Нужно ли вводить в эксплуатацию дачный домик. Какие требования к частным жилым домам для ввода в эксплуатацию

Для совершения сделок с любой недвижимостью нужен свой пакет документов, а чтобы продать, подарить или оставить в наследство жилой дом прибавляется еще один документ – разрешение на ввод в эксплуатацию. И даже в том случае, если дом давно построен и используется для постоянного проживания, все равно при регистрации перехода права собственности обязательно затребуют этот документ.

Так можно узаконить и самовольную постройку, если у местных властей получить этот документ. Если есть подтверждение, что дом введен в эксплуатацию, то на практике это будет означать, что любые строительные работы были проведены в соответствии с Градостроительным Кодексом и нормативами, соблюден строительный проект.

Когда можно ввести дом в эксплуатацию

Вводом жилого дома в эксплуатацию занимается специально созданная при муниципалитете комиссия, и чтобы это действие совершилось, вначале необходимо благоустроить жилье строение, то есть обеспечить проживающим всеми жизненно важными коммуникациями:

  1. Водой : подключение к центральному или местному (колодец, скважина) снабжению.
  2. Светом: установкой линии передач электроэнергии, подключение к ним.
  3. Канализацией: в загородных домах нет централизованной услуги, но все равно необходимо обустройство стока нечистот, отвечающего санитарным нормам.
  4. Отоплением: газовым, бойлерным или печным, каждый выбирает свой вариант.
  5. Удобным подъездом к жилищу : обустройство асфальтовых или гравиевых дорог.

И только при полной готовности всех этих объектов можно будет вести дом в эксплуатацию.

Как ввести дом в эксплуатацию

Чтобы у приемной комиссии не было никаких претензий к вашему строению, необходимо проделать несколько шагов:

  1. Обратиться в кадастровую палату по месту нахождения строения, вызвать инженера для уточнения границ и фиксации новой постройки. Дом должен быть оборудован окнами, дверьми, крышей, межэтажными перекрытиями, крыльцом.
  2. Для приезда комиссии необходимо подать заявление в местный орган исполнительной власти о выезде специалистов для приемки дома. К заявлению нужно приложить правоустанавливающие документы на земельный участок, выданное разрешение на ведение строительных работ.
  3. Организовать приезд кадастрового инженера для уточнения границ участка, после окончания строительных работ.
  4. Инспектору градостроительной организации представляют следующие документы: ходатайство об обследовании, паспорта на строение, выданное инженером кадастровой службы.
  5. Отправиться в отделение по градостроению местной власти, уплатить за проведение работ по вводу дома, получить список организаций, с которыми необходимо провести различные согласования: кадастровая служба, свидетельство о собственности на земельный участок, строительный проект строения, разрешение на ведение строительных работ по указанному адресу, справку о проведенном обследовании надела под строительство.
  6. Пройти согласование в пожарной, газовой и электроснабжающих службах, получить одобрение на ввод в эксплуатацию дома.
  7. Подать все заверенные документы в отдел по градостроению, оплаченную квитанцию, акт приемки дома, и получить документ под название «Ввод дома в эксплуатацию».
  8. После этих действий можно подавать пакет документов для получения свидетельства о собственности на жилой дом.


Пошаговая инструкция ввода дома в эксплуатацию

  1. Необходимо прийти в местное отделение , принести собой оригинал и ксерокопию свидетельство о праве собственности на земельный надел и кадастровый план участка, если есть. При отсутствии необходимо его заказать в соответствующих службах. Если есть геодезия участка, то - это хорошо, но иметь его необязательно. Затем оплатить заказанные услуги через кассу, после этого получить талон с датой приезда специалиста. Чтобы не делать одно и то же дело два раза, в доме должны быть минимальные обустройства: крыша, перекрытия, окна-двери, пол и лестницы, внутренняя отделка не имеет значения.
  2. Используем выжидательный момент готовности паспорта с пользой: фотографируем дом со всех сторон, пишем заявление местной власти о вводе дома в эксплуатацию.
  3. Обращаемся в ЕГРП, делаем запрос об арестах, ограничениях, сервитуте на земельный участок.
  4. В кадастровой палате получаем паспорт, проверьте все данные, если что-то указано неверно, то необходимо обратиться к инспектору за внесением изменений, предоставив ему фото, схему размещения на местности.
  5. Теперь нужно отправиться в комитет по архитектуре и градостроению.С собой иметь: правоустанавливающий на землю документ, разрешение на ведение строительных работ, выписка из реестра прав на имущество с отсутствием арестов, схема строений на сегодняшний день, проектная документация на дом, схематичное расположение строения к привязкой, к границам участка. Он обязан выдать список организаций, с которыми необходимо согласование для ввода дома в эксплуатацию: газовое службы, электротехнические и водоснабжения.
  6. Подписанные, значит, согласованные, документы на дом передаем тому же сотруднику, кто уже занимался вашим вопросом. Заходите в этот отдел почаще, так процесс может ускориться.
  7. Со всеми согласованиями и подписанными разрешениями обращаемся в орган местного самоуправления, пишем заявление на ввод дома. Там же можно получить и адрес расположения строения.
  8. Теперь опять приходим в градостроительный отдел со всеми перечисленными выше документами, пишем окончательное ходатайство о вводе. Если пакет будет отвечать установленным требованиям, то через 30 дней можно получить акт о вводе дома в эксплуатацию.
  9. Затем опять нужно отправиться в БТИ: принести все заверенные документы. Второй раз заказывать вызов специалиста не нужно.
  10. Все. Теперь можно регистрировать дом как собственность, а после можно делать с ним все, что установлено Законом.

Упрощенная схема

Смысл этого оформления в простоте подготовки необходимых согласований и разрешений, да и надзор за строительством не ведется, то есть жестких регламентных правил. Просто нужно заняться сбором всех документов, а обязательные согласования с разными межведомственными организациями проходить не нужно. Список документов общий и для упрощенного, и обычного ввода дома в эксплуатацию, и обращаться также нужно в градостроительный отдел местной администрации.

Решение выносится через месяц, если по документам дом построен, подключен к коммуникациям без нарушения общепринятых правил.

Но для этого необходимо провести техническое обследование участка, то есть, к какому типу земель он относится, какие коммуникации проходят по участку.

Это должны сделать сами представители местной власти, то есть приехать на участок и все осмотреть. Этого документа будет достаточно для вынесения акта о приемке работ и вводе дома.

Законодательная база

  • По основаниям п. 3 ст. 48 Градостроительного Законодательства для ведения строительных, капитальных или реконструкционных работ нет необходимости подготавливать традиционную документацию проекта. В ст. 54 того же Кодекса, даются определение об отсутствии надзора архитектурного отдела.
  • Упрощенный порядок ввода регламентируется положениями п.4 ст. 8 ФЗ№191 «О введение в действие норма градостроения», по которому даны разъяснения по получению необходимых документов.

Необходимые документы:

  1. Свидетельство, подтверждающее права на земельный надел.
  2. Если дом будет возводиться впервые – кадастровый план и характеристики надела.
  3. Заверенное разрешение на ведение строительных работ: дается на основании составленного проекта.
  4. Документ о приемке органами исполнительной власти дома.
  5. Справка о соответствии взведенного дома строительным, санитарным и экологическим требованиям, подписывает ответственный за строительство инженер.
  6. Справка о соответствии дома противопожарной безопасности.
  7. Документ о проведении жизненно важных коммуникаций, их соответствие установленным нормам.
  8. Схематичное расположение дома относительно других строений и границ.
  9. Акт проверки дома строительным и другим правилам.

Стоимость

Все официальные услуги кадастрового инженера или БТИ осуществляются на платной основе, в разных регионах стоимость услуг может варьироваться от 10 до 30 тысяч рублей.

Стоимость регистрации права собственности составляет 2200 рублей для физических лиц. Все справки и согласования должны предоставляться бесплатно, но это очень спорный вопрос.

Застройщик не согласен с отказом в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию

1. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проекту планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.

КонсультантПлюс: примечание.

Возможность передачи и приема в автоматизированном режиме информации и документов, предусмотренных ч. 2 ст. 55, должна быть обеспечена не позднее одного года с 27.06.2019 (ФЗ от 27.06.2019 N 151-ФЗ).

2. Для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, непосредственно или через многофункциональный центр с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. Застройщики, наименования которых содержат слова "специализированный застройщик", также могут обратиться с указанным заявлением с использованием единой информационной системы жилищного строительства, за исключением случаев, если в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации выдача разрешения на ввод объекта в эксплуатацию осуществляется через иные информационные системы, которые должны быть интегрированы с единой информационной системой жилищного строительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

КонсультантПлюс: примечание.

Документы, предусмотренные п. 13 ч. 3 ст. 55 (в ранее действующей ред.), поданные до 04.08.2018 вместе с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, являются приложением к разрешению, а само разрешение является решением об установлении охранной зоны.

3. Для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимы следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок, в том числе соглашение об установлении сервитута, решение об установлении публичного сервитута;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) градостроительный план земельного участка, представленный для получения разрешения на строительство, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), проект планировки территории в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) разрешение на строительство;

4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда);

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) акт, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора);

(см. текст в предыдущей редакции)

7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);

(см. текст в предыдущей редакции)

8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора строительного подряда), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;

(см. текст в предыдущей редакции)

9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям проектной документации (включая проектную документацию, в которой учтены изменения, внесенные в соответствии с частями 3.8 и 3.9 статьи 49 настоящего Кодекса), в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение уполномоченного на осуществление федерального государственного экологического надзора федерального органа исполнительной власти (далее - орган федерального государственного экологического надзора), выдаваемое в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 настоящего Кодекса;

(см. текст в предыдущей редакции)

10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;

12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. Указанные в пунктах 6 и 9 части 3 настоящей статьи документ и заключение должны содержать информацию о нормативных значениях показателей, включенных в состав требований энергетической эффективности объекта капитального строительства, и о фактических значениях таких показателей, определенных в отношении построенного, реконструированного объекта капитального строительства в результате проведенных исследований, замеров, экспертиз, испытаний, а также иную информацию, на основе которой устанавливается соответствие такого объекта требованиям энергетической эффективности и требованиям его оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. При строительстве, реконструкции многоквартирного дома заключение органа государственного строительного надзора также должно содержать информацию о классе энергетической эффективности многоквартирного дома, определяемом в соответствии с законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.2. Документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), указанные в пунктах 1 , , и 9 части 3 настоящей статьи, запрашиваются органами, указанными в части 2 настоящей статьи, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

3.3. Документы, указанные в пунктах 1 , , , , и 8 части 3 настоящей статьи, направляются заявителем самостоятельно, если указанные документы (их копии или сведения, содержащиеся в них) отсутствуют в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций. Если документы, указанные в настоящей части, находятся в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, такие документы запрашиваются органом, указанным в части 2 настоящей статьи, в органах и организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы, если застройщик не представил указанные документы самостоятельно.

(см. текст в предыдущей редакции)

3.4. По межведомственным запросам органов, указанных в части 2 настоящей статьи, документы (их копии или сведения, содержащиеся в них), предусмотренные частью 3 настоящей статьи, предоставляются государственными органами, органами местного самоуправления и подведомственными государственным органам или органам местного самоуправления организациями, в распоряжении которых находятся эти документы, в срок не позднее трех рабочих дней со дня получения соответствующего межведомственного запроса.

4. Правительством Российской Федерации могут устанавливаться помимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, в целях получения в полном объеме сведений, необходимых для постановки объекта капитального строительства на государственный учет.

4.1. Для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию разрешается требовать только указанные в частях 3 и настоящей статьи документы. Документы, предусмотренные частями 3 и настоящей статьи, могут быть направлены в электронной форме. Правительством Российской Федерации или высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (применительно к случаям выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления) могут быть установлены случаи , в которых направление указанных в частях 3 и настоящей статьи документов и выдача разрешений на ввод в эксплуатацию осуществляются исключительно в электронной форме. Порядок направления документов, указанных в частях 3 и настоящей статьи, в уполномоченные на выдачу разрешений на ввод объекта в эксплуатацию федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос" в электронной форме устанавливается Правительством Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Орган, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, в течение семи рабочих дней со дня поступления заявления о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию обязаны обеспечить проверку наличия и правильности оформления документов, указанных в части 3 настоящей статьи, осмотр объекта капитального строительства и выдать заявителю разрешение на ввод объекта в эксплуатацию или отказать в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа. В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта капитального строительства осуществляется проверка соответствия такого объекта требованиям, указанным в разрешении на строительство, требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка, ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов. В случае, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства осуществляется государственный строительный надзор в соответствии с частью 1 статьи 54 настоящего Кодекса, осмотр такого объекта органом, выдавшим разрешение на строительство, не проводится.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является:

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство;

4) несоответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) несоответствие объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, и строящийся, реконструируемый объект капитального строительства, в связи с размещением которого установлена или изменена зона с особыми условиями использования территории, не введен в эксплуатацию.

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Неполучение (несвоевременное получение) документов, запрошенных в соответствии с частями 3.2 и 3.3 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию может быть оспорен в судебном порядке.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (за исключением линейного объекта) выдается застройщику в случае, если в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом" или Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на строительство, передана безвозмездно копия схемы, отображающей расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка, для размещения такой копии в государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

(см. текст в предыдущей редакции)

9.1. Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в течение пяти рабочих дней со дня выдачи такого разрешения обеспечивают (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) передачу в уполномоченные на размещение в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов сведения, документы, материалы, указанные в пунктах 3 , - 9.2 , и 12 части 5 статьи 56 настоящего Кодекса.

10. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства.

10.1. Обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. В разрешении на ввод объекта в эксплуатацию должны быть отражены сведения об объекте капитального строительства в объеме, необходимом для осуществления его государственного кадастрового учета. Состав таких сведений должен соответствовать установленным в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" требованиям к составу сведений в графической и текстовой частях технического плана.

(см. текст в предыдущей редакции)

11.1. После окончания строительства объекта капитального строительства лицо, осуществляющее строительство, обязано передать застройщику такого объекта результаты инженерных изысканий, проектную документацию, акты освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства, иную документацию, необходимую для эксплуатации такого объекта.

11.2. При проведении работ по сохранению объекта культурного наследия разрешение на ввод в эксплуатацию такого объекта выдается с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации об охране объектов культурного наследия.

12. Форма разрешения на ввод объекта в эксплуатацию устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. В течение трех рабочих дней со дня выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию орган, выдавший такое разрешение, направляет копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства, указанных в пункте 5.1 статьи 6 настоящего Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на ввод в эксплуатацию иных объектов капитального строительства.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. В случаях, предусмотренных пунктом 9 части 7 статьи 51 настоящего Кодекса, в течение трех рабочих дней со дня выдачи разрешения на ввод объекта в эксплуатацию федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом" или Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос", выдавшие такое разрешение, направляют (в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия) копию такого разрешения в органы государственной власти или органы местного самоуправления, принявшие решение об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории в связи с размещением объекта, в отношении которого выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.

КонсультантПлюс: примечание.

Получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию не требуется также в случаях, указанных в ст. 16 ФЗ от 03.08.2018 N 340-ФЗ.

15. Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не требуется в случае, если в соответствии с частью 17 статьи 51 настоящего Кодекса для строительства или реконструкции объекта не требуется выдача разрешения на строительство.

16. В случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик в срок не позднее одного месяца со дня окончания строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома (далее - уведомление об окончании строительства). Уведомление об окончании строительства должно содержать сведения, предусмотренные пунктами 1 - , и 8 части 1 статьи 51.1 настоящего Кодекса, а также сведения о параметрах построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, об оплате государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, о способе направления застройщику уведомления, предусмотренного пунктом 5 части 19 настоящей статьи. К уведомлению об окончании строительства прилагаются:

2) технический план объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома;

3) заключенное между правообладателями земельного участка соглашение об определении их долей в праве общей долевой собственности на построенные или реконструированные объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом в случае, если земельный участок, на котором построен или реконструирован объект индивидуального жилищного строительства или садовый дом, принадлежит двум и более гражданам на праве общей долевой собственности или на праве аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.

17. В случае отсутствия в уведомлении об окончании строительства сведений, предусмотренных абзацем первым части 16 настоящей статьи, или отсутствия документов, прилагаемых к нему и предусмотренных пунктами 1 - 3 части 16 настоящей статьи, а также в случае, если уведомление об окончании строительства поступило после истечения десяти лет со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, в соответствии с которым осуществлялись строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, либо уведомление о планируемом строительстве таких объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома ранее не направлялось (в том числе было возвращено застройщику в соответствии с частью 6 статьи 51.1 настоящего Кодекса), уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение трех рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства возвращает застройщику уведомление об окончании строительства и прилагаемые к нему документы без рассмотрения с указанием причин возврата. В этом случае уведомление об окончании строительства считается ненаправленным.

18. Форма уведомления об окончании строительства утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

19. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления об окончании строительства:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении об окончании строительства параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами (в том числе в случае, если указанные предельные параметры или обязательные требования к параметрам объектов капитального строительства изменены после дня поступления в соответствующий орган уведомления о планируемом строительстве и уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве). В случае, если уведомление об окончании строительства подтверждает соответствие параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства, осуществляется проверка соответствия параметров построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома указанным предельным параметрам и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, действующим на дату поступления уведомления об окончании строительства;

2) проверяет путем осмотра объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома соответствие внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома описанию внешнего вида таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве (при условии, что застройщику в срок, предусмотренный пунктом 3 части 8 статьи 51.1 настоящего Кодекса, не направлялось уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса), или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;

3) проверяет соответствие вида разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома виду разрешенного использования, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;

4) проверяет допустимость размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию;

5) направляет застройщику способом, указанным в уведомлении об окончании строительства, уведомление о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности либо о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности с указанием всех оснований для направления такого уведомления. Формы уведомления о соответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности, уведомления о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

20. Уведомление о несоответствии построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности направляется только в следующих случаях:

1) параметры построенных или реконструированных объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствуют указанным в пункте 1 части 19 настоящей статьи предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, или обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами;

2) внешний облик объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не соответствует описанию внешнего облика таких объекта или дома, являющемуся приложением к уведомлению о планируемом строительстве, или типовому архитектурному решению, указанному в уведомлении о планируемом строительстве, или застройщику было направлено уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке по основанию, указанному в пункте 4 части 10 статьи 51.1 настоящего Кодекса, в случае строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в границах исторического поселения федерального или регионального значения;

3) вид разрешенного использования построенного или реконструированного объекта капитального строительства не соответствует виду разрешенного использования объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, указанному в уведомлении о планируемом строительстве;

4) размещение объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации на дату поступления уведомления об окончании строительства, за исключением случаев, если указанные ограничения предусмотрены решением об установлении или изменении зоны с особыми условиями использования территории, принятым в отношении планируемого к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, и такой объект капитального строительства не введен в эксплуатацию. пунктом 1 настоящей статьи.

Ввод дома в эксплуатацию регламентируют следующие нормативы:

Указанные акты сводят процесс ввода в эксплуатацию к получению двух документов:

Для получения разрешения на ввод объекта индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию в г. Москве рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Подготовьте необходимые документы

Заявителю необходимо подготовить следующие документы (ч. 2, 3 ст. 55 ГрК РФ; п. 2.5.1.1 Административного регламента, утв. Постановлением Правительства Москвы от 17.04.2012 N 145-ПП):

  1. заявление (запрос) на предоставление государственной услуги (в заявлении следует указать способ получения разрешения на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию) (п. 2.11.3 Административного регламента);
  2. документ, удостоверяющий личность заявителя;
  3. документы, подтверждающие полномочия заявителя действовать от имени застройщика (если заявитель не является застройщиком);
  4. правоустанавливающие документы на земельный участок (если необходимые документы и сведения о правах на земельный участок не могут быть получены в рамках межведомственного взаимодействия);
  5. акт приемки объекта капитального строительства (если строительство, реконструкция велись на основании договора строительного подряда);
  6. документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
  7. документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при наличии);
  8. схему, отображающую расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанную лицом, осуществляющим строительство;
  9. технический план объекта капитального строительства в форме электронного документа, заверенный усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой план (если указанный документ не может быть получен в рамках межведомственного взаимодействия) (ч. 12 ст. 24 Закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

Иные документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию (например, правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план, представленный для получения разрешения на строительство, разрешение на строительство, заключение органа государственного строительного надзора о соответствии объекта ИЖС требованиям технических регламентов и проектной документации), могут быть получены должностным лицом органа исполнительной власти г. Москвы в рамках межведомственного информационного взаимодействия, однако вы вправе представить их по собственной инициативе (п. п. 2.5.1.2, 2.5.1.4Административного регламента).

Примечание. Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, является исчерпывающим, если иное не предусмотрено законом (п. 2.5.1.3 Административного регламента).

Обратитесь в уполномоченный орган с заявлением и подготовленными документами

С заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию следует обратиться в орган, выдавший разрешение на строительство.

В г. Москве органом, в компетенции которого находится выдача разрешений на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию, является Комитет государственного строительного надзора г. Москвы.

Предоставление государственной услуги в г. Москве в отношении объектов ИЖС вне зависимости от источников финансирования их строительства или реконструкции осуществляется Комитетом только в электронной форме через Интернет (ч. 2 ст. 55 ГрК РФ; п. п. 1.3, 2.3.1.1 Административного регламента).

Разрешение на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию предоставляется бесплатно (п. 2.12 Административного регламента).

Объект ИЖС для осмотра

Должностное лицо Комитета осматривает объект ИЖС, если при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства государственный строительный надзор не осуществлялся.

В ходе осмотра построенного, реконструированного объекта ИЖС должностное лицо Комитета проверяет соответствие такого объекта требованиям, установленным в разрешении на строительство, градостроительном плане земельного участка, а также требованиям проектной документации (п. 3.3.3.4 Административного регламента).

Получите разрешение на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию

В течение семи рабочих дней принимается решение о выдаче разрешения на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию или об отказе в выдаче такого разрешения (п. п. 2.7.1, 2.11.1 Административного регламента).

Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию может быть (п. 2.11.2 Административного регламента):

  • выдано лично заявителю (представителю заявителя) в форме документа на бумажном носителе;
  • направлено заявителю в форме документа на бумажном носителе почтовым отправлением;
  • направлено заявителю в форме электронного документа, подписанного в установленном порядке (только для запросов, поданных в электронной форме).

К разрешению на ввод объекта в эксплуатацию обязательно прилагается представленный заявителем технический план объекта капитального строительства (ч. 10.1 ст. 55 ГрК РФ, п. 2.11.1.1 Административного регламента).

При отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию указываются причины принятого решения. Само решение об отказе можно оспорить как в досудебном, так и в судебном порядке (ч. 6, 8 ст. 55 ГрК РФ, п. п. 5.1, 5.18 Административного регламента).

Отказ

Если был получен отказ на ввод в эксплуатацию, гражданин имеет право подать иск в суд. В документе, полученном при отказе, должны быть указаны причины принятия такого решения.

По закону причиной отказа может быть:

  1. отсутствие или неправильное заполнение представленных документов; несоответствие объекта проектному плану;
  2. несоответствие требованиям, указанным в разрешении на строительство;
  3. отсутствие копии плана, переданной в орган, выдавший разрешение на строительные работы (обычно такой рассеянностью грешат застройщики).

Любые другие причины не могут служить основанием для отказа в выдаче разрешения на эксплуатацию ИЖС. При обращении в суд в случае отказа по причинам, не указанным в списке, гражданин имеет все шансы получить финансовое возмещение морального ущерба. Специалисты советуют привлечь к решению вопроса профессионального юриста и с его помощью составить грамотное исковое заявление в суд.

Когда дом считается введенным в эксплуатацию

Жилой дом признается введенным в эксплуатацию с момента регистрации права собственности на объект.

То есть само по себе разрешение на ввод в эксплуатацию, выдаваемое приемной комиссией, не означает, что дом становится жилым объектом.

Разрешение только свидетельствует, что препятствия для дальнейшего оформления отсутствуют и никаких противоречий существующим нормам не выявлено.

Таким образом, объект завершенного строительства необходимо поставить на кадастровый учет и зарегистрировать в Росреестре.

А вот для этого как раз и потребуется документ, разрешающий эксплуатационное использование здания в качестве жилого объекта.

Что для этого нужно

До того как представители комиссии приступят к осмотру объекта необходимо закончить проведение следующих этапов:

  • строительно-монтажные работы;
  • организация инженерных коммуникаций;
  • заключение договоров на обслуживание инженерных коммуникаций;
  • благоустройство придомовой территории;
  • обмер объекта сотрудниками БТИ.

То есть объект должен быть полностью готов для проживания. При этом речь идет обо всех основных элементах здания.

Может быть не окончена внутренняя отделка, но все необходимые коммуникации должны присутствовать в обязательном порядке.

Не должно присутствовать недостроенных стен, отсутствующих полов, дверей и окон. Любой недочет может стать препятствием для выдачи ЗОС, а, следовательно, и получения разрешения.

Необходимые документы

Все документы, подаваемые в орган, уполномоченный на принятие объектов в эксплуатацию, можно поделить на несколько групп.

Документом, который заявитель должен представить самостоятельно, является заявление.

Составляется оно по форме, утвержденной муниципальным образованием. Подать заявление можно лично или почтой на адрес соответствующего органа.

К числу документов, какие уполномоченные органы могут получить, в порядке межведомственного взаимодействия, в иных ведомствах относятся правоподтверждающие документы на земельный участок, занятый под строительство.

При этом запрашивается и выписка из ЕГРН.

Если по какой-либо причине сведения о правах на землю в реестре отсутствуют, то заявитель обязан самостоятельно предоставить подтверждающие документы, в том числе:

Важно, что непредставление заявителем указанных документов, а также несвоевременное их предоставление по запросу иными ведомствами не может становиться основанием для отказа в выдаче разрешения.

Если строительство осуществлялось на основании договора подряда, то подаются следующие документы:

  • акт о приеме-передаче объекта;
  • акт соответствия сооружения техническим условиям;
  • документ о соответствии параметров объекта техническим регламентам;
  • схема размещения строения и инженерно-технических сетей в границах участка;
  • планировочная организация земельного участка (может быть разработана заявителем самостоятельно).

Перечисленные бумаги визируются подрядчиком. Приведенный перечень является исчерпывающим, и запрос иной документации является неправомерным.

Требования к дому, вводимому в эксплуатацию

  • Дом должен иметь окна и двери, быть пригодным для жилья.
  • Стены с черновой штукатуркой сдать проблематично, следует их хотя бы оштукатурить под чистовую отделку (сама отделка необязательна). Данное требование продиктовано изменением размеров комнат после завершения основных строительных работ.
  • Стены неотапливаемого подвального помещения можно не штукатурить, пол не бетонировать. Однако если высота подвала составит 2,1 м и выше, будут предъявлены требования как к полноценному жилью, также потребуется пересмотреть этажность дома. Вследствие чего не стоит спешить очищать подвал от лишнего песка либо грунта.
  • Полы в санузлах должны быть сделаны под ключ, в остальных помещениях стяжки вполне будет достаточно. Дощатое покрытие предъявляется в полной готовности. “Тёплый пол”, увеличивающий стоимость дома, ставку налога и страховку, нужно показать в готовом виде.
  • Потолок – допустима черновая отделка.
  • Балконы и террасы должны быть с обязательным ограждением.
  • Лестница в многоэтажном доме предъявляется в готовом виде, замена её стремянкой недопустима.
  • Разводка отопления, электроснабжения и водосток должны быть выполнены согласно проекту. Функционирование системы обмерщиков не интересует, главное – её наличие.
  • Если предусмотрен гараж, то без установки ворот техпаспорт оформлен не будет.
  • Наличие хозяйственных построек, дорожек на территории, проездов, забора, озеленения для ввода в эксплуатацию частного жилого дома в сельской местности необязательно.

Последняя проверка – кто и что проверят?

Представители архитектурного управления, санстанции и пожарной охраны должны зафиксировать выполнение требований по их профилю в акте ввода в эксплуатацию частного дома.

  • Архитектор проверит совпадение геометрических размеров строения с проектными.
  • Представитель санстанции, в первую очередь, проверит действующую канализацию. Затем его заинтересует отопление, водопровод, электроснабжение, наличие договора на вывоз мусора. Также к его приходу нужно обязательно убрать строительный мусор с придомовой территории.
  • Пожарник проверит вентиляционные каналы, дымоходы, наличие предусмотренных проектом устройств для извещения о пожаре и гибких “рукавов” для транспортирования огнетушащих веществ.

Что делать после сдачи дома в эксплуатацию

  • Следующей стадией легализации жилья будет получение кадастровых документов. Для этого необходимо обратиться в БТИ. Сотрудники организации проведут дополнительный осмотр здания и оформят два паспорта - технический и кадастровый.
  • Далее со всеми документами идем регистрировать право собственности в кадастровой палате. Заявление будут рассматривать в течение месяца.
  • Если вы строили без разрешения администрации, например по дачной амнистии, то перед регистрацией права необходимо подать заявление в отдел архитектуры и градостроительства. В этом случае к заявлению прилагают: проект, эскиз дома и схему ИТС.
  • После регистрации собственности в Росреестре - владелец становится официальным пользователем. Это означает, что он обязан осуществлять все коммунальные платежи в соответствии с официальным подключением к сетям. Согласно ст.153 ЖК РФ, обязанность осуществлять платежи по жилищно-коммунальным услугам возложена на лиц, являющихся собственниками недвижимости или её нанимателями. Это означает, что сразу после введения жилого помещения в строй, об этом необходимо оповестить все коммунальные службы, зафиксировать показания счетчиков и осуществлять регулярные платежи.
  • Появление в стране еще одной единицы недвижимости означает и появление единицы налогообложения.

Любой собственник обладает тремя видами прав - пользования, владения и распоряжения. Завершение процедуры ввода дома в эксплуатацию делает все виды прав едиными.

В России действует ФЗ № 20, который определяет упрощённый порядок сдачи индивидуальных жилых домов.

Теперь чтобы зарегистрировать жилое строение необходимо подать в Росреестр следующие документы:

Технический паспорт на новый дом, оформленный по выше приведенной схеме. Именно этот документ подтверждает факт перехода недвижимости в новое состояние.
Свидетельство, подтверждающее право собственности на земельный участок.

Упрощенный порядок позволяет оформить ввод в эксплуатацию, как только что построенное жилье, так и давно существующий самострой.

Слово «самострой», конечно, сленговое, но обладатель зданий с таким статусом несет реальную юридическую ответственность. Правовой смысл сводится к простой логике: поскольку объект не прошел государственную проверку, никто не может гарантировать его безопасности и вероятности нарушения прав других граждан.

Владелец самостроя не может продать, передать, завещать свою недвижимость.

Более того, в любой момент такое жилье могут снести, а земельный участок под строением изъять на законных основаниях. Легализация частного самостроя процесс сложный, но почти всегда выполнимый. С многоквартирными домами и коммерческими объектами придется повозиться.

Стоимость процедуры

Подготовка и выдача разрешения на ввод в эксплуатацию производится на безвозмездной основе.

Учитывая, что при упрощенном порядке ввод объекта ИЖС в эксплуатацию производится на этапе регистрации возникновения права собственности на вновь образованный объект недвижимого имущества, то согласно положениям Налогового кодекса РФ указанная процедура облагается государственной пошлиной в размере 2 000 рублей.

АКТ ВВОДА

Оформление акта ввода здания в эксплуатацию - прерогатива специальной комиссии, состоящей из специалистов в своей сфере. Чтобы исключить проблемы и претензии со стороны проверяющих органов, стоит учесть несколько простых правил:

  • Для начала посетите кадастровую палату, находящуюся по адресу сооружения. В этой организации стоит найти инженера и воспользоваться его услугами в сфере уточнения действующих границ земельного надела и закрепления факта строительства объекта ИЖС. На этот момент здание должно быть полностью завершено. Наличие крыльца, крыши, дверей, перекрытий, окон и других атрибутов обязательно.
  • После этого подайте заявление в территориальный орган управления, а к нему приложите разрешение на возведение объекта и бумаги, подтверждающие право строительства.
  • В градостроительный отдел передайте заявление по обследованию, а также технический паспорт на объект (оформляется и предоставляется кадастровым инженером).
  • В органе исполнительной власти уточните список организаций, в которые стоит обратиться для согласования собранной документации. Как правило, речь идет о посещении газовой, пожарной, электрической и других служб.
  • Получите одобрение на ввод здания в эксплуатацию, после чего заплатите положенную пошлину за обследование объекта и передайте бумаги в градостроительный орган.

Акт ввода в эксплуатацию - документ, который выдается только при наличии подписей каждого из членов комиссии, принимающего участие в осмотре. Если у любого из членов имеется персональное мнение, он оформляет свое заключение, где указывает имеющиеся недоделки и дефекты, требующие исправления. Далее комиссия определяет сроки, в течение которых выявленные проблемы должны быть устранены. Как только владелец выполняет возложенные на него требования, проверка объекта ИЖС производится повторно.

Подписанный акт ввода подается на утверждение главе архитектурного комитета, который ставит подпись собственноручно или передает это полномочие своему заместителю. Решение комиссии по приемке можно обнародовать через судебный орган. Сам акт представляет собой официальный документ, который составляется на специальном бланке государственного образца. В нем содержится следующая информация:

  • Состав комиссии с перечнем специалистов, принимающих участие в процессе приемки объекта ИЖС. Все члены проверки ставят свои подписи под документом, удостоверяя этим персональную ответственность за состояние готового к вводу в работу здания.
  • Дата выполнения проверки.
  • Местонахождения сооружения.
  • Характер здания (хозяйственный, административный или жилой объект).
  • Структурные элементы постройки. Этот раздел означает, что участники осмотра (члены комиссии) отвечают не только за все здание в целом, но и за каждый его элемент по отдельности.

Ввод в эксплуатацию здания долевого строительства, или многоквартирного жилого дома, производится по стандартной схеме, которая будет рассмотрена в статье. Порядок ввода подразумевает получение соответствующего разрешения, а также обеспечения соответствия дома утвержденному плану и составленному проекту.

Перед тем как направляться в уполномоченную организацию стройнадзора для передачи заявления и пакета документов, застройщику необходимо:

  • Выполнить полный комплекс строительных работ, которые соответствуют требованиям проекта. Здесь речь идет об основных работах, обеспечивающих безопасность жильцов. Что касается благоустройства близлежащей территории (например, посадки полисадников), то эти работы могут быть не завершены;
  • Получить техпаспорт на здание, после чего поставить дом на учет;
  • Получить адрес (милицейский). На практике до получения такого адреса у здания будет строительная «прописка»;
  • Получить документ, подтверждающий выполнение техусловий от поставщиков электричества, газа и тепла;
  • Провести необходимый комплекс испытательных работ, касающихся естественной вентиляции, тепловидения и проницаемости воздуха.

Только при выполнении упомянутых условий можно подавать документы, рассчитывать на получение разрешения и акта ввода в эксплуатацию. В противном случае вероятность положительного исхода минимальна.

Порядок ввода и необходимые документы

Главные функции в вопросе ввода многоквартирного здания возлагаются на застройщика. Именно он должен обратиться в соответствующий орган с заявлением и пакетом документов, подтверждающих соответствие вводимого в эксплуатацию здания действующим нормам. Только в этом случае может быть составлен акт ввода и выдано необходимое разрешение.

Важный момент – передача пакета документов, среди которых:

  • Схема с планом участка, где возводится многоквартирный дом;
  • Бумаги, которые подтверждали бы право на строительство здания на конкретном участке земли;
  • Документ, разрешающий строительство жилого здания на выделенной территории;
  • Акт приема объекта капстроительства. Без такой бумаги не обойтись, если восстановление (реконструкция, возведение) здания проводилось на основании договора.

Кроме перечисленных выше, потребуются бумаги, которые подтверждали бы соответствие жилого здания нормам и требованиям, прописанным в техническом регламенте, соответствие прописанным техническим условиям и так далее.

Помимо этого, ввод в эксплуатацию невозможен без предъявления схемы, в которой были бы отражены все инженерные коммуникации, а также заключение органа стройнадзора, подтверждающего соответствие дома требованиям оснащенности капстроительства.

Стоит отметить, что упомянутый перечень документов передается застройщиком не сразу. Сначала застройщик подает уведомление о том, что строительство дома завершено, и он готов для ввода в эксплуатацию.

На следующем этапе собирается комиссия, в состав которой включается целая группа специалистов в сфере пожарной, экологической и санитарно-эпидемиологической безопасности. Их задача – проверка дома на факт соответствия действующих в 2016 году требованиям, после чего должен быть подписан проверочный акт.

Далее работниками ГАСН формируется другой акт, подтверждающий, что построенный дом и квартиры в частности соответствуют информации, прописанной в проекте на строительство. Только после этого порядок ввода подразумевает начало сбора пакета бумаг, о которых упоминалось выше.

На практике ввод дома может происходить по другой схеме. Например, после завершения строительных работ на объект приезжают сотрудники службы стройгоснадзора, которые проводят ревизию дома и каждой квартиры на факт соответствия документации и действующим нормам. Если обнаружены недостатки, то они находят отражение в соответствующем предписании (акте).

До момента, пока все обнаруженные проблемы не будут устранены, ввод в эксплуатацию невозможен. Вот почему процесс ввода дома может занять больше времени, чем на начальном этапе планирует застройщик. Даже опытные строительные компании попадают в ситуации, когда ввод приходится отложить на один-два месяца, а то и на целый квартал.

Ввод здания в эксплуатацию и передача ключей: в чем разница?

Многие не понимают, в чем главные отличия между передачей ключей от квартиры владельцу и процессом, о котором идет речь в статье (то есть вводом в работу). Здесь все просто. Первый период, касающийся ввода объекта, устанавливается ориентировочно и выражается, как правило, в квартальном исчислении. Здесь строительная компания опирается на опыт выполнения работ и приблизительные сроки, когда строительство объекта должно быть завершено. Если это необходимо, то такой срок может корректироваться застройщиком без необходимости уведомления об этом будущих владельцев той или иной квартиры. Такая практика действует в 2016 году и является общепринятой. При этом изменение срока может производиться не только в большем, но и в меньшем направлении.

Что касается срока передачи ключей, то он находит отображение непосредственно в договоре. Здесь требования более жесткие, чем в случае обычного ввода в эксплуатацию. Если в договоре прописано, что квартира должна быть передана владельцу не позже, чем 25 октября 2016 года, то именно до этой даты пользователь должен получить квартиру. Здесь корректировка срока со стороны застройщика без информирования дольщика запрещена.

Если же застройщик нарушает прописанный в договоре срок, то за каждые сутки просрочки он обязан выплачивать 1/150 от процента рефинансирования. По этой причине застройщик делает все возможное, чтобы акт проверки имел положительный характер, а сам ввод в эксплуатацию произошел в оговоренные сроки.

Как привило, промежуток между двумя событиями (передачей ключей и вводом) составляет не больше шести месяцев. В крайнем случае, процедура может растянуться, и разница составит один год. Конечно, это не говорит о том, что строительная компания завершит ввод в эксплуатацию и не будет раздавать ключи дольщикам. Здесь стоит помнить, что охрана объекта – дорогое удовольствие. С другой стороны, все юридические права на проведение таких манипуляций у него будут.

Что происходит после того, как выдан акт ввода?

Как только акт ввода получен, застройщик принимается за выполнение дополнительных работ, а именно:

  • Завершение процесса отделки каждой отдельно взятой квартиры, а также выполнение работ по благоустройству участка около дома. Если были обнаружены небольшие несоответствия требованиям, то они должны быть устранены;
  • Проводятся работы по пуску и наладке оборудования. В частности, производится запуск или настройка работы системы лифтов, выдача рабочего давления в трубах, проверка работоспособности насосов, а также систем, контролирующих утечки, снимаются показания счетчиков и так далее;
  • Оформляется главный пакет документов с поставщиками энергетических ресурсов – тепловой сети, водоканала и прочих. После заключается весь пакет соглашений, подразумевающий обслуживание;
  • Служба поддержки клиентов строительной компании занимается приемкой квартир, без чего ввод в эксплуатацию невозможен. После проверки качества отделочных работ составляется соответствующий акт. Если имеют место проблемы, то застройщик обязан устранить их в определенные комиссией сроки. После этого упомянутая выше служба снова проводит проверку на факт того, устранены проблемы или нет.
  • Далее оформляется соглашение с управляющей организацией. После этой работы осуществляется приемка здания на баланс. Здесь же проводится приемка и передача объекта.
  • Создается график, по которому осматриваются сдаваемые квартиры. При этом сообщение об окончании строительных работ и готовности объекта к передаче должно направляться к дольщику за 30 суток (или ранее) до момента передачи ключей владельцев. Сообщение передается дольщику с помощью заказного письма. При этом весь процесс может занять до четырех месяцев.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: