан. Чем духовность значительнее, тем больше оборотов вокруг шапки разрешено сделать. Больше других у шейха.

Горцы Кавказа навертывают тюрбан на папаху. Цвет их тюрбанов установлен еще знаменитым Шамилем - белый. Это символ "совершенного подчинения" шейху.

Мусульманская шапка часто сшита из нескольких клиньев, и вот почему: в конце жизни Пророк Мухаммед созвал помощников, разорвал свою шапку, - символ чести и власти, - на куски и молча раздал их. Помощники поняли, что как разорванная шапка бесполезна, так власть, которую она символизирует, должна быть единой. Помощники отдали свои куски достойнейшему - Али (двоюродному брату и зятю Пророка), признав в нем приемника Мухаммеда.

Мусульмане Северного Кавказа знают, что рядом с отходящим в мир иной находились семеро сподвижников Пророка. Потому мусульманская шапочка-капа - из семи клиньев.

В Центральной Азии мусульмане уверены, что у смертного одра Мухаммеда находились четверо. Центральноазиатская тюбетейка - четырехугольная. Есть и другие варианты легенды и, соответственно, шапки-капы.

Тогда в 1995-м году рядом с шейхом в толпе перед шатойской префектурой раздаются выкрики, усиливается толкотня, закручивается кольцо, расширяясь и втягивая в себя людей.

Чеченцы, вприпрыжку, быстро бегут по кругу. Движения ритмичны. Хлопают ладонями, отбивая ритм танца. Он мог длиться часами. Громко, нараспев повторяют, призывая Господа: "Ля илляха илля-ллах!"

Чувство священной причастности к вечности, к Аллаху, которого восхваляют чеченцы на непонятном для них арабском, благозвучном языке, сплачивает поющих. Вращающееся в зикре на площади посреди толпы кольцо из воспаленных тел, как глаз, обращенный к небу. Каждый, неустанно несущийся в круговом танце, чувствует себя ресничкой этого глаза, глаза народа, обретающего всевышнего Покровителя. Волны эмоций расходятся от кольца зикра по толпящимся на площади людям. Временами кажется тан-цующие устают, но их голоса снова взмывают над толпой. По ней ширясь плывет новая волна возбуждения, оживляются глаза, громче становится говор толпы, обсуждавшей свои дела под звуки зикра.

Стоя в толпе, я не мог не поддаться.., в груди ощутил чувство единения с чем-то непонятным и сильным.

Психофизиология Зикра

Дрожание голоса молящихся входит у всех одинаково в голову и грудь. А ведь это должно создавать синхронизацию электрофизиологических ритмов в организмах танцующих. И, в результате, - единение чувств у несущихся круговым хороводом. Глубокое дыхание в ритме пения вызывает коллективные вспышки экстаза (этот феномен используется в йоге и других психотехниках).

Глядя на летящие поющие рты и блеск глаз над ними, я вспомнил громадную центрифугу. Когда-то, много лет назад, мы исследовали стресс предстоящих межпланетных полетов, подвергая на ней мучительным испытаниям добровольцев и прежде - себя, вращаясь непрерывно по много недель.

Стремительное вращение, влияя на тело, изменяет психику, настрой души. Когда люди несутся часами по кругу, то для них пространство за кругом смазано, отчуждено. Но друг друга летящие в танце видят все на тех же местах. В каждом укореняется установка: "Только мы, поющие, летящие - стабильны, реальны. Мир вокруг нас зыбок".

У чеченцев в зикре (и когда-то у нас на центрифуге) вращение и восторг от своей избранности создавали удивительный сплав экстремальности бытия, редкую форму стресса… с пробуждением сил, восторга и воли.

Молчаливый и громогласный зикры - лишь элементы целостных молитвенных ритуалов, исполняемых в других исламских тарикатах вдали от Кавказа. Вот, например, "громкий" зикр мусульманской общины Руфаи после коллективного пения и неистового хоровода заканчивается молчаливым экстазом участников. Имам позволяет особенно вошедшим в раж наносить себе ожоги раскаленным железом, резать себя до крови. Психологи знают, что у охваченного радостью человека "малая боль" оттеняет, усиливает, делает изощреннее "большое удовольствие".

Особенно интересен зикр шейха Джималь Эддина-Эр-Руми, выдающегося поэта средневековья (его стихи сейчас пользуются большим спросом в Америке и в Европе), основавшего суфийский орден крутящихся дервишей Мевлеви. Этот зикр содержит и громкие, и молчаливые моления. Сначала бешеное вращение на левой ноге. Толкаясь правой. До исступления. Но вдруг по сигналу шейха все останавливаются, каменеют в позе, в которой застала команда. Потом снова вращения, остановки… Много раз. Зачем?

Все это сложное управление психикой, а если изо дня в день, то и воспитание ее. Не только на Востоке суфийский шейх - поэт Руми, но и в Европе христианский святой Франциск Ассизский использовал вращения с остановками по команде для обретения Истинного Пути его учениками.

Если Вы попробуете так вращаться и через 15-20 минут не упадете и вас не стошнит, то начальное ваше настроение превратится в довольно сильное чувство. Были грустны? - накатит печаль. А если начали с воодушевления - вас охватит веселье.

Мы проводили такие психофизиологические эксперименты. Эта почти магическая процедура подкачивает эмоциональные, образные и логические центры в полушариях головного мозга за счет напряжения разных мышц и органов равновесия.

Зачем молящийся в зикре тариката Мевлеви вращается, стоя на левой ноге?

Это не случайно.

Левая - связана нервными путями с правым полушарием головного мозга. Там отражение непрерывных образов мира, бытия, эмоций. А правая нога, толкаясь, шлет сигналы в левое полушарие. В нем - анализ дробных, "толчковых" событий.

Так в каждое полушарие головного мозга приходит и бьет как в цель информация, которая специфична, понятна именно ему. Одно наполняется "знанием", что опора, Земля, Мир непрерывно стабильны. Другое - что: "Нет! Все не так! Мир под правой ногой, несомненно, дробен, прерывист". Возникает конфликт между двумя, казалось бы, истинными сигналами об опоре нашего тела.

Многолетние наши исследования, сотни разных экспериментов показали, что чувственные конфликты приводят многих к состоянию так называемого "измененного сознания". Происходит прорыв из подсознания мечтаний, видений, годами таящихся в нем. Как сон наяву. Экстаз и озарение, способные радовать человека или пугать.

Духовные учителя Востока предупреждали, что заниматься зикром без подготовки и без имама-наставника опасно.

Из исторических хроник известно, что имам Шамиль не раз в темном подвале мечети, в полном одиночестве, без сна и еды вращался в молчаливом зикре и, замирая на земляном полу, молил у Пророка совета. И Мухаммед давал прозрение.

Мгновенное окаменение во время быстрого танца, когда кто-то даже падает, как скульптура, без подставки, использовал для обучения магии Гурджиев. Его называли великим магом 20-го века. Есть свидетельства, что он был духовным наставником двух диктаторов: как старший товарищ юного Сталина в кутаисской семинарии, потом в Европе, преподавая оккультизм Гитлеру. Гурджиев считал, что при остановке в танце эмоционально-двигательная энергия превращается в интеллектуально творческую, в энергию "безмолвного крика", "стоящего бега".

Дрожание голоса молящихся входит у всех одинаково в голову и грудь. А ведь это должно создавать син-хронизацию электрофизиологических ритмов в организмах танцующих. И, в результате, - единение чувств у несущихся круговым хороводом. Глубокое дыхание в ритме пения вызывает коллективные вспышки экстаза (этот феномен используется в йоге и других психотехниках)...

Еще об одной особенности зикра чеченцев-кадыритов. Почему их хоровод вращается против часовой стрелки? Так же вращаются суфии-мевлевиты.

Это восходит к древним ритуальным пляскам солнцепоклонников. Так, мы жители северного полушария с каждым поворотом встречаемся с солнцем. Новый поворот - новое утро. А "утро вечера мудренее".

Ритуальные вращения есть и в других религиях. Так у буддистов тысяча поворотов тела молящегося равноценна на пути духовного совершенства одному посещению дацана (буддистского монастыря). Тысяча посещений дацана, в котором надо проходить по кругу, вращая множество священных барабанов, равноценна одному посещению тибетского центра буддизма - Лхасы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: