Учреждение меняет окна и двери. Приобретение объектов противопожарной безопасности: применение косгу Установка доводчиков на двери косгу

Разъясняем тонкости законодательства и актуальные вопросы наших читателей.

Казённым учреждением заключён договор на поставку трёх пластиковых окон на сумму 51 000 руб. Приложения к договору включают в себя стоимость окон, стоимость услуг по доставке и монтажу (установку в оконный проём). Закупка была осуществлена в 2012 г. Оказание услуг по доставке, а также монтажные работы соответствующими первичными документами не оформлялись. Договор выполнен, окна установлены. Факт исполнения обязательств по договору отражён товарной накладной и счётом-фактурой на сумму 51 000 руб. Расходы отнесены на статью 340 КОСГУ . Может ли возникнуть вопрос у контролирующих органов на предмет отнесения стоимости услуг по доставке на подстатью 226 КОСГУ, а стоимости монтажа на подстатью 225 КОСГУ?

При отнесении расходов на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ в 2012 г. государственные (муниципальные) учреждения руководствовались положениями Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утверждённых приказом Минфина России от 21.12.2011 № 180н (далее - Указания № 180н). Согласно положениям как действующих, так и ранее действовавших Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ расходы должны относиться на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ в зависимости от экономического содержания конкретных хозяйственных операций.

В свою очередь, экономическое содержание операции прежде всего определяется на основании предмета договора (контракта). По общему правилу расходы на приобретение объектов, которые в дальнейшем в соответствии с положениями Инструкции № 157н могут учитываться в составе нефинансовых активов, относятся на соответствующие статьи группы 300 «Поступление нефинансовых активов» КОСГУ.

Таким образом, в случае приобретения стеклопакетов на основании договора поставки учреждением обоснованно может применяться статья 340 КОСГУ. При этом по итогам поставки (купли-продажи) оформляется накладная, на основании которой в бюджетном учёте казённого учреждения отражаются операции по принятию к учёту материальных запасов (п. 99 Инструкции № 157н, п. 23 Инструкции № 162н). Напомним, что списание материальных запасов на ремонтные работы оформляется Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230), форма которого приведена в приказе Минфина России от 15.12.2010 № 173н. Данный акт применяется для оформления решения о списании материальных запасов и служит основанием для отражения их выбытия со счетов бухгалтерского учёта.

Отметим, что учреждением также может быть заключён смешанный договор, предусматривающий как поставку материальных ценностей, так и монтажные работы (установку). При этом, если условия договора и предусмотренный порядок документального оформления расходов дают возможность однозначно отнести их на определённые статьи (подстатьи) КОСГУ, у учреждения не возникает оснований для отражения всех этих расходов по какому-то одному коду КОСГУ.

В рассматриваемой ситуации условия договора предусматривают услуги по доставке и монтаж (установку в оконный проём), однако стоимость этих услуг в договоре не выделена, а порядок документального оформления исполнения сторонами обязательств не предусматривает оформления документов, подтверждающих оказание этих услуг. В свою очередь, содержание указанных условий при отсутствии документального оформления факта выполнения ремонтных работ увеличивает риск возникновения разногласий с органами финансового контроля в ходе проведения ими контрольных мероприятий.

При отсутствии документального подтверждения оказания дополнительных услуг, предусмотренных условиями договора поставки, в целях исключения разногласий с органами финансового контроля в ходе проведения ими контрольных мероприятий факт выполнения ремонтных работ (установка стеклопакетов в оконный проём) должен быть зафиксирован Актом о списании материальных запасов (ф. 0504230). Он составляется комиссией учреждения по поступлению и выбытию активов и утверждается руководителем. Отметим также, что под ремонтными работами понимаются работы, осуществляемые в целях восстановления или поддержания эксплуатационных показателей (качества применения) объектов нефинансовых активов (в т. ч. зданий, сооружений). Работы по замене окон в уже эксплуатировавшемся какое-то время здании соответствуют таким критериям и могут быть оплачены за счёт подстатьи 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ в соответствии с Указаниями № 65н. При этом в предмете договора и в первичных документах, которые будет оформлять подрядная организация, желательно использовать формулировку «ремонтные работы на объекте… согласно смете…» или иные подобные формулировки.

В самой же смете, подробно описывающей перечень ремонтных работ, желательно указывать перечень из нескольких мелких видов работ, которые выполняются при установке окон. При этом дополнительным аргументом в пользу применения подстатьи 225 КОСГУ, конечно же, будет упоминание в смете отдельных видов работ, связанных с демонтажем старых окон.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В случае, когда договор не будет содержать существенных условий договора поставки, а по итогам исполнения обязательств учреждение на основании актов и иных документов будет принимать работы по установке металлической двери, в стоимость которых будет включена цена изготовленной подрядчиком двери, то расходы вполне обоснованно могут быть отнесены на "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ в полном объеме.
Если в рамках одного договора выделены поставка двери и выполнение монтажных работ по ее установке, а по результатам исполнения обязательств оформляются первичные документы, подтверждающие соответствующие расходы (товарные накладные, акты выполненных работ), то расходы следует относить на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ:
- 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" (в части стоимости двери);
- 226 "Прочие работы, услуги" КОСГУ (в части стоимости монтажа).

Обоснование вывода:
Перечень кодов КОСГУ, применяемых в настоящее время, приведен в Приложении N 4 к Указаниям N 65н. Порядок применения статей (подстатей) КОСГУ определяется положениями Раздела V Указаний N 65н.
Отнесение расходов на тот или иной код КОСГУ осуществляется прежде всего исходя из экономического содержания конкретной операции, определяемого на основании содержания договора (контракта) и соответствующих первичных документов.
В то же время нередко формулировки, содержащиеся в договорах, счетах, актах, накладных и иных документах, не позволяют четко определить статьи (подстатьи) КОСГУ, соответствующие обязательствам, которые принимает учреждение. В таких случаях при обосновании своей позиции должностные лица, по нашему мнению, должны определить характер обязательств, руководствуясь положениями гражданского законодательства.
При этом предусмотренный порядок документального оформления расходов, во избежание разногласий с контролирующими органами, должен подтверждать, что учреждение принимает именно те работы (материальные ценности, услуги), выполнение (поставка, оказание) которых было обозначено в качестве предмета договора (контракта).
Отметим, что ГК РФ устанавливает свободу договора. Так, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (например договоров поставки, подряда, возмездного оказания услуг и т.д.), предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. В большинстве случаев суды при определении природы договора и отнесении его к смешанному договору исходят из того, что он должен содержать все существенные условия соответствующих договоров.
По нашему мнению, заключение учреждением одного смешанного договора, предусматривающего осуществление нескольких отличных по экономическому содержанию расходов, не может служить основанием для отражения всех этих расходов по какому-либо одному коду бюджетной классификации, если условия договора и предусмотренный порядок документального оформления расходов дают возможность однозначно отнести их на определенные статьи (подстатьи) КОСГУ.
Иными словами, если договор содержит все существенные условия как договора поставки, так и договора подряда, то он может быть признан смешанным. И если иное не будет вытекать из содержания договора, к отношениям сторон по такому договору будут применяться в соответствующих частях правила о договорах поставки и подряда. Отметим, что такой подход должен подтверждаться и соответствующим порядком документального оформления результатов исполнения обязательств, то есть результаты осуществления поставки и приемка результатов работ оформляются различными первичными документами.
Напомним, что согласно положениям п.п. 99, 117 Инструкции, утвержденной Минфина России от 01.12.2010 N 157н, готовые к установке двери являются готовыми к установке строительными конструкциями и учитываются в качестве материальных запасов. В свою очередь, расходы на приобретение объектов, относящихся к материальным запасам, осуществляются в соответствии с Указаниями N 65н за счет "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.
Соответственно, в случае если порядок документального оформления расходов однозначно позволяет подтвердить факт поставки учреждению металлической двери, ее следует принять к учету в качестве материальных запасов на счете 0 105 04 000 "Строительные материалы", а также отразить в бухгалтерском учете операцию по передаче ее подрядчику для выполнения работ по установке. При этом следует учитывать, что в силу ГК РФ при передаче материалов заказчиком подрядчику право собственности на них остается у заказчика. Согласно Инструкции N 157н передача (возврат) материальных запасов подрядчикам, исполнителям работ или пользователям отражается в бухгалтерском учете организаций госсектора в качестве внутреннего перемещения материального запаса без списания передаваемых объектов с балансового учета с одновременным их отражением на соответствующих забалансовых счетах. В этом случае выбытие металлической двери со счета 0 105 04 000 "Строительные материалы" может быть отражено после подписания сторонами акта выполненных работ, подтверждающего факт установки двери подрядчиком в помещении заказчика. При этом согласно Указаниям N 65н расходы на монтаж двери вполне обоснованно могут быть отнесены на "Прочие работы, услуги" КОСГУ.
В случае если порядок документального оформления результатов выполнения обязательств в рамках договора не позволяет подтвердить факт поставки двери, а по результатам выполнения обязательств оформляется акт выполненных работ, в стоимость которых включены расходы подрядчика на изготовление металлической двери, оснований для отражения расходов на приобретение нефинансовых активов у учреждения не возникает. Согласно Указаниями N 65н на "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на выполнение работ, оказание услуг, связанных с содержанием (работы и услуги, осуществляемые с целью поддержания и (или) восстановления функциональных, пользовательских характеристик объекта), обслуживанием, ремонтом нефинансовых активов, в том числе полученных в аренду или безвозмездное пользование. Соответственно, вся сумма расходов, осуществленных в рамках такого договора, может быть отнесена на "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
- Энциклопедий решений. Пример. Применение КОСГУ при оплате договоров, предусматривающих монтаж оборудования его поставщиком;
- Энциклопедия решений. "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ;
- Энциклопедия решений. Статьи 310 "Увеличение стоимости основных средств" и 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
советник государственной гражданской службы РФ 2 класса Шершнева Анна

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

подскажите, пож-та, в нашем вопросе: мы являемся казенным учреждением федерального бюджета. в оперативном управлении у нас имеются квартиры в многоквартирном доме. на балансе стоят именно квартиры, а не дом. часть квартир приватизированные и являются собственностью жильцов. а именно наша квартира в этом доме одна. управляющая компания на основании протокола собрания собственников жилья произвела демонтаж старой двери, приобретение новой двери и ее установку. в счете на оплату услуг они выделили долю нашей квартиры и мы (учреждение) обязаны оплатить часть этих услуг. Вопрос:В письме управляющей компании с просьбой об оплате услуг и протоколе заседания жильцов работы выделены отдельно как демонтаж, приобретение двери и ее установка. в том-то и вопрос, согласно протоколу заседания и письма с обращением как лучше, (чтобы не было нецелевого использования бюджетных средств) поступить в данной ситуации? в счете оказанных услуг может так же, как и в письме разделить все произведенные работы на три строки? и тогда демонтаж - КОСГУ 226, приобретение двери- КОСГУ 340,а ее установка -225?

Ответ

Отвечает Галина Нефедова, эксперт

В рассматриваемой ситуации экономическим содержанием хозяйственной операции договора является замена двери. В соответствии с разделом V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 г. № 65н, расходы на оплату договора, предметом которого является установка (замена) дверей, следует отразить по подстатье КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества». В подобной ситуации использование статьи КОСГУ 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» неправомерно. Применение данного кода предполагает получение, оприходование и дальнейшее списание (с соответствующим документальным оформлением) материальных запасов в бухгалтерском учете учреждения. При выполнении договора на замену двери иждивением подрядчика (из его материалов) в многоквартирном доме, в котором одна из квартир находится в оперативном управлении у казенного учреждения, оформление всех необходимых первичных документов по учету материальных запасов технически невозможно. Поэтому в рассматриваемом случае должна применяться подстатья КОСГУ 225 «Работы, услуги по содержанию имущества».

На какую статью (подстатью) КОСГУ должны относиться расходы по установке окон? Как сформулировать предмет договора? Почему на этот вопрос эксперты отвечают по-разному и относят расходы на коды КОСГУ в зависимости от наименования работ, указанных в договоре? Так, монтажные работы по установке окон предлагается относить на код 226, а ремонтные работы по замене окон – на код 225? Чем эти работы отличаются?

Как не допустить ошибку расскажет эксперт Международного центра финансово-экономического развития Ю.А.Кошелева.

Из содержания Указаний № 180н следует, что расходы должны относиться на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ в зависимости от экономического содержания конкретных хозяйственных операций. Очевидно, что экономическое содержание конкретных расходов должно определяться на основании объективных критериев, которые позволяли бы оценивать хозяйственные операции с одинаковых позиций как сотрудникам государственных (муниципальных) учреждений, так и специалистам органов финансового контроля, иных заинтересованных органов власти (местного самоуправления).

В настоящее время при оценке экономического содержания большинства расходов принято прежде всего исходить из предмета конкретного договора (контракта). Следовательно, при составлении договоров (контрактов) желательно соотносить их содержание с положениями Указаний № 180н.

Конечно, не представляется возможным описать в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации все многообразие хозяйственных операций, осуществляемых государственными (муниципальными) учреждениями, полностью исключив при этом возможность:

Влияния должностных лиц учреждений на итоговое решение об отнесении расходов на тот или иной код бюджетной классификации (в т. ч. и путем применения соответствующих формулировок при составлении договоров, контрактов);

Двоякого толкования отдельных норм.

Впрочем, такой задачи перед специалистами Минфина России никогда и не стояло. При этом в ходе применения государственными (муниципальными) учреждениями бюджетной классификации при расходовании денежных средств были выработаны защитные механизмы, позволяющие минимизировать риски квалификации действий должностных лиц учреждений в качестве нецелевого использования бюджетных средств (нарушения порядка применения бюджетной классификации), связанные прежде всего с субъективной трактовкой одних и тех же норм различными специалистами на этапах планирования, осуществления расходов и при проверках финансово-хозяйственной деятельности организаций государственного сектора.

Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств не может быть применена в том случае, когда исходя из содержания нормативных документов невозможно с очевидностью установить, на какой код бюджетной классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы (расходы могли бы быть равным образом отнесены на различные коды бюджетной классификации) (п. 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23). Кроме того, по мнению специалистов финансового ведомства, не может идти речи о нецелевом использовании бюджетных средств, если получателями бюджетных средств ошибочные действия по применению бюджетной классификации совершались неумышленно, или же расходы осуществлялись в соответствии с официальными документами, которые обусловили применение конкретных статей (подстатей) КОСГУ (см. письмо Минфина России от 27.02.2012 № 02-07-10/534).

К сожалению, в отдельных случаях несколькими формулировками предмета договора может описываться, по сути, одна и та же хозяйственная операция. В свою очередь, эти формулировки предмета договора могут предполагать применение различных статей (подстатей) КОСГУ.

В подобных ситуациях при составлении договоров (контрактов) желательно проявлять разумную осмотрительность, ведь сам по себе выбор в качестве предмета договора формулировки, содержащейся в Указаниях № 180н, даже во взаимосвязи с перечисленными выше защитными механизмами вовсе не гарантирует иммунитет от претензий со стороны контролирующих органов, если суть хозяйственной операции не в полной мере соответствует предмету договора.

Согласно Указаниям № 180н наличие в тексте договора (контракта) только формулировок “установка” (“монтаж”) указывает на необходимость применения подстатьи 226 “Прочие работы, услуги” КОСГУ.

Если же заключенные договоры (контракты) будут указывать на то, что учреждением оплачивается стоимость ремонтных работ согласно смете ремонта, то соответствующие расходы должны быть отнесены на подстатью 225 “Работы, услуги по содержанию имущества” КОСГУ. Очевидно, что сметой ремонта может быть предусмотрено и выполнение работ по установке окон.

И наконец, согласно договору (контракту) могут оплачиваться работы, квалифицируемые в качестве работ, приводящих к изменению первоначально принятых нормативных показателей функционирования здания (достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации). Такие расходы осуществляются за счет статьи 310 “Увеличение стоимости основных средств” КОСГУ и могут включать, в частности, замену окон.

Под ремонтными работами понимаются прежде всего работы, осуществляемые в целях восстановления или поддержания эксплуатационных показателей (качества применения) объектов нефинансовых активов (в т. ч. зданий, сооружений). Работы по замене окон в уже эксплуатировавшемся какое-то время здании соответствуют таким критериям и могут быть оплачены за счет подстатьи 225 “Работы, услуги по содержанию имущества” КОСГУ. При этом в предмете договора и в первичных документах, которые будет оформлять подрядная организация, желательно использовать формулировку “ремонтные работы на объекте...

согласно смете...” или иные подобные формулировки. В самой же смете, подробно описывающей перечень ремонтных работ, желательно указывать перечень из нескольких мелких видов работ, которые выполняются при установке окон. При этом дополнительным аргументом в пользу применения подстатьи 225 КОСГУ, конечно же, будет упоминание в смете отдельных видов работ, связанных демонтажем старых окон.

А вот упоминание в договоре (контракте) и оправдательных документах только слов “установка (монтаж) окон” может вызвать разногласия с уполномоченными органами по поводу возможности применения подстатьи 225 КОСГУ. Дело в том, что при подобном порядке оформления расходов их, казалось бы, очевидная направленность на поддержание

эксплуатационных характеристик здания (сооружения) не подтверждается содержанием каких-либо конкретных документов, а в таких ситуациях многие специалисты предпочитают применять формальный подход и руководствоваться конкретной цитатой из Указаний № 180н, соответствующей содержанию представляемых учреждением документов.

При применении в договоре (контракте) формулировки “монтаж окон” и оплате соответствующих расходов в полном объеме за счет подстатьи 226 “Прочие работы, услуги” КОСГУ также не получится полностью исключить риск разногласий с уполномоченными органами. Так, включение в стоимость монтажных работ стоимости монтируемых конструкций может расцениваться в качестве манипулирования положениями Указаний № 180н в целях применения удобных статей (подстатей) КОСГУ.

Заключение контракта на монтаж оборудования, которое у заказчика фактически отсутствует, может рассматриваться в качестве нарушения требований гражданского законодательства. Если же в контракте будет указано, что монтажу подлежит оборудование, предварительно поставленное контрагентом, то может возникнуть вопрос: почему поставка оборудования не была оформлена должным образом. Минимизировать риски можно, произведя оплату контрагенту, который будет осуществлять монтаж окон, по нескольким кодам КОСГУ. Поставка строительных конструкций (окон) может быть оплачена отдельно по статье 340 “Увеличение стоимости основных средств” КОСГУ, приходуются материальные ценности на основании накладных. В свою очередь, монтажные работы на основании актов могут быть оплачены за счет подстатьи 226 “Прочие работы, услуги” КОСГУ.

В соответствии с положениями раздела V "Классификация операций сектора государственного управления" Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 декабря 2010 года № 190н, расходы бюджетного учреждения на оплату государственного контракта, предметом которого является: проведение ремонтных работ в помещении учреждения, предусматривающего работы по замене дверей и окон, следует отразить по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" классификации операций сектора государственного управления; приобретение окон и дверей - по статье 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" классификации операций сектора государственного управления.

Ремонт основных средств учреждения

При эксплуатации основные средства морально и физически изнашиваются. Восстановить их можно путем проведения:

В зависимости от периодичности и сложности ремонт бывает текущим и капитальным. Как правило, под текущим ремонтом понимается техническое обслуживание основных средств для поддержания их в рабочем состоянии (п. 8 ст 55.24 Градостроительного кодекса РФ). В свою очередь, капитальный ремонт предполагает замену или восстановление основных элементов (деталей, конструкций и т. п.) (п. 14.2 , 14.3 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ). Учреждение самостоятельно определяет, какие ремонтные работы относятся к текущим, а какие – к капитальным.

Капитальный ремонт не относится к капвложениям в объекты основных средств. А значит, увеличивать их стоимость на затраты, связанные с его проведением, не нужно. Ведь ремонт не изменяет технологическое или служебное назначение объекта, не влечет изменения его параметров, не увеличивает нагрузки и не устанавливает новые качества объекта.

Чтобы определить, к ремонту или реконструкции (модернизации) относятся восстановительные работы по зданиям, сооружениям и прочему недвижимому имуществу, можно руководствоваться следующими документами:

Об этом сказано в письмах Минфина России от 25 февраля 2009 г. № 03-03-06/1/87 и от 23 ноября 2006 г. № 03-03-04/1/794 .

Ситуация: можно ли отнести восстановительные работы к ремонтным, если в результате них характеристики основного средства улучшились. До восстановительных работ основное средство было неисправно

Документальное оформление

Необходимость ремонтных работ нужно подтвердить документально (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ , ).

Если вы ремонтируете объекты, которые уже эксплуатируются, можно составить акт о выявленных неисправностях (дефектах) основного средства (дефектная ведомость). Для некоторых отраслей предусмотрены унифицированные формы подтверждающих документов. Например, чтобы оформить выявленные дефекты подъемно-транспортного оборудования морских торговых портов, используют дефектную ведомость , утвержденную постановлением Минтранса России от 9 января 2004 г. № 2 . Дефекты основных элементов трубопроводов тепловых электростанций отражают в ведомости дефектов трубопроводов (утверждена постановлением Госгортехнадзора России от 18 июня 2003 г. № 94).

Если унифицированной формы документа, подтверждающего обнаруженные дефекты, не установлено, используйте самостоятельно разработанный бланк, например акт о выявленных неисправностях (дефектах) объекта основных средств или дефектную ведомость . В этих документах укажите неисправности объекта и предложения по их устранению.

Количество экземпляров акта о выявленных неисправностях (дефектах) основного средства (дефектной ведомости) будет зависеть от того, кому принадлежит имущество и кто будет делать ремонт. Если учреждение решило своими силами отремонтировать основные средства, достаточно одного экземпляра. Если работы будет выполнять сторонний подрядчик, акт (дефектную ведомость) лучше заполнить в нескольких экземплярах по числу участвующих в ремонте организаций. В этом случае документы должны подписать представители всех задействованных сторон.

Чтобы обосновать необходимость и объем ремонтных работ, можно провести стороннюю оценку. Для справки: в бухучете и отчетности такие расходы проведите по «Работы, услуги по содержанию имущества». То есть отражать их нужно на счетах, которые увязаны с этим кодом: 401.20.225, 206.25, 302.25 и т. д. Такой порядок следует из раздела V указаний, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. № 65н , и разъяснен в письме Казначейства России от 14 января 2016 г. № 02-02-03-3/14 (согласовано с Минфином России).

Ремонт нового оборудования, неисправность которого была выявлена при его монтаже (т. е. до принятия на учет в качестве основного средства), нужно также подтвердить документально. Так как в приказе Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н подходящей формы нет, можно составить акт о выявленных дефектах оборудования по форме № ОС-16 (ОКУД 0306008). Но его применение нужно обязательно закрепить в учетной политике, ведь сейчас формы документов класса 03 по ОКУД не применяются.

При передаче основного средства в ремонт в специальное подразделение учреждения (например, ремонтную службу) следует составить накладную на внутреннее перемещение (ф. 0504102) в трех экземплярах. Если при ремонте местонахождение основного средства не меняется, накладную составлять не нужно. Такой порядок следует из Методических указаний , утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. № 52н .

Если учреждение выполняет ремонтные работы не собственными силами, с

А значит, последующие разделы акта заполняются после того, как подрядчик передал вам уже отремонтированное имущество. Поэтому, когда вы только отдаете основное средство на ремонт, можно составить акт в произвольной форме . В случае утраты (порчи) объекта основных средств подписанный акт позволит учреждению потребовать у подрядчика возмещения причиненных убытков (ст. и ГК РФ). При отсутствии такого акта доказать передачу данного объекта основных средств подрядчику будет затруднительно.

В договоре подряда может быть прописано, что материалы для ремонта основного средства заказчик передает подрядчику (). При передаче материалов составьте накладную на отпуск материалов на сторону (ф. 0504205).

По окончании ремонта подрядчик должен сдать заказчику отчет об израсходованных материальных запасах (). На основании полученного отчета материальные запасы нужно списать на счета учета затрат.

По окончании ремонтных работ составляется акт о приеме-сдаче отремонтированных основных средств (ф. 0504103). Его заполняют независимо от того, хозяйственным или подрядным способом выполнен ремонт. Только в первом случае учреждение оформляет бланк в одном экземпляре, а во втором – в двух (для себя и для подрядчиков). Акт подписывается:

  • приемочной комиссией, созданной в учреждении;
  • сотрудником, ответственным за ремонт основного средства (или представителем подрядчика);
  • сотрудником, ответственным за сохранность основного средства после ремонта.

Если подрядчик проводил ремонтные работы здания (сооружения или помещения), которые признаются строительно-монтажными, то дополнительно к акту (ф. 0504103) должны быть подписаны акт приемки по форме № КС-2 и справка о стоимости выполненных работ и затрат по форме № КС-3 .

Ситуация: нужно ли составлять акт по форме № 0504103 при замене запчастей в основном средстве

Ситуация: нужно ли в акте по форме № 0504103 указывать стоимость материалов, использованных подрядчиком для ремонта основного средства. Учреждение передало подрядчику запчасти на осуществление ремонта

Пример заполнения акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (ф. 0504103)

Бухучет

Отражение в бухучете расходов на ремонт основных средств зависит от того, каким способом – подрядным или хозяйственным – они выполнены.

Расходы на проведение ремонта собственными силами состоят:

  • из стоимости запасных частей и расходных материалов. Приобретенные для ремонта запчасти и расходные материалы учтите в составе материалов ;
  • из зарплаты сотрудников, выполнивших ремонт;
  • из страховых взносов, начисленных с зарплаты сотрудников, и т. д.

Порядок отражения в бухучете затрат на проведение ремонта основных средств зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

Затраты на проведение ремонтных работ отразите проводками:

Дебет счета

Кредит счета

Ремонт проведен собственными силами:

Списаны запчасти, необходимые для ремонта:

– если запчасти включены в состав особо ценного движимого имущества;

– если запчасти включены в состав иного движимого имущества

Начислена зарплата сотрудникам, занятым в проведении ремонта

Начислены на зарплату сотрудников, занятых в ремонте, страховые взносы:

– на социальное страхование;

– на медицинское страхование;

– на пенсионное страхование;

– на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний

Ремонт проведен силами подрядной организации:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: