Группы анархия как их называют. Почему анархия? Анархия - это что за субкультура, и какой она бывает

Что означает быть анархистом? В общем смысле, анархия означает недостаток власти или ее отсутствие. Идеями общества является экстремальный волюнтаризм, который возможен при всеобщем сотрудничестве, без диктаторов и деспотов, эксплуатирующих слабые слои общества, если бы это было возможно. Критики анархизма описывают множество видов негативных стереотипов идеи. Они рисуют картины злых и жестоких банд, причиняющих вред государственной собственности, массовое воровство, мародерство, грабежи, разбои, нападения и внесение общего хаоса. Хотя некоторые группы насильников утверждают, что они анархисты, но большинство общепризнанных анархистов в наши дни мирные и против протестов власти. Тем не менее, очевидно, что правоохранителям следует требовать соблюдение равенства.


Анархия может возникнуть, как результат экономического или политического коллапса, сопровождаемого беззаконием, то есть: могли бы вы найти неуправляемую толпу во главе с сильными хулиганами? Люди старались бы скрываться, защищая свое имущество самостоятельно, с помощью друзей и родных. «Полицией» могли бы быть добровольцы, местные отряды, временные тюрьмы и суды перегружены, вероятно, люди в массовом замешательстве, повсюду гангстеры, банды, насилие и всеобщий беспорядок. Улицы будут заблокированы, власть принимает строгие указы по безопасности, введению комендантского часа, конфискации оружия и запасанию продуктами и топливом.


Анархизм не является единственной унифицированной системой верований, а заключается в ряде деформаций.

Шаги

Ознакомьтесь с историей анархизма. Почитайте про анархистские движения во время испанской революции 1936 года, восстания махновцев на Украине, в Париже в 1968 году, протесты в черном в наши дни, и о мероприятиях движения, таких как манифестация протеста во время заседания ВТО в Сиэтле.

Понятие и оценка негативных подоплек анархии. Поразмышляйте над негативными коннотациями на основе того, что вы изучили об анархизме. Существует множество негативных стереотипов по поводу анархизма. Многие связывают анархизм с насилием, поджогами и вандализмом. Аналогично любой системе мысли, вам нужно постараться оценить, как люди создают и применяют анархизм.

Ознакомьтесь с анархистской символикой и флагами. Как и все политические движения и общественные организации, с целью идентификации себя и своих принципов, анархисты используют символику. Символы отличаются в зависимости от места и изменяются со временем.

Изучите капитализм, марксизм, фашизм и другие политические идеологии. Знайте своих «конкурентов». Знайте, что есть важного в других системах мышления, чтобы суметь подчеркнуть, насколько предпочтительной является ваша точка зрения.

  • Поймите доводы в пользу государственного контроля, закона и порядка. Знайте, что государственность основана на идее того, что человеческие существа не могут эффективно организовать себя на равноправной основе. Они нуждаются в централизованном государстве, чтобы защищаться от тоталитарной власти, поддерживать народ в борьбе с насилием, бандами, иметь более общие законы и моральные принципы и системы валютного обращения/денег, торговли и коммерции/экономики для предотвращения конфликтов международного, национального, государственного, и местного уровня, групповых и личных.
  • Не торопитесь. Вы развиваете мировоззрение. Не спешите с этим из-за того, что это странновато или потому что вам скучно. Тщательно рассмотрите точку зрения каждого мыслителя и каждый принцип. Что имеет для вас смысл?

    Жить как анархист

      Начните с себя, живите по личным принципам. Осуществляйте максимально возможный контроль вашей собственной жизни. Никто не владеет вами, но вы живете в обществе. Никакая власть над вами не является законной, если вы не нарушаете права окружающих или добровольно предоставляете власть окружающим в работе, игре или управлении обществом, также как вы не должны иметь власть над другими, если они с этим не согласны.

      • Подумайте о ваших собственных отношениях. Есть ли у вас равные отношения с друзьями, членами семьи, близкими, коллегами? Если у вас есть над ними власть и они не согласны с ней, найдите способ исправить ситуацию. Поговорите с ними о своих анархистских убеждениях. Объясните, что хотите создать эгалитарные отношения. Это может быть общественная утопическая группа.
    1. Рассмотрите свое отношение к иерархической власти. Многие анархисты имею проблемы с государством, иерархической религией и крупными регламентированными организациями. Подумайте об отношении к каждому из этих объектов.

      Продвигайте равенство, но поймите, что без принуждения лиц правительством это было бы невозможно. Подумайте о равенстве полов, сексуальном, расовом, религиозном, равных возможностях и равенстве оплаты труда. Солидарность посредством мечты о несанкционированном/непринужденном равенстве является основополагающим принципом анархизма, который недоброжелатели назвали бы господством толпы.

      • Помогайте тем, кто несправедливо обижен «системой». Содействуйте выбору и посвящению работе в выбранной профессиональной области для того, чтобы получать знания, опыт и навыки для продвижения по карьерной лестнице. Женщины по-прежнему относятся к менее квалифицированной, низкооплачиваемой категории людей на рабочем месте. Окажите помощь в обеспечении права на равную оплату труда в выбранной профессии. Расовые меньшинства зачастую подвергаются ущемлению прав. Содействуйте продвижению расового разнообразия. Пробуйте эти возможности и то, что они предлагают обществу.
      • Запомните, что использование крупного правительства для укрепления государственных взглядов на равенство является социализмом или марксизмом. Основная идея анархизма в том, что вы зарабатываете то, что заслуживаете, а если государство отбирает у вас доходы, то это идет против этих убеждений.
    2. Найдите людей, которые разделяют аналогичные убеждения. Найдите сообщество людей, которые верят в то же, что и вы, и живут небольшим неформальным кругом друзей (возможно, коммуной). Вам нужно полагаться на других. Это неизбежно. Вы можете учиться друг у друга, учить друг друга и расширять круг знакомств.

    Распространение информации

      Учитесь быть убедительным. Распространяйте информацию. Подчеркните, что у вас есть общего с собеседниками. Вы будете особенно эффективны, если ваши вопросы направляют их ответы к вашим заключениям. Убедитесь в том, что они понимают, что анархизм – это не повсеместный хаос или крушение всего подряд, а политическая и социальная идеология, которая выступает за самоорганизацию и неиерархическую политическую и экономическую систему, основанную на прямой демократии, радикальной демократии или индивидуализме в зависимости от типа анархизма.

    А не стать ли мне анархистом?

    Недостаёт нам (мне) по жизни философского образования, ох, недостаёт. Приходится образовываться по ходу псифакторианских дискуссий.

    Всё таки в основе личности и её поведения лежат убеждения. Если их понять, то поведение становится понятным как таблица умножения.
    Вот одна моя уважаемая собеседница любит рубить шашкой с плеча. А ведь милая женщина. И чего? А по убеждениям, оказывается, анархистка. Во как! Монархистов встречал, а анархисток не доводилось. А поскольку симпатия моя к собеседнице глубока я решил разобраться, что это такое, тем более, что по её убеждениям Швейцария чуть ли не пример успешно воплощённого анархизма товарища Кропоткина., который говорил, что государство нужно упразднить.

    Читаем про анархизм.

    1. Все виды власти (то есть принуждения и эксплуатации) должны быть ликвидированы.

    Ну и я сразу задумался про Швейцарию. Швейцария – Швейцарская конфедерация. Конфедерация, союз суверенных государств.
    ГОСУДАРСТВ! Значит опять власть! Не осуществилась мечта Кропоткина. Просто вместо одного маленького государства куча объединившихся мелких.

    Тут мне путаница мыслей моей собеседницы ещё интереснее стала. Как это можно отрицать власть и приводить в пример образец успешного союза государственных властей? Но оказалось, что путаница в мыслях необыкновенная у всех анархистов испокон веков. Широта их воззрений и разнообразие подвидов столь широка, что надо уточнять, Вы – какой анархист? Анархист – феминист? Или левый? Анархо-коллективист или анархо-синдикалист? А может Вы рыночный анархист? Или, извиняюсь, агорист? Не подумайте, впрочем, плохого, это просто правый анархист, сторонник анархического капитализма. Так что простор всем! От левых до правых!

    Как договариваются? А никак! Они даже относительно своей организации договориться не могут. Одни говорят она нужна, другие «организация это власть, а мы против власти».

    Широкий спектр идей от крайнего индивидуализма до безгосударственного коммунизма наводит меня на мысль, что сказать «я анархист» всё равно что сказать «я никто и звать меня никак».

    Вы только посмотрите на принципы якобы объединяющие это разнообразие.

    «Отсутствие власти, свобода от принуждения, свобода ассоциаций, взаимопомощь, разнообразие, равенство, братство и сестринство».

    И на этой «общей» основе справочник выдаёт 14ть различных направлений анархизма! От «зелёного» до «ЛГБТ-анархизма».

    И я бы даже не стал разбираться, но! Недавно налоговая наехала на моих знакомых за то, что на компьютерах в офисах нелицензионные программы. Штраф был обалденный. Ибо компьютеров много. Я перепугался и купил на пару своих программы в магазине с мерзким ощущением, что делаю это исключительно из страха. Оказалось, что вполне симпатичное мне движение за свободное распространение компьютерных программ вроде как имеет корни в анархизме. Тогда я – убеждённый анархист! И духовный брат моей собеседницы.

    Так есть ли в анархизме рациональное зерно?

    Предлагаем камрадам ознакомиться с хорошей методической статьёй от наших российских соратников по анархистской деятельности и революционной борьбе. Опубликованная статья на сайте организации МПСТ немного подкорректирована нами, в частности мы убрали из текста упоминание о российской законодательной системе и прочие сравнения с реалиями этой страны, дабы статья являлась наглядным примером и нашему читателю. Также стоит добавить, что в наших белорусских условиях обозначенная автором рекомендация в пятом совете касающаяся знакомства с правозащитниками - может не сработать. Поэтому не стоит так сильно надеяться, на то что адвокат или правозащитники смогут вас защитить (а это вполне реальный расклад) от преступников у власти. Помните, что спасение угнетаемых дело самих угнетаемых!

    В свое время, когда я ступил на еще не протоптанную дорогу анархизма, у меня была масса вопросов: что и как делать, на что обратить внимание, чего наоборот ни в коем случае не делать и т.д., и узнать про это я практически ни у кого не мог. Были, конечно, возможно, в чем-то более опытные товарищи и пара-тройка статей на эту тему, но того, что знали эти товарищи и что было написано в этих статьях, было явно недостаточно чтобы понять, что к чему (а иногда эти знания были вообще неверными). Конечно, с тех пор утекло много воды и анархическое движение стало куда более серьёзным, но, мне кажется, что и по сей день многие новички попадают в ту же самую ситуацию, в которой в свое время оказался и я. Более того, на мой взгляд, очень часто и опытные товарищи совершают глупые ошибки, движутся не в том направлении и т.п. Поэтому я решил написать статью и изложить в ней свой взгляд на эти вопросы. Но, перед тем как изложить суть, я сделаю небольшое замечание. Так как в анархическое движение входит на самом деле достаточно много течений, часто противоположных друг другу, то являясь по убеждениям анархо-коммунистом, под анархизмом в статье я буду иметь ввиду анархо-коммунизм, под анархическим движением - анархо-коммунистическое движение, а под анархистом - анархо-коммуниста.

    Первое , что должен понять начинающий анархист, что анархизм - это прежде всего инициативность. К сожалению, в движение приходит достаточно много людей, которые сами не хотят думать и действовать, а ждут, что кто-то все устроит за них и лишь пригласит поучаствовать. Поэтому часто в анархическом коллективе мы видим пару-тройку (если не одного) толковых людей, а все остальные заглядывают им в рот и ждут указаний или же тусуют где-то около, появляясь лишь время от времени и, опять же, делая то, что говорят толковые. В итоге такая группа очень быстро разваливается либо вследствие того, что все, кроме толковых, теряют интерес к анархизму, либо вследствие того, что толковые подвергаются репрессиям: их сажают, или же из-за угрозы посадки они переезжают, или же, наконец, вследствие того, что толковые люди смотря на своих бестолковых товарищей разочаровываются в идеях анархизма. Поэтому в первую очередь анархисту (не только начинающему!) необходимо самому придумывать и предлагать своим товарищам различные мероприятия, акции и иные действия, а не ждать когда их предложат другие. А во-вторых анархистам необходимо принимать в свой коллектив только инициативных людей, а не таскать за собой балласт из 10-20 человек желающих быть пушечным мясом. Понятное дело, что только что прешедший в движение человек скорее всего не будет сразу же развивать бурную деятельность, а попробует оглядеться, послушать более опытных товарищей и понять что к чему, но со временем любой уважающий себя анархист все же должен стать полнокровным членом своего коллектива (организации) и максимально плотно участвовать в выработке его (её) стратегии и тактики.

    Второе , не менее важное для анархиста - это самодисциплина и ответственность. Если ты что-то берешься делать, то ты обязательно должен доводить это дело до конца, особенно если ты заранее обещал своими товарищами, что ты это сделаешь. Опять же, к сожалению, в движение приходит очень много людей которые не хотят никакой самодисциплины и ответственности, а хотят лишь угорать и тусоваться в компании «крутых анархистов», чтобы казаться в своих глазах и глазах окружающих такими же «крутыми». Когда же речь заходит о том, что надо посетить собрание, тренировку, прийти на акцию, написать листовку или статью, нарисовать баннер или что-то еще эти ребятки куда-то сразу испаряются. То у них учеба, то еще какие-то дела. Понятно, что бывает так, что человек действительно занят, но если он анархист, то он должен расставлять приоритеты и уделять анархизму значительную часть времени. Для этих же ребят очевидно анархизм является не приоритетным делом в жизни а этаким хобби, которое они, естественно, через пару лет или раньше бросят. Так вот, анархисту, во-первых, самому не надо быть таким, а, во-вторых, нужно не допускать в свой коллектив таких людей иначе, как и в предыдущем случае, ваш коллектив очень быстро развалится.

    Третье.
    Анархист должен постоянно совершенствоваться в теории и практике. Нельзя по паре-тройке статей уяснить для себя суть анархизма и уметь объяснить интересующимся людям, как мы собираемся бороться, какое общество мы хотим построить на месте старого, как будут решаться экономические вопросы, как политические и так далее. То же самое можно сказать и о практической деятельности: нельзя поучаствовав в паре акций четко уяснить для себя, что и как мы должны делать, чтобы наше движение развивалось. Только прочитав достаточно большое количество анархической и левой литературы и поучаствовав достаточно долгое время в деятельности анархического коллектива, человек сможет сформировать четкое представление об этих вопросах. Только тогда человек сможет доходчиво объяснить другим людям, за что мы выступаем и как мы собираемся добиваться наших целей. Только тогда, когда в анархическом движении таких людей будет большинство, оно сможет выработать для себя внятную стратегию и тактику, позволяющую не барахтаться на месте, а двигаться вперед.

    Четвертое . Анархист должен поддерживать себя в хорошей физической форме и уметь пользоваться оружием. Наша деятельность связана в том числе и с физическими конфликтами и если мы не сможем дать отпор нашим противникам, то мы неизбежно проиграем в этих конфликтах, а следовательно, не сможем стать примером ни для наших возможных будущих товарищей, ни вообще для кого-бы то ни было. Более того, даже оратор в хорошей физической форме будет смотреться намного более эффектно чем заплывший жиром или же тощий, как Кащей Бессмертный, и, соответственно, его речь будет более убедительной при прочих равных условиях. Соответственно для поддержания вашей физической формы и физической формы товарищей, вы можете устраивать совместные тренировки, а так же заниматься самостоятельно или же посещать спортивные секции. Конечно же, не все анархисты обязаны быть спортсменами или первоклассными бойцами, но двигаться в направлении развития своих физических способностей и боевых навыков стоит всем без исключения.

    Пятое. Анархист должен разбираться в вопросах безопасности и быть юридически подкованным. Неизбежно любой анархист рано или поздно столкнется с полицаями и, чтобы этот драматичный момент прошел как можно более удачно для вас, вы должны заранее позаботится о своей безопасности. Во-первых, не рассказывайте все сразу новичкам приходящим в движение. Им для начала вовсе не обязательно знать, где, например, лежит ваша общая касса или что вы завтра будите мутить какую-то супер-радикальную акцию. Для начала вам нужно разобраться, что за человек перед вами и можно ли доверять ему, а это можно сделать только со временем, пообщавшись с ним как следует и посмотрев на него в деле (разумеется, не в самом радикальном) . Во-вторых ни в коем случае не обсуждайте в социальных сетях, по электронной почте и по телефону действий, которые могут попасть под УК, а также других очень важных вещей, для этого есть личные встречи. В-третьих, для связи на расстоянии используйте службы электронной почты с поддержкой шифрования или джаббер. В качестве почты, раньше бы я посоветовал для начала использовать сервис gmail.com, но сейчас появилась информация, что его владельцы переходят к более тесному сотрудничеству с властями. Поэтому лучше использовать специальные активистские сервисы типа riseup.net и autistici.org или же шифровать сами тексты писем(с использованием таких программ как GNU PG или PGP). В-четвертых, не храните ни каких палевных вещей у себя на компьютере, используйте для них отдельную флешку (еще лучше, если информация на ней будет зашифрована). Ее в отличии от жесткого диска, который еще надо достать из системного блока, легко спрятать, выкинуть или же уничтожить. В-пятых, перед тем как осуществлять какие-либо действия, проверьте, под какие статьи КОАП и УК данные действия могут попасть и заранее продумайте, что говорить полицаям, если вы попадетесь (всегда помните, что вы вообще можете не отвечать на их вопросы, ссылаясь на соотвествующую статью конституции). И, наконец, в-шестых, желательно быть знакомым с правозащитниками в вашем регионе, чтобы в случае каких-либо неприятностей, можно было бы с ними проконсультироваться по юридическим вопросам и они могли бы помочь организовать вашу защиту (еще лучше иметь знакомых адвокатов:)). Разумеется, это далеко не полный список советов, поэтому я крайне советую ознакомится с брошюрами и другими материалами на эту тему.

    Шестое. Анархизм - это революционная теория, нацеленная на пробуждение большинства людей, а не какая-то элитарная идеология для внутреннего потребления в узком круге лиц, поэтому анархистам крайне необходимо участвовать в социальных конфликтах, таких, например, как борьба рабочих за улучшение условий труда, борьба против выселения людей из общежитий, борьба против застройки дворов, вырубки парков и лесов, борьба против строительства экологически вредных объектов и т.п. Анархистам крайне необходимо научиться находить общий язык с простыми неангажированными людьми и научиться убеждать их в необходимости самостоятельной борьбы без помощи политиков и буржуев, а также в необходимости вести эту борьбу при помощи прямого действия, а не сбора подписей, писем с жалобами и заявлений во всевозможные государственные инстанции. При этом нужно четко понимать, что пока абсолютное большинство участников этих конфликтов не готово будет вас поддержать полностью, а уж тем более проникнуться идеями анархизма, но на данный момент наша главная задача это приобретение опыта участия в подобных делах, так как у большинства анархистов его просто-напросто нет. Без этого опыта ни один анархист не сможет понять каким же образом убедить большинство простых людей в верности наших идей и необходимости борьбы за другое общество.

    Седьмое. В нашей борьбе главное не эффектность, а эффективность. Флаги, речёвки, крутые шествия не меняют положения вещей. Более того непродуманные публичные действия могут привести к засветке вас и ваших товарищей. Задача же анархистов состоит в том, чтобы о нас как можно больше знали простые люди (при чем наша известность была в положительном ключе), и как можно меньше всякие полицаи. Понятно, что невозможно быть незамеченными, достигнув серьезных успехов, но смысла светить себя на мероприятиях, никоим образом не ведущих к этому успеху, нет. Так очень большая проблема заключается в том, что многие анархисты любят устраивать санкционированные пикеты и митинги, и благо бы их посещали тысячи людей или хотя-бы сотни, а так получается что на этих мероприятиях больше мусоров, чем «митингующих». В итоге засвечиваются организаторы мероприятия, так как они обязаны включить в заявку свои ФИО, адреса жительства и телефоны, а также часто мусора переписывают часть (или всех) людей, пришедших на мероприятие. Понятно, что вы можете отказываться называть себя, но полицейские всегда могут нарушить закон и доставить вас в свое логово, где они уже точно смогут выяснить, кто вы такой. Возможно данная ситуация не так страшна для Москвы и Питера, так как там достаточно много анархистов и «переписать» их всех очень трудно, но для регионов это крайне провальная ситуация, так как после вашей засветки вам, во-первых, придется тратить уйму времени на общение с мусорами, так как они будут пытаться вам звонить, приезжать к вам на учебу, на работу и т.д., а, во-вторых, самое главное - при желании и при наличии повода (например заведения уголовного дела за какое либо прямое действие), вашу группу могут легко развалить, посадив самых активных и способных товарищей. Поэтому желательно участвовать только в тех публичных мероприятиях, где вы сможете агитировать не друг друга, а простых людей, например, на митинге, организованном инициативной группой против вырубки парка, или на собрании такой группы, и ни в коем случае, если подобное мероприятие организуется вами, не санкционировать его. Если таковой возможности долго не представляется - ничего страшного. Поиск новых людей через социальные сети и знакомых, дискуссионные клубы и кино-клубы, спортивные и другие тренировки ничуть не менее важные действия. Для того чтобы эффективно проводить внешние акции, необходимо для начала провести огромную внутреннюю работу и научиться самим очень многому (а так же найти как можно больше адекватных людей, готовых присоединится к вашему коллективу). Так, без хороших ораторов вы не сможете убедить людей использовать в борьбе именно прямое действие, а без физически крепких товарищей - противостоять ЧОПовцам, охраняющим место вырубки парка. На мой взгляд лучше поучаствовать в год всего лишь в одном социальном конфликте, но сделать это как следует, чем каждую неделю проводить пикеты по 5 человек. В конечном итоге, я советую всегда соизмерять риск от действия и выгоду, которую вы сможете от него получить, и, если риск будет намного больше выгоды - не совершать таких действий.

    «Мама-анархия, папа – стакан портвейна», - до сих пор слышится в наших дворах незатейливая песня, в очередной раз доказывая, что Цой таки жив. При слове «анархист » многим наверняка представится волосатый панк с булавками и кучей пирсинга во всех местах. При этом ассоциировать панков и анархистов вполне уместно, ведь каждый панк считает себя анархистом. Однако не каждый анархист является панком. Чтобы выяснить, откуда взялся анархизм и стоит ли считать анархистов отдельной субкультурой, нужно обратиться к истории идейного течения.
    Что представляет собой анархизм? Во-первых, это политическая философия, которая отрицает любое принудительное управление человека человеком. Анархия отрицает все формы власти и утверждает, что человек должен жить свободно, без законов и вышестоящих инстанций, руководствуясь только собственным здравым рассудком и совестью. В теории анархизма есть семь базовых принципов, без которых анархизм – не анархизм. Еще в анархизме есть великое множество течений и направлений, о которых вряд ли стоит здесь упоминать. Больше всего меня, если честно, порадовал анархо-феминизм. Но движемся дальше.

    Многие наверняка слышали фамилии Кропоткина, Бакунина, ну и, конечно же, Нестора Махно. Всё это – знаменитые идеологии русского анархизма рубежа XIX-XX веков. Анархистские силы внесли немалый вклад в русскую революцию 1917-1926 годов, но большинству современных поклонников анархизма известен только лозунг «Анархия – мать порядка». На этом, как правило, познания юных анархистов заканчиваются.
    Почему анархизм дожил до наших дней, а анархисты отпочковались в более-менее самостоятельную субкультуру? На мой взгляд, такое положение сложилось благодаря привлекательности идеи безвластия, на которой основывается весь анархизм. Этого, как правило, достаточно, чтобы юный неформал приобрел значок с буквой «А» в кружочке и стал считать себя анархистом. Некоторые идут дальше и вешают над кроватью постер с изображением батьки Махно. Если пойти еще дальше, то, покопавшись в интернете, можно найти сообщества анархистов, анархистские веб-издания и выйти на сообщество анархистов в своем городе. Это не обязательно будет кружок по интересам, организованный местными панками , а вполне таки политически грамотная (или считающая себя таковой) общность, претендующая на звание организации или даже партии. И тут индивид, ищущий анархизма, попадает в сложную и запутанную ситуацию.
    Хотя почему запутанную? Многие выбирают путь наименьшего сопротивления, и считают, что любовь к панку и рваные джинсы автоматический превращают в анархиста. Но есть же еще другие, более социально активные анархисты , которые жаждут нести идею в массы. Некоторые из них весьма презрительно относятся к панкам, так как панк несет в себе разрушение и негатив. Такие идейные анархисты действительно читали Кропоткина и знают, кто такой Прудон. Они любят дискутировать на тему революции и анархизма в уютных жэжэшечках и цитировать классиков.
    Но такие комнатные анархисты в меньшинстве, перед радикально настроенным большинством. Именно это большинство выходит на митинги, бросается зажигательными смесями в полицейских и призывает свергнуть государственный строй. Часто анархистов можно заметить на антиглобалистких или наоборот, митингах в поддержку глобализации (взгляды на глобализацию у анархистов встречаются диаметрально противоположные). Внутри такого анархистско-экстремистского большинства прям таки бурлят страсти. Часть из них, с учетом их внешнего вида можно смело причислить либо к антифашистам , либо к наци-скинхедам , и это не будет грубой ошибкой, потому как в анархистской среде имеют место быть и анархо-фашисты, и красные анархисты.

    Весь этот анархистский винегрет в большей степени является социально-политическим движением, нежели субкультурой (если рассматривать анархистов отдельно от панков). Однако общие черты у поклонников анархизма всё же имеются. Во-первых, это рок-музыка. В основном, панк, грандж, хардкор, индастриал и некоторые разновидности металла. Во-вторых, одежда, в которой преобладает черный цвет и которая изобилует металлическими деталями. Насчет причесок сказать трудно. Есть и вполне длинноволосые представители, но если, к примеру, анархо-фашист, то тут вариантов прически немного…
    А посему получается, что элементы крупного политико-философского мировоззрения со временем переплелись с другими идейными течениями и направлениями, образовав великое множество синтетических течений и направлений, сторонники или противники которых разбрелись по разным углам, потихоньку воюя меж собой. И только панки помнят три заветных аккорда, под которые из мощных глоток неизменно вырывается: «Мама – анархия, папа – стакан портвейна…».

    Государство можно определить как организацию, которая претендует на высшее право принимать решения на конкретной территории и защищать эту монополию силовыми методами. Этатисты - это люди, которые либо признают за государством это право, либо верят в желательность государства. Анархия предполагает отсутствие государства; анархисты считают, что государства нежелательны и этически необоснованны. 1

    Заблуждения об анархии

    Анархия - это не хаос и не варварство: хотя анархисты составляют очень разношерстную группу, и наверняка некоторые из них поддерживают насильственные способы решения проблем, подавляющее большинство анархистов убеждены в том, что анархия способствует миру и сотрудничеству, а этатизм - нет. Большинство анархистов согласились бы с тем, что Гоббс заблуждался, описывая естественное состояние общества как «войну всех против всех». 2 Почему эти гипотетические «естественные» люди так долго игнорировали проблему безопасности, что докатились до войны всех против всех? Ведь наверняка на заре времен люди жили достаточно далеко друг от друга, и им хватало земли, чтобы они могли не нуждаться в таких жестких способах поддержания безопасности и разрешения разногласий.

    Формула Гоббса плохо соответствует обществу, в котором государства никогда не было, но зато вполне правдоподобно описывает общество, пережившее коллапс раннего государства вместе с «услугами», которое оно ранее монополизировало. Это заблуждение кочует из головы в голову с тех пор, когда Гоббс впервые популяризировал его: этатисты просто не относятся к нему критически и игнорируют апелляции анархистов к разуму. 3 Однако такой вакуум на месте прежних общественных структур мог возникнуть только из-за предшествующей монополизации судов и услуг безопасности государством: если бы эти услуги предоставлялись несколькими организациями, не обладающими территориальной монополией, коллапс одной из них не повлек бы за собой отсутствие власти или вспышку насилия. Оставшиеся организации просто расширили бы сферу влияния, взяв на себя полномочия исчезнувшей.

    Нас убеждают в том, что естественное состояние общества жутко, но ни у кого нет возможности проверить, так ли это, создав на своей земле независимую страну. 4 Это очень подозрительно, потому что, если бы анархия была так плоха , государство было бы крайне заинтересовано в том, чтобы позволить людям на своей шкуре испытать ее ужасы.

    Все поучительные примеры вроде Сомали, которые якобы демонстрируют ужасы анархии, легко объяснить как обострения проблем этатизма: если монополия государства разрушается, следующий за этим хаос не следует рассматривать как следствие свободы, потому что ни у кого не было возможности создать альтернативные институты. Как минимум с тем же успехом проблемы можно интерпретировать как имманентную слабость самой монополии. 5 Похоже, аргумент «естественного состояния общества» настолько живуч потому, что когда люди боятся, они прекращают думать. Однако то, что из-за особенностей устройства государства его коллапс практически неизбежно приводит к хаосу, не означает, что проблемой является отсутствие государства само по себе.

    Анархическое общество следует мыслить как общество, создаваемое постепенно, в котором никакие люди или организации не могут потребовать себе особые правила. Если представить формирование общества как постепенное наращивание его структур, проблема решается, потому что ни на каком этапе вакуум власти не возникает. Как только два человека начинают жить настолько близко, что это вынуждает их как-то оформить отношения, они могут сделать это, не становясь повелителем и слугой и не составляя вечный завет. По мере роста общества неформальные структуры могут стать более формальными, но даже в этом случае не видно никаких причин для возникновения насильственной территориальной монополии.

    Несправедливость государства

    Разумно обосновать существование государства невозможно. Все попытки сделать это включают отсылки к насилию, специальные требования или подтасовку исторических фактов. Это главные ошибки этатистов.

    Утверждается, что ранние государства были учреждены богами, а привилегией короля было выполнение ритуалов, необходимых для их умиротворения. 6 Средневековые короли обосновывали свое превосходство священным правом, полученным от Бога, и происхождением от аристократов древнего Рима. Такие же нелепые доводы приводятся и в обоснование существования современных государств. Например, нам рассказывают об «общественном договоре», который основан на «молчаливом согласии» и распространяется на всех, кому лишь довелось родиться на определенной территории, хотя на самом деле его никто не подписывал. Этот воображаемый договор был составлен в предполагаемом «естественном» обществе, которого тоже никогда не существовало. 7 Даже если боги и не упоминаются в этой истории, по сути, она не менее мифологична, чем Афина, выражающая преданность Зевсу.

    Едва ли кто-то верит, что некогда существовало естественное общество, в котором был составлен общественный договор, однако главная ложь этого мифа в том, как он преподносит согласие людей на учреждение государства. Это совсем не то согласие, которое мы обычно имеем в виду, когда произносим это слово. Теория общественного договора изображает альтернативы этатизму настолько непривлекательными, что они не могут понравиться никому в здравом уме, а затем провозглашает, что по этой самой причине люди и соглашаются на власть государства. Под согласием здесь понимается что-то вроде пассивного подчинения. Следуя похожей логике, можно говорить о согласии на изнасилование, если жертва не проявляла активного сопротивления из страха худших последствий. Такая реакция - это выученная беспомощность. Даже если можно было бы доказать, что все альтернативы этатизму хуже, это не имеет никакого отношения к согласию людей на государство.

    «Вы всегда можете уехать», - рано или поздно заявляют этатисты в споре. Ну, прежде всего, это не всегда верно, к тому же, этот довод также возвращает нас к проблеме обоснования государства. Если государство не может обосновать свои права на власть, то это оно злоупотребляет моим доверием и должно «уехать». Заявлять о возможности избежать государственного гнета - это все равно, что говорить человеку, дом которого оккупировали солдаты, будто это сделано с его согласия, потому что он может переехать в другой дом (который, как нетрудно догадаться, уже оккупирован другой группой солдат). Миф об общественном договоре просто маскирует проблему.

    Ложь о том, что люди согласны на государство, связана с ложью о том, что государство выражает волю народа. Все современные государства претендуют на это. Если государство возглавляет диктатор, он выражает волю народа. Если в государстве имеется работоспособная избирательная система, предполагается, что волеизъявление осуществляется благодаря набору процедурных правил. Однако одна сущность может представлять интересы другой только в той степени, в которой их выгода взаимосвязана. Организация не может выражать волю людей, от которых она в одностороннем порядке получает финансирование в виде налогов. Правительство определенно потерпело бы ущерб, если бы все налогоплательщики умерли или стали настолько бедными, что не смогли бы его поддерживать. Таким образом, можно утверждать, что правительство представляет интересы людей лишь в той степени, в которой оно не в состоянии полностью ограбить их всех .

    Что можно сказать о специальных требованиях (special pleading ) ? О специальных требованиях говорят, когда две сущности эмпирически неразличимы, но одна из них под тем или иным предлогом требует специального отношения - например, если в одних ситуациях людям предписывают верить авторитетам на слово, а в остальных полагаться на доказательства. Жонглирование специальными требованиями - одна из любимых игр этатистов, потому что они судят о правах и действиях по их названиям, даже если эмпирической разницы между ними нет.

    Жителей таких государств с малых лет учат не оспаривать природу режима, под которым они родились, будь то диктатура или демократия, и осуждать тех, кто безуспешно восставал против него. Однако нетрудно представить альтернативные версии истории, в которых одно из неудачных восстаний завершилось успехом или одно из успешных провалилось. Приходится признать, что в этом случае героическими и предательскими считались бы другие действия, если не диаметрально противоположные. Например, если бы американская революция провалилась, участников континентального конгресса сегодня считали бы недалекими заговорщиками. Если бы конфедерация смогла защитить себя, мы чествовали бы Джефферсона Дэвиса и Роберта Ли как героев, а Авраама Линкольна осуждали бы как тирана.

    Единственная объективная оценка попыток создания государств - это их успешность. Этот критерий применим только ретроспективно, так что с точки зрения реальных участников истории он полностью относителен. Все другие оправдания конкретного государства ситуативны и изначально подогнаны к нужным выводам.

    Даже если бы абстрактные аргументы в пользу общественного договора позволяли обосновать законотворческую, судебную и полицейскую монополию, из этого не следует, что любое современное государство легитимно. Далеко не факт, что одна нация и один народ нуждаются в единственной правящей организации. Вполне можно представить нацию с двумя демократическими правительствами, каждое из которых собирает голоса всего населения, одновременно проводит выборы, независимо принимает законы и считает себя подлинным . Согласно стандартной теории государства, разрешить эту проблему можно только с помощью войны, но тогда победитель получил бы легитимность апостериори . С тем же успехом можно заявить, что монополистом должно быть бойскаутское общество Америки или Berkshire Hathaway и что текущая правящая организация - самозванцы. То, что современные правительства в наибольшей мере соответствуют идее государства, ни в коей мере не обосновывает их существование этически . Это похоже на то, как сторонники различных религий используют абстрактные аргументы, пытаясь доказать существование Бога, а затем утверждают, что только их собственная религия является правильной.

    Возникновение организаций, обеспечивающих безопасность и принятие судебных решений, недостаточно обосновать лишь как ответ на соответствующую потребность - нужно также показать, что они возникли и развились по таким же правилам, что и все человеческие организации. Общество не может опираться на правила, которые применимы лишь ретроспективно , но именно этого требуют все этатистские концепции. Действия по созданию государства эмпирически неотличимы от процесса организации мафиозной группировки. Если попытка увенчается успехом, она будет прославлена как великая революция, но если она провалится, ее заклеймят как мятеж, террористический акт или преступный сговор.

    Представьте, что мафия охватила район сетью рэкетиров. Мафия напрямую заинтересована в том, чтобы защищать «подопечных» от других преступников, потому что ей не нужна конкуренция. Ей нужны преуспевающие компании на ее территории, чтобы было от кого получать деньги. Таким образом, по всей видимости, мафия будет предоставлять населению какие-то услуги безопасности. Для людей, проживающих на территории, контролируемой мафией, было бы рационально говорить, что текущая ситуация предпочтительнее, чем неопределенность, которая может последовать за изменениями, но это не означает, что их не угнетают. Предположим теперь, что мафия проводит выборы следующего главаря. Конечно, никто из кандидатов не скажет, что планирует покончить с рэкетом или распустить группировку. Для людей было бы рационально голосовать за того кандидата, который кажется наименее жестким, но это все равно не оправдывало бы существование мафиозной организации; это лишь позволило бы людям слегка улучшить свое положение, воспользовавшись предоставленной им минимальной свободой выбора.

    Предположим теперь, что мафия начала тратить часть дохода от рэкета на благотворительность: строительство школ, приютов для бездомных и т. д. После этого избавление от мафии вызвало бы на некоторое время достаточно серьезные неудобства. Даже если люди распознают эту хитрость, им будет сложно не пойти на поводу у мафии. И действительно: если они и так уже встроены в систему, почему бы им не попытаться получить от нее максимум?

    Чем эта ситуация отличается от современного демократического государства? Только словами: достаточно поменять мафию на государство , главаря на президента , а рэкет - на налоги , и все станет на свои места. Систематичное использование особой терминологии - это те самые специальные требования . Все меры, предпринятые этой гипотетической мафиозной группировкой, можно объяснить ее стремлением укрепиться в обществе, так почему же мы должны считать демократию и социальные программы выгодными и благотворными? Только потому, что за ними стоит государство? Это специальные требования, и не более того.

    С частными организациями вроде бизнеса, клубов или коммун такой проблемы не возникает. Каждая из таких организаций действует по собственным правилам, потому что каждый ее участник принимает осознанное решение следовать этим правилам ради своей выгоды. Если правила становятся невыгодны членам организации, они могут отказаться от участия в ее работе, и организация уменьшится, а в пределе будет расформирована.

    Единственным честным решением проблемы специальных требований является признание того факта, что современные государства победили , а альтернативы им проиграли . Иначе говоря, «победитель всегда прав». Правительственная организация отличается от других тем, что она обладает властью над ними и что она успешно победила своих конкурентов. Однако формула «сила есть право» считается слишком неприглядной и аморальной, поэтому этатисты используют интеллектуальные хитрости, чтобы скрыть тот факт, что это сама суть их теории.

    Все современные государства существуют потому, что небольшая группа объявила новый по тем временам порядок законом и использовала имеющиеся структуры власти, чтобы навязать этот порядок остальным. Даже если многие проголосовали за такой порядок, сами выборы были им навязаны. Невозможно представить, чтобы кто-либо добровольно захотел навсегда подчиниться порядку, привнесенному со стороны. И что насчет людей, которые не голосовали? С какой стати они вынуждены подчиняться давнему решению, к которому не имеют никакого отношения?

    Почему необходимо разобраться с этим давним преступлением? Потому, что, если верно, что государство не имеет обоснования и зиждется на преступных действиях старинной группы разбойников, то это преступление продолжается. Если у государства нет права на владение территорией, каждое его действие является вторжением в нашу жизнь. Налоги и регулирование - это вымогательство. Лишение свободы и тюремное заключение - это рабство. Война - массовое убийство.

    В ответ на наше естественное отвращение к насилию и интуитивное понимание того, что оно вредно для общества, этатисты апеллируют к вине и страху. Не утруждая себя доказательствами, они твердят, что мы должны опасаться всех альтернатив этатизму из-за того, что они жестоки и насильственны. Следуя какой-то извращенной логике, нас убеждают в неизбежности этого насилия тем, что люди якобы злы по своей природе. Дескать, насилие со стороны государства является вынужденным, потому что людям нужны харизматичные повелители, чтобы удерживать их в узде. Мол, государство - это расплата за первородный грех. Все это чушь, потому что государством управляют люди, а не ангелы, и корни зла, которое обнаруживается в человеке, следует искать в самом государстве и его отношении к своим подданным.

    Обращаясь к дискурсу насилия, государство заявляет, что его власть неизбежна, что даже если бы его не было, вместо него правила бы какая-нибудь другая банда. Что с тем же успехом мы можем оставить все «как есть». Как уже было сказано, подчинение угнетателю рационально, если человек боится чего-то больше, чем установившегося порядка, но нерационально говорить, что угнетатель справедлив и соглашаться с его властью. Вместо этого следует честно признать, что государство жестоко, несправедливо и, несмотря на все подачки и привилегии, является врагом и захватчиком.

    Не совершив одну из трех главных ошибок этатистов, защитить государство невозможно. Насилие и угрозы насилием - таковы исторические причины того, что некоторые государства существуют, а другие исчезли. Если кто-то не желает оправдывать насилие вообще , он как минимум должен привести эмпирические исторические действия по созданию государств, которые можно было бы сделать универсальным примером для всего человечества. Однако таких примеров нет. Нет никаких эмпирических различий между успешным основателем государства, мятежником-предателем и мафиозным боссом. Если не пытаться обосновать существование некоторых государств произвольно , остается только искажать историю.

    Добровольное общество

    Я хочу обсудить еще один аргумент этатистов. Любое заявление о том, что у этатизма нет реалистичной альтернативы, связано с недостатком воображения. Невозможно вообразить каждую альтернативную модель правосудия и предотвращения преступлений, но утверждать, что других моделей нет - это догма, а не разумный аргумент.

    Доказательством неискренности этатизма может служить то, что никакие теории государства не включают даже возможность индивидуального сепаратизма. Если этатизм настолько важен, почему бы не протестировать анархию в контролируемых условиях? Наверняка должен найтись кто-то, кто сможет убедить всех, что он не станет серийным убийцей, если над ним не будет висеть угроза полицейского насилия, и кто готов отказаться от налогов и государственных услуг, чтобы протестировать теорию необходимости государства. То, что никто никогда этого не разрешал, подтверждает, что государство не может допустить тестирование своих догм.

    Я не утверждаю, что точно знаю, как следует организовать предоставление услуг, которые в настоящее время предоставляет государство, однако уже существуют некоторые очень убедительные бизнес-модели. 8 Суть в том, что институты, которые сдерживают разгул криминала, могут не быть монополистами. На самом деле, они не должны быть монополистами, потому что иначе ничего не будет сдерживать самих монополистов. Если вместо иерархии общество будет организовано подобно сети, каждый время от времени будет обладать некоторой властью над остальными.

    Анархизм - это отказ от определенной идеи, не предполагающий навязывание какого-то мировоззрения или идеологии. Анархия достаточно открыта для экспериментирования со многими разными образами жизни, тогда как этатизм с необходимостью влечет за собой принуждение определенных групп к соблюдению определенных правил. Есть анархисты, которым нравятся рабочие кооперативы, и анархисты, которые делают ставку на индивидуальную инициативу. Есть религиозные анархисты и анархисты, не верящие в Бога. Есть анархисты-хиппи и анархисты-яппи.

    К сожалению, реальность власти более убедительна для большинства людей, чем логические выводы из этических аргументов. Люди становятся анархистами потому, что доверяют абстрактной идее справедливости больше, чем перфомансам тех, кто претендует на ее реализацию, и собственным навыкам независимого мышления о правосудии больше, чем идеологии, навязываемой властью. Они становятся анархистами, когда понимают, что все действия и даже само существование государства основаны на логических ошибках и подтасовках. Чтобы стать анархистом, достаточно отвергнуть ложь, заблуждения и насилие в качестве легальных оправданий статус-кво. Анархизм - это не экстремизм, это просто-напросто правильное отношение к действительности.

    Дэниэл Кравиц (Daniel Krawisz)

  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями: